воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 2

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 2 Этноним даса (даха) Вариант этнонима таз в другом языке (традиции) – даса. Этот этноним упоминается в древней индоарийской мифологии. Одно из свойств индоарийских, индоиранских языков – превращение заимствованного слова в открытое. Слово таз (даз, дас) при заимствовании также было открыто, превратившись в даса. Название даса зафиксировано уже в индоарийском тексте («Ригведа»). Исходя из того, что большинство исследователей относят время формирования этого индоарийского произведения к ХІ-Х вв. до н.э., можно утверждать, что и название «даса» существовало самое позднее в ХІ-Х вв. до н.э., если брать шире, то во 2 тыс. до н.э. В «Ригведе» этому названию придано несколько значений. Во-первых, даса – название рабов в индоарийском обществе, опираясь на это, исследователи решили, что слово даса означает «раб». Но эта этимология является ошибочной, значение «раб» слова даса не является первичным, это производное значение, сформировавшееся в связи с общественно-политической ситуацией в определенном обществе[1]. Кроме того, первоначально в индоарийском обществе в рабов превращались только военнопленные, т.е. первыми рабами были «неарии». Поэтому можно предположить, что происхождение слово даса связано с реальным «неарийским» этнонимом. Это соответствует сказанному нами об этнониме таз. Во-вторых, даса в индийской мифологии: а) враждебные арийским богам демоны; б) первопредок этих демонов. Если враждебные ариям, арийским богам демоны являлись богами «неарийских» племен, тогда Даса – мать этих «неарийских» богов. Это соответствует сказанному нами о Таз-каан. В-третьих, даса в индийской мифологии – название враждебных ариям, не почитающих арийских богов «неарийских» племен. Вероятно, это имя первопредка этих племен даса в генеалогическом мифе (эпоним и этноним). Это значение также соответствует этнониму таз. В-четвертых, даса в текстах «Ригведы» упоминается в качестве одной из двух групп (варн) первоначального арийского общества. Т.е. первоначально арийское общество состояло из двух варн – свободных (ариев) и рабов (даса)[2]. Такое состояние может пониматься и как совместное существование в рамках одного общества пришельцев (ариев) и автохтонных народов (даса – тазы). Следующий отсюда главный вывод – первоначальное индоарийское общество возникло в ареале взаимодействия двух этнических групп – ариев и даса (тазов), т.е. индоарийское общество фактически сформировалось в результате смешения пришлых индоевропейцев и аборигенных прототюрков (тазов). Из приведенных четырех значений названия даса можно сделать такой вывод. Проблема времени: в связи с тем, что название даса упоминается наряду с ариями в отношении к первоначальному арийскому обществу, ясно, что даса составляли современное ариям реальное среднеазиатское или казахстанское автохтонное племя (племена). Даса является этнонимом, ставшим известным ариям еще до их прихода на земли Индо-Пакистана, когда они обитали в степях Средней Азии и Казахстана, возможно, даже в степях региона Волги,Днепра и Кубани. Исходя из того, что первоначальное арийское общество состояло из двух варн (ариев и даса), вероятно, в этот период в рамках родоплеменной структуры происходило объединение пришлых индоевропейских (арии) и местных (даса) племен. Но изначально арии не были свободными господами, а даса – рабами, можно предположить существование двуязычных союзов отдельных родов и племен ариев и даса. Судя по тексту «Ригведы» «Агастья, могучий праотец, который... желал детей, потомства и силы, поддерживал обе варны», в первоначальном, не перешедшем к стадии рабовладения обществе арии и даса были равны. Понятно, однако, что интересы двух этнических групп во многих ситуациях не совпадали, поэтому во взаимоотношениях даса и ариев враждебность превалировала над союзничеством и добрососедством. Поэтому арии стали превращать в рабов пленных даса. Позднее, когда арии мигрировали в Индостан, этноним даса в их языке обрел новое значение «раб». Вообще, в «Ригведе» несколько раз специально отмечается противостояние ариев и даса. И мифологические племена даса, и демоны даса непримиримо враждуют с ариями. Вероятно, в реальной истории арии много претерпели от даса. Более того, переселение большей части индоариев через Афганистан в Индо-Пакистан, вероятно, связано с невозможностью выдерживать удары даса во второй половине 2 тыс. до н.э. на территории Средней Азии. Вынужденно покинувшие Среднюю Азию арии «отомстили» изгнавшим их даса в «Ригведе»: отныне арии и арийские боги всегда побеждали превратившихся в мифологических персонажей даса. Такие мифы, наверное, были позднее и у даса. Но если арийское общество стало оседлым и сохранило свое наследие до наших времен, даса сошли с исторической сцены, или же не имевшие письменности кочевые потомки даса не смогли сохранить их наследие. Мы считаем слово даса общим названием (на языке индоариев) среднеазиатского (казахстанского) прототюркского массива 2 тыс. до н.э. Можно предположить такую историческую ситуацию. В результате противостояния «арии – даса» большинство индоариев в ХҮ-ХІ вв. до н.э. постепенно ушло с территории Средней Азии в Индостан, но небольшая их часть осталась на землях современного Узбекистана и Северного Афганистана (Бактрия). Достигшая этих земель в ХІІІ-ХІ вв. до н.э. новая «индоевропейская волна» миграции – часть иранских племен – скоро смешалась с прежними ариями и усвоила название «арий». Вероятно, враждовавшие с туранцами – новой силой, происходившей от даса, имевшие достаточно близкие языки, хозяйственный уклад, культуру и мифологию индоевропейские племена первой волны (оставшаяся в Средней Азии часть индоариев) и индоевропейцы новой волны (иранцы) быстро нашли общий язык и начали смешиваться. Новые пришельцы (иранцы) ассимилировали индоариев, иранизировали их, взамен усвоив название арий, превратив его в самоназвание. Итак, мы считаем даса конкретным названием одного из племен и обобщенным названием большинства этих племен, обитавших в Средней Азии (возможно, также в степях Казахстана и Волги, Днепра и Кубани) во 2 тыс. до н.э. и до того. Среди дополнительных данных в пользу этой гипотезы есть и «авестийский» аргумент. ***Сохранившееся в индоарийских мифологических текстах слово варна по своему происхождению является прототюркским, современный казахский вариант этого слова – орын (место). Вероятно, в прототюркское время это слово имело значение «род», «часть рода», т.к. слово Орунг (Варунг), представляющее вариант-праформу слова орын > варн (варна), является однокоренным со словами ру (род), урук (семя, потомство), урук-ан. Это прототюркское слово обрело в 1 тыс. до н.э. новые значения на землях Индо-Пакистана в языке индоариев. Индоарии, как и даса, имели европеоидный внешний облик, однако оттенок цвета кожи у них отличался. Индоарии, прародиной которых была Европа и Украинские степи, все еще сохраняли белизну кожи, в то время как даса – потомки мигрировавших в Азию кавказских гиперборейцев – были темнее[3]. Таким образом реальная вражда ариев и даса породила ассоциацию «белые – черные», поэтому слово варна (ру), первоначально обозначавшее «род» ариев или даса, обрело значение «цвет», а еще позднее, в брахманский период (ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э.) слово варна обрело значение «каста, сословие». Дахи (даи) Древнеиранский («авестийский») вариант озвучивания этнонима Таз > Даса – Даха. Среди упоминаемых в «Авесте» этнонимов есть и название даха (Daha) , также этот этноним упоминается в «Надписи о великанах» Ксеркса в связи с племенами саков[4]. В условиях замещения с > х даса и даха являются разные фонетические варианты одного слова. Поэтому в свете присутствия этнонима даха (т.е. даса) в «Авесте» и персидских анналах и его связи с племенами среднеазиатских кочевников саков, становится очевидным, что этноним даха (даса) имеет отношение не только к аборигенам Индостана, но и к среднеазиатским автохтонам. В истории Средней Азии и Казахстана второй половины 1 тыс. до н.э. название даха (дай) присутствует в качестве реального этнонима. Современник Александра Македонского Арриан (автор «Анабасиса») помещает даев в степи на правом берегу Сырдарьи, т.е. в регион современной Сырдарьи, Улытау–Сарыарки. Позднее, греческий географ Страбон (І век) пишет, что даи живут севернее массагетов, «выше Меотиды» (?). О возможном соответствии племен, называвшихся даями и массагетами, было высказано следующее мнение: «Античные авторы помещают их на землях, принадлежащих, как писал ранее Геродот, массагетам. Все это говорит о том, что либо дахи (даи) первоначально занимали область севернее массагетов, либо входили в конфедерацию последних. Около середины ІІІ в. до н.э. даи появляются в юго-восточном Прикаспии, на границах Парфии, занимая на исторической арене место массагетов. С этого времени «большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называются даями» (Страбон)». Не останавливаясь на частных вопросах, выделим имеющую отношение к теме суть: похоже, в течение нескольких веков на кочевом пространстве Средней Азии и Казахстана этноним дай (даха) являлся наиболее известным и фактически наиболее используемым историческим этнонимом. Последний отпрыск носителей этого этнонима, вождь племени парн (парн-дай, апарндай) или даха (дай) Аршак в 243 г. до н. э. основал Парфянское царство на землях современной Туркмении [5]. Итак, если опираться на данные индоарийской «Ригведы», иранской «Авесты» и античных авторов, этноним даса > даха > дай был известен на землях Средней Азии и Казахстана на протяжении 2-1 тыс. до н.э., т.е. в течение целых двух тысячелетий. Какой долгий срок и какая жизнеспособность! Ясно, что этноним существовал в течение столь долгого времени не на пустом месте. Следует также отметить, что название даса (даха, дай) не было придумано индоиранцами для обозначения враждебного народа, оно является самоназванием среднеазиатско-казахстанских народов. Самое простое тому доказательство, что античные (греческие) авторы казахстанских, среднеазиатских кочевников называют даями напрямую, без влияния персов. Греки зафиксировали реальный этноним так, как слышали его. Даса (дахи, даи), т.е. Тазы – это прототюрки Для нас это определение является важнейшим. К нас на руках нет достаточного языкового материала, чтобы доказать эту концепцию, потому что материалы о языке даса не сохранились до нашего времени. Поэтому единственный способ показать этническое происхождение – интерпретировать мифологические образы, связанные со словом даса (даха, дай), и на этой основе сделать этимологические выводы. Очень слабое доказательство, но других возможностей не существует. Чтобы понять мифологический характер слова даса, в первую очередь, следует обратиться к мифам «Ригведы». В соответствии с индийской мифологией, даса или Дасью – враждебные ариям, не почитающие арийских богов, «неарийские» племена и их демоны, т.е. «боги». Мифические даса – образы, связанные со стихией воды, «они захватывают воды», в «Ригведе» воды (водные источники, персонажи, олицетворяющие их) называются женами даса, «под которыми, вероятно, следует понимать Вритру»[6]. Из этих кратких определений можно вычленить наиболее важные показатели, имеющие отношение к образу даса. 1. Даса относятся к ряду мифологических образов, связанных с водной стихией. Это соответствует показанному ранее второму значению (вода, океан, море) понятия танг > тангир (тенгир), тангиз (тенгиз) – «творящие пространства». Можно утверждать, что праформа танг (таз, тах) сама по себе обладает дополнительным значением «вода». 2. Даса являет собой мифологический образ, обладающий змеиной природой, змеиным обликом. Этих двух показателей вполне достаточно, потому что налицо семантический ряд «вода» > «змея» и эта цепочка может быть продолжена дальше. В «Ригведе» упоминаются связанные друг с другом названия даса, дасью, дану, данав, дайтья. В текстах мифов они предстают как отдельные персонажи и образы, однако по сути обладают общей природой и происхождением. Во-первых, их названия фактически происходят от одной и той же праформы *da (*tang) (да-са, да-сью, да-ну, да-нав, да-йтью). Во-вторых, в реальных мифах они упоминаются в связи («в родстве») друг с другом. В третьих, все они по своей природе связаны со змеей и водой. В-четвертых, все они – враги ариев, соперники арийских богов; фактически все они противоборствуют с арийским богом Индрой. Первоначальная этимология всех этих имен может быть прояснена, если общей для них праформе *da (*tang) придать значение «вода», «змея». К тому же в древней индийской, иранской, греческой, германо-скандинавской мифологиях есть общий образ, варианты имен которого восходят к этой же праформе. Это – Ахи-Будхнья (инд.), Ажи-Дахака (иран.), Эхидна (греч.), Нидхегг (скандин.). Присутствие этих имен только лишь в мифологических традициях индоевропейских народов не должно создавать превратного представления, т.к. первоначальный праобраз и его имя, к которому восходят все остальные, являются прототюркскими. Ахи-Будхнья; Будхнья > дхнья > дхн > дах(ан). Ажи-Дахака; Дахака > даһах > даах > дах. Эхи-дна; Дна > даа(на) > даһа(на) > дах. Ни-дхегг; Дхегг > дахаг > даһах > даах > дах. Таким образом, в основе всех этих слов находится праформа *tang (*tas, *tah), поскольку все четыре мифологических образа обладают природой дракона, змеи, то и одно из значений праформы должно соответствовать этой природе. Присутствующие в трех из четырех имен слова ахи, ажи, эхи имеют общее происхождение и обладают общим, как принято считать, индоевропейским значением «змея», однако мы уже отмечали, что его истинное прототюркское значение составляет семантическую цепочку «мать» > «змея» > «Мать-змея» > «Праматерь (бабушка)» > «старшее поколение (потомство)». Поэтому с уверенностью можно сказать, что прототюркское значение имен Ахи-Будхнья, Ажи-Дахака, Эхидна, Нидхегг – «Праматерь», «Мать-змея». Эти значения позволяют восстановить первоначальное значение праформы *tang (*tas, *tah) – «жизнь», «жизненность», «существование». Это значение можно увидеть и в тюркских словах ті-рік, ті-рі (живой), ті-ршілік (жизнь, существование), те-рі (кожа), тұ-ру (стоять, быть), туу (родиться), тудыру (родить) (а также в мифологических именах Тъ-анг-ір > тангри, тъ-ана > Тана[i]) и в шумерском слове ти (жизнь), восходящих к праформе *da > *di > *ti, являющейся фонетическим вариантом *tang (*tas, *tah). Слова *ta(h)ak-*da(h)ak, dak, *ta(h)ang-da(h)ang > *tang, *tana, *dana образовались путем присоединения к этой праформе превратившейся позднее в суффикс праформы *ang и ее фонетических вариантов *ay, *an, *as, *ah. Все эти слова имеют значение: а) жизненность; б) живое существо. Доказательством этому может быть казахское слово тай. «Мертвый корень» тай, общий для казахских слов тай (молодая лошадь, жеребенок), тайлақ (молодой верблюд), тайынша (телка), Тайман (имя человека), прошел через семантические изменения «молодой скот» > «молодое живое существо» > «первоначальное живое существо», использование этого слова по отношению и к лошади, и к корове, и к верблюду, и к человеку свидетельствует именно о таких изменениях значения. Первоначальный вариант произношения слова тай – танг (т-анг > т-ай), где праформа т означает «жизнь, жизненность», а одно из многочисленных производных значений праформы анг – «юный, новый, молодой» (например, тюркское yang > yana со значением «новый» (каз. жаңа), праформа юнг, лежащая в основе таких слов индоевропейских языков как young, junior, юноша, юный), т.е. вместе они означали «молодой, новая жизнь». Подчеркнем, прототюркское происхождение слова *daha > *dai может быть доказано благодаря одному слову тай. Все слова, созданные на основе праформы *da(ng), могут быть прочитаны через ее значение... Значение первого уровня – «первоначальная жизнь». Даха (даса) означает мифологическое «живое существо» > «первое живое существо», «исток, начало первоначальной жизни» (первосущество, первожизнь). Значение второго уровня – «существо, порождающее первожизнь». Значение первого уровня (первожизнь) обязательно создает значение «мать», «материнская утроба», порождающая эту «первожизнь». Таким образом, конкретный древний этнос превращает слово даха в образ «праматери» (Великой Матери), а ее имя включает в ряд мифо-генеалогических, антропогонических, космогонических понятий. Значение третьего уровня – «мать-змея». В связи с превалированием в определенной мифо-этнической традиции культа и тотемизма змеи, образ праматери Даха приобретает природу змеи, формируется конкретизированное представление о даха – «матери-змее». Значение четвертого уровня – имя генеалогического праотца (праматери) > этноним. Если определенная этническая среда считает некое имя именем своего праотца (праматери), тогда через небольшой отрезок времени имя это превращается в самоназвание – этноним. Этноним даха (даса, дай) возник таким способом. Этнос (суперэтнос) даха (даса) имел культ змеи, он был прототюркским по происхождению. Поэтому выелившуюся из целостного этноса Матери-змеи (Жылан-баба) второго тысячелетия до н.э. (даже еще более раннего периода, 4-3 тыс. до н.э.) ветвь прототюрков (вместе с протоэламской и протодравидской группами) мы можем называть даха > даса > даи или протодаи. Даха или даи (дах-массагеты) 1 тыс. до н.э. могут являться как племенами западных прототюрков, так и их иранизированных потомков. Тем не менее, судя по сохранению в последующие столетия у даев (происходящей от одной из их ветвей парфянской династии) культа змеи, представляется более вероятным, что они оставались прототюркским народом. Особо значимое место произошедших от праформы *Da(ng) слов в мифологической ономастике индоевропейцев, индоиранцев и индоариев показывает лишь мощное (позитивное и негативное) влияние на них прототюрков в эпоху формирования этих обществ (индоевропейского, индоиранского, индоарийского). Именно в эту эпоху этническое название прототюрков (dasa > daha) и мифологические понятия проникли в индоевропейский, индоиранский, индоарийский фонд мифологических терминов, превратились в понятия, передающие только значения «змея, дракон, водное существо». Не более того.

Комментариев нет:

Отправить комментарий