воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 12

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 12 Аримаспы В свое время в наших кинотеатрах показывались фильмы о Синдбаде-мореходе, среди которых меня особенно заинтересовал интересным сюжетом фильм «Синдбад и глаз тигра». В этом фильме царевича, силою колдовства превращенного в обезьяну, доставляют в «святилище четырех стихий» в магической Аримаспее за северным поясом льдов, чтобы там вернуть ему человеческий облик. Понятно, что этот сюжет родился в голове американского сценариста, для нас значение имеет не его истинность или ложность – американская предприимчивость способна ради прибыли превратить любую фантазию в фильм, интересна сама попытка создать образ страны Аримаспеи. Согласно Геродоту, Аримаспея расположена на Алтае, в восточной части современного Казахстана, поэтому казахам стоит исследовать легенду об Аримаспее как в научном плане, так и в духовной перспективе. Аримаспы обитали за (севернее или восточнее) исседонами, считающимися исторически реальным этносом. Аримаспы упоминаются в античной литературе не сами по себе, а обязательно в связке со «стерегущими золото грифами». Сведения об аримаспах греки получили от скифов, а те – от исседонов, т.е. эти сведения следует рассматривать не как греческие или скифские, а прежде всего как исседонские. По сведениям, приписываемым Аристею из города Проконесса, жившему в ҮІІ веке до н.э., «Эти люди живут вверху в соседстве с Бореем, многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый из них имеет один глаз на прекрасном челе; у них развевающиеся одежды и косматые волосы, и они самые могучие из всех мужей». Сочинение Аристея не дошло до нашего времени полностью. Геродот, использовавший другой список этого сочинения, уточняет сведения Аристея: «Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по скифски аримаспами: «арима» у скифов означает единица, а «спу» – глаз» (Herodot. IY. 27). Теперь никто не сможет сказать, действительно ли Геродот здесь приводит скифское слово и объясняет его значение на этом языке, однако вполне можно предположить, что исседоны – соседи аримаспов – называли их на своем языке по-другому. Казахский фольклорист Е. Д. Турсунов первым указал, что противостояние аримаспов и племени стерегущих золото грифов может отражать дуальные отношения в прототюркском мифе. Он объясняет его как дуалистический миф о борьбе между светлым божеством и одноглазым повелителем мира мертвых в фольклоре тюрков-исседонов или тюрков-грифов[54]. Это означает, что аримаспы и их противники грифы являются не столько реальными историческими этносами, сколько образами исседонского мифа. Это мнение представляется нам правильным, однако не следует забывать следующий очевидный факт. Во времена Геродота и Аристея к востоку от населенных реальными исседонами степей жили такие же реальные, но неизвестные нам народы. Понятно также, что они не были одноглазыми, также как не были и грифами, стерегущими золото. «Реальные географические сведения», «дополненные» мифическими деталями и образами, сформировали новый облик далеких племен. Согласно мифологической логике модели мира, стерегущие золото грифы, т.е. крылатые псы должны жить в верхнем мире, а одноглазые аримаспы – в нижнем мире, по той же логике они должны быть псами, но бескрылыми. Однако нельзя исключать возможности, что такое дуалистическое расположение верхнего и нижнего не было первоначальным вариантом, что в первоначальном варианте расположение было другим. Понятно, что уже в ту эпоху мифология и эпос исседонов и их соседей были достаточно сложными, что все мифы просто не могли быть охвачены в кратком сообщении Геродота. Чтобы понять природу этих двух мифических эпосов, необходимо освоить сохранившиеся в казахской, шире – тюркской мифологии представления о собаках, гончих қумай и змеях. Историки пытаются в этнографических, археологических материалах обнаружить источник мотива одноглазости аримаспов.Рассказ об «одноглазых» аримаспах повторяют все греко-римские авторы. Они говорят об этом не как о легенде, а как о реальном факте, поэтому современные исследователи пытаются рассматривать «одноглазость» как характерную для этого племени этнографическую особенность. Согласно таким гипотезам, «одноглазость» может означать на деле раскрашенное наполовину лицо или татуировку, символизирующую священность, добрые намерения. Такой обычай существовал у фракийцев, даков и сарматов, у древних кыргызов и агатыров Енисея. Есть русские сведения ХҮІІ века об обычае обитателей Енисейского уезда красить половину лица углем. Академик Руденко, ссылаясь на эти сведения, выдвинул предположение о том, что аримаспы обитали на Северном Алтае. Мы не отрицаем возможности того, что неизвестный народ, вынудивший исседонов переместиться на запад, имел такую этнографическую особенность, однако греческие сведения об аримаспах и грифах как таковых считаем мифологическими. Для саха-якутского мифа характерно противостояние айы и абасы, образы этих противников можно было бы попытаться сравнить с образами «одноглазых аримаспов» и «стерегущих золото грифов». Во-первых, супруга Юрюнг Айы тойона зовется Ку Кубэй хотун. Это имя переводится как «милостивая женщина-солнце», т.е. слово кубэй означает «милостивая», однако первоначальное значение этого слова связано с Құмай (құмай > құбай), т.е. с птицесобакой, птицей, из яйца которой вылупляется гончий пес[iv]. Во-вторых, если Юрюнг является персонификацией верхнего мира и главой айы, то Арсан – персонификация нижнего мира и глава абасы. Война абаков (абаасов) во главе с одноглазым Арсаном-дуолаем с айы, дуализм абака и матери Кубэй-Кумай заставляет вспомнить вечное противостояние стерегущих золото грифов и аримаспов. Если «стерегущие золото грифы» – айы верхннего мира во главе с Юрюнгом, то одноглазые аримаспы – абаасы нижнего мира во главе с Арсаном. Но это лишь предположение. [1] Н.М. Дьяконов писал, что слово даса вначале имело значение «враг», «чужак», «дикарь», а позднее приобрело значение «раб» (Ильин Г. Ф., Дьяконов Н. М. Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине 1 тыс. до н.э. // История Древнего мира. М., 1983. С. 336). Но и эта этимология является половинчатой, не доведенной до конца (следовательно, ошибочной). [2] В мифопоэтических текстах есть указания на то, что классическая четырехварновая система (брахманы, кшатрии, вайшья, шудра) выводится из более древней двоичной системы. На двучленные структуры ориентируют древнейшие свидетельства об употреблении слова «варна»: «убивая дасью, он (Индра) оказывал покровительство варне ариев» [РВ III 34, 9]; «боги усмиряют гнев дасы, да приведут они нашу варну к благополучию» [РВ I 104, 2]; «Агастья, могучий праотец, который... желал детей, потомства и силы, поддерживал обе варны» [РВ I 179, 6]. (Варна. МНМ 1-216). [3] «Дасью (дасы) представляли собой автохтонное племя, враждебное ариям и отличавшееся от них темным цветом кожи. Уже само наличие двоичного противопоставления «варна ариев» – «варна дасов» (Ригведа ІІІ 104,2;ІІ 12, 4; ІІІ 34,9) при том, что дасы определяются как черные, отсылает к правдоподобной реконструкции: белый (арии) – черный (даса) как обозначение своего и не-своего (чужого)». Варна. МНМ 1 219. Понятно, что авторы словарной статьи, говоря о дасах как автохтонах с «темным цветом кожи», имели в виду протодравидские племена Индостана, населявшие Индию в эпоху появления там ариев, мы же дасами считаем население Средней Азии (Казахстана) и понятно, что цвет их кожи не был столь темным, как у протодравидов. [4] История Казахской ССР. С. 189. [5] Артамонов И. Сокровище саков. 1973. С. 12. [6] МС 174; необходимо проверить имена богатырей даса в лингвистическом плане. [7] Фирдоуси. 1. С. 625. [8] Слово күн (солнце) в тюркском языке может иметь форму күл. Об этом свидетельствует казахско-ногайское слово күлайлан, т.к. слово это означает подсолнечник, күнді (күлді) айналу – «движение вокруг солнца», в современном казахском языке это слово означает ветреного, легкомысленного человека. [9] Очевидно сходство имени Асянь-ше или Ахянь-ше в перечне Апанбу > Ичжини-Нишиду (Надулу Ичжи Нишиду) > Ашина (Ахянь-ше) с компонентом асйан в имени Франграсйан. Китайский иероглиф апанбу, как нам представляется, отражает неизвестное тюркское слово, происходящее от апр. [10] История КазССР. С. 192. [11] Этноним авхат в скифской мифогенеалогии соответствует этнониму аугасий. В основе обоих может лежать древний прототюркский этноним. [12] Ахинжанов С. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. А. «Ғылым». 1999. С. 52. [13] Карамзин Н. История государства Российского. 1 том. М. Наука. 1989. С.177. [14] Этноним мадияр сохранился в среде казахских кипчаков, байулы, аргынов в качестве антропонима. [15] Скурлатов В. Этнический вулкан // Дорогами тысячелетий. М. 1987. 1 книга. С. 206. [16] В то время их численность была всего 600 человек. Их этническое происхождение неизвестно, но до ХҮІІІ века они были тюркоязычными, позднее, в ХХ веке их потомки, вошедшие в состав тувинских тюрков, жили на севере и северо-востоке Тувинской республики (ҚСЭ. 7 том. С. 507). [17] В этом ряду можно также упомянуть казахское имя Матай и род матай в составе найманов. [18] Шилов Ю… С. 195. [19] Семерка. МНМ 2 425. [20] Ануннаки, анун(н)а (шумер., предположительно «семя князя», по-видимому речь идет об Энки). МС 50. Бог неба Ан семь раз упоминается в качестве отца ануннаков. Ануннаки – посредники между богами и людьми, а также боги-судьи подземного мира, боги-заступники и покровители, их именем скрепляются клятвы. [21] МС 174. [22] В зороастризме Ахура-Мазда и «шесть младших богов» вместе составляют основную «божественную семерку». Эти семеро сотворили весь мир. Их называют амеша-спента – «бессмертные святые». [23] Мандельштам А.М. (рецензия Ф. Альтхайма). История гуннов. Народы Азии и Африки. М. 1962. № 3; Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.1972. С.205. [24] Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. С. 205. [25] Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М. 1962. С. 244. [26] История КазССР. 1977. 1 том. С. 325. [27] Племя локай, живущее в Жидели-Байсын, является изначально коныратским или же это местное племя, позднее присоединившееся к ним. У нас нет сведений об этом, поэтому мы не можем отрицать вероятность существования других причин отождествления эпического Алпамыса с коныратами. [28] Широко распространенное сейчас среди мусульман имя Абдулла (Абдаллах, Абдолла) обычно переводится как «семь аллахов», т.е. такое объяснение по своему смыслу противоречит исламу, его основной догме об единственности Аллаха. Можно предположить, что в доисламскую эпоху это имя существовало в форме абдал и превратилось в Абдулла в ҮІІ-ІХ веках, когда его первоначальное значение было забыто. [29] Происхождение рода абдал в составе современных туркменов, а также подрода абдал в составе рода таз казахского Младшего жуза связывают с эфталитами (абдал – эфтал). Если принять это мнение, то становится очевидным: реликтовые роды древнего времени, такие как абдал, могут сохранять древнюю информацию, пусть и в измененном виде. [30] Звук ш в начале слова появился в результате замены с > х. [31] По этой модели в шумерской мифологии образованы имена богинь Нингирсу, Нингишзида, Ниназу, Нинисина, Нинкаррак, Нинлиль, Нинмах, Нинтинугга, Нинурта, Нинхурсаг, Ниншубура. [32] МС 399. [33] Существует прямая преемственность между шумерским словом ки (земля) и показателем к, присоединяемым к слову во многих (прежде всего, тюркских) языках: ал > кал, абак > кабак, анг > канг. Также стоит отметить, что греческое слово ге (Гея), латинское терра, тюркское гер (йер, жер,а также кір – «грязь») со значением «земля» происходят от одного общего начала. [34] МС 638. [35] МС 394. [36] Т.к. слово кур имеет такое значение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий