воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: ҮІ раздел Серикбол Кондыбай Элам. Хараппа Часть 5

Гиперборея: ҮІ раздел Серикбол Кондыбай Элам. Хараппа Часть 5 От Кушана до Созака Итак, вполне возможно, что кушанское племя (или племена), кличем которого стало мифо-генеалогическое имя Кушан, пришло в І в. до н.э. из современных казахских земель. В этом случае простая логика говорит, что понятие кушан еще до 1 в. до н.э. могло присутствовать в фольклоре и мифо-генеалогическом комплексе племен, населявших казахскую степь. Поэтому следует обратить внимание на топонимы с корнем хуш (куш, куч, куз), суш (шуш, суз, сус) на степной карте. В Восточном Туркестане есть топоним Куча, в Северо-Восточном Иране, в районе города Мешхед есть место, называемое Кучан. Вероятно, существуют и другие топонимы, но мы пока не занимались их сбором и обработкой. Поэтому пока остановимся на связанном с судьбой казахов названии Созақ. Созак – название исторического района и города в Южном Казахстане, на северном склоне священного хребта Каратау. Это место отмечено тремя знаменательными для нас фактами. Во-первых, Созак – одна из значимых координат в начальной истории современной казахской государственности. Известно, что город Созак даже был столицей Казахского ханства, пусть и краткое время. Во-вторых, Созак широко известен в казахской генеалогической традиции в качестве имени одного из двух (трех) братьев-первопредков Казака и Созака или Казака, Созака и Узака. Созак – предок каракалпаков. В-третьих, с районом Созака связано имя и мифологический комплекс прославленного Баба-тукти Шашты-азиза. Уже эти три момента говорят об особом значении слова Созак и созакской земли для казахов. Сведения о названии Созак встречаются в источниках ХІІІ века. Армянский царь гетум, возвращаясь в 1255 году из ставки монгольских ханов, побывал в ряде южноказахстанских городов, и среди них в городе Хузах. Этот Хузах исследователи считают Созаком. С уверенностью можно предположить, что название это существовало с древности, задолго до того, как попало в армянский документ. Мы считаем, что это название существовало уже в 1 тыс. до н.э., а возможно и ранее. В Казахской энциклопедии в скобках указано второе название города Созак – Хұзақ[21]. Это, как и Сузистан – Хузистан, еще один пример устойчивой замены с > қ: Созақ > Хұзақ или Созақ > Қозақ. Мы можем включить пару Козак-Созак в ряд понятий, таких как Хаошйангха, Иншушинак, Хушан, Кушан. В поисках древних истоков названия Созак, мы обращаемся к эпохе государства Кангюй (Қаңғар) в китайских источниках. В китайском документе «Шицзиде», зафиксированном в І в. до н.э., говорится о делении страны Кангюй на пять областей, одна из которых называется Сусе. Есть несколько гипотез о местоположении на географической карте пяти областей или «малых улусов» страны Кангюй – Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юегянь. Мы предполагаем, что область, название которой было зафиксировано в китайской письменности как Сусе, – это северные склоны Каратау, т.е. район Созака[22]. Античные авторы в связи с падением Греко-Бактрийского царства упоминают среди кочевых племен этноним ас. Это приблизительно ІІІ-І вв. до н.э. Племена с северного берега Яксарта-Сырдарьи (т.е. «из области на другом берегу Яксарта...») в этот период двигались на юг, через Среднюю Азию достигли территорий Афганистана и Ирана и разгромили эллинистическое государство. Среди этих племен были асы (асии, асианы). Исследователи отмечают богатство топонимики, связанной с этнонимом ас (яс, асии, асианы), в Южном Казахстане. На одном из диалектов асы или асианы вполне могли называться хасами или хасианами. Из них вышли рассматривавшиеся ранее кушаны, оставшиеся же на прежней территории кочевники вошли в состав государства Кангюй. Поэтому можно предположить, что праобраз возникшего через тысячу лет в буддизме мифа о стране Шамбале и ее царе Сучандре существовал на землях Созака до ІІ в. до н.э. Названия Созак, Хузах, как и Сучандра-Хушан, Кушан, Хаошйангха, Шушна-Хушан, Иншушинак-Хушинак, происходят от общего корня хуш (хаош, куш, хуз, қоз) или (суш (шуш, суч, соз). Общая праформа хуш (суш) имеет значение «полое пространство» и «одушевленная персонификация полого пространства», поэтому можно предположить, что в мифо-генеалогическом комплексе древних казахстанцев наряду с понятием мифического пространства Хуш или Суш существовал мифо-эпический, мифо-генеалогический персонаж с таким именем. Выражаясь по-казахски, в древнем фольклоре существовал образ батыра, предка по имени Хуш или Суш. *** Возвращаясь к теме Баба-тукти, заслуживает внимание привязка легенды о нем именно к району Созака. В связи с легендами о дочерях пери не вызывает удивления сходство кавказского имени Сослан-Созруко с топонимом Созак. С уверенностью можно сказать, что имя и образ прославленного богатыря северокавказского нартского эпоса Сослана (Сосруко) своими корнями – пусть частично – уходят в созакскую землю. Миграция этого имени из Созака на Кавказ, вероятно, связана с кангарами-печенегами Х века. Имя Сослана во всех вариантах нартского эпоса одинаково. В. Абаев утверждает, что имя это известно на Кавказе с ХІІІ-ХІҮ веков. Однако имена с основой сос-қос присутствовали в кавказской среде уже в гунно-булгарскую эпоху, например, этнонимы хазар, касах были известны здесь с ҮІІ века. Трудно сказать, принесли ли слово хаз (қаз), лежащее в основе этих этнонимов, на Кавказ хунну, или же это слово сохранялось здесь и до их прихода. Возможны оба варианта. Среди казахских имен, похожих на имя Сослан, можно назвать Созака из легенды. Интересно, что в одном из вариантов нартского эпоса отца Сослана зовут Сосаг, а деда – Алаг. Сосаг-Созак и Алаг-Алақ-Алау – это чисто казахские имена генеалогической традиции. В контексте сказанного о Баба-тукти мы не можем считать случайностью общее происхождение Сосага и двух братьев Казака и Созака (или трех братьев Казака, Созака и Узака) в генеалогии казахов, а также сходство этого кавказского имени с историческим топонимом Созак. Все это позволяет говорить о древнейшем происхождении названия Созак. Казахский Созак с Сусе китайских документов, Кушаном, Сучандрой и даже эламскими Сузами связывает заросшая тропа истории, которую мы пока не в силах обнаружить. Хусрава и Сушравас Судя по имени, герой иранского эпоса Хусрава также может быть включен в ряд богатырей, связанных с қуыс. Хусрава (в «Авесте» – Хосрава или Кави Хосрава, в новоперсидском языке Кай Хусроу) – эпический герой, царь из династии Кейянидов, сын Сйаваршана[23]. В «Шахнаме» его матерью называется Фарангис, дочь туранского царя Афрасиаба, т.е. Хусрава наполовину является туранцем. В мифоэпике и генеалогиях такое родство не бывает случайным, поэтому у нас есть повод внимательнее приглядеться к этому образу. В древних фрагментах «Авесты» ничего не говорится о принадлежности Хосрова к династии Кейянидов. Хосрава просит у Ардвисуры Анахиты «власть над богами и людьми», что позволяет предположить: этот мифологический образ имеет аспекты, не замеченные исследователями. В представлениях определенной среды просить власть не только над человечеством, но и над богами – это страшный грех, однако это может означать, что в архаичной мифологии Хосрова являлся самостоятельным и значимым образом бога. Иначе говоря, Хосрава был очень значительным мифо-генеалогическим персонажем в древнейшие времена, но его статус был снижен при зороастризме. Арийский Хусрава имеет в «Ригведе» индоарийскую параллель, это – Сушравас. Этот факт показывает, что образ Сушраваса (Хусрава) существовал в эпоху индоиранской общности (3 тыс. до н.э.) или во 2 тыс. до н.э., т.е. он принадлежит глубокой древности. Если индоиранцы заимствовали этот образ в какой-то период 3-2 тыс. до н.э. от другого народа, по нашему мнению, от прототюрков, то возраст прототюркского первоначального образа Хуса (Суша) следует отсчитывать с 3 тыс. до н.э., а то и с более ранней даты. Эпический облик Хусрава был выведен позднее, в «Шахнаме». Фирдоуси придал новый характер древним мифам, образам и сюжетам, тем не менее, остов мифов в поэме был сохранен. В эпосе Хусрава (Кей Хусроу) в конце жизни отказался от трона и удалился в горы и исчез при первом восходе солнца. Исчезают навеки и богатыри, отправившиеся на поиски царя[24]. Сюжет «удаления и исчезновения в горах», на наш взгляд, близок мотивам рождения Сослана из камня, удаления Мгера в скалу. Другими словами, Хусрава также вошел в «полость», «пещеру-абак». Его имя составлено из слов қуыс и абақ: Хус-р-Ава(к), где слово р означает «человек», а также «муж, герой» (ер). Хуср – «человек полого пространства». Слово ава (авак) по сути повторяет слово хуср. Эта интерпретация имени позволяет с уверенностью утверждать, что индоиранский Хусрава или Сушравас – это прототюркский мифологический образ и слово прототюркского языка. В этом контексте Хусрава – это, как и Хаошйангха, Шушинак, Шушна, Франграсйан, всего лишь еще один вариант образа, персонифицирующего полое пространство. Иранская мифология усвоила образ другой мифологической традиции, позднее приспособив его к догматике зороастризма. Связь Хусравы – персонификации полого пространства – с «пещерой» проявляется в его «авестийском» эпитете «медведь страны ариев» (?). Как известно, медведь – животное, связанное с пещерой, берлогой, ямой, т.е. полостью. В еще одном фрагменте один из заливов мифического мирового океана называется «озеро Хусрава». По нашему предположению, это «озеро» вполне может оказаться Апшеронским заливом на азербайджанском побережье Хазарского (Каспийского) моря. В мифе Хусрава основывает Атур Гушнасп – один из трех главных храмов огнепоклонников в Иране. Обратим внимание на название храма: если атур является прототюркским словом от, заимствованным индоиранским языком, асп – индоиранское слово со значением «лошадь, конь», то компонент гушн в середине слова (Атур-Гушн-асп), как нам кажется, – это тюркское словосочетание со значением «полое пространство, пещера» (гушн – қуыс үңг). Храм, вероятно, представлялся в виде пещеры (или был первоначально таковой). Связь этой пещеры-гушн с образом лошади (гушнасп) также заслуживает внимания, однако пока мы не готовы обсуждать эту тему. Ясно лишь, что связь Атур-Гушнасп («полого пространства») и Хусрава (также «полого пространства») не случайна. Возможно, Гушнасп – одно из имен Хусрава. Коча В ряд слов с корнем қуыс можно включить название обитавшего в первые века нашей эры в Восточном Туркестане племени кочо (самоназвание кһочо, кит. Гаочэ), считающегося тохарским по происхождению. В китайских документах эфталитов выводят из юэчжи («это отрасль больших юэчжи», «говорят, они отрасль гаочэ – коча»). Мнения о этническом происхождении коча исторических времен (ІІ-І вв. до н.э. и первые века н.э.) противоречивы (иранский или западный прототюркский язык), однако очевидна древность слова (мифического понятия), лежащего в основе этнонима. Сопряженность коча с эфталитами, тохарами, юэчжи говорит о их связи с названием кушан. Отсюда следует связь этого этнонима с названиями и именами Созак, Суз, Шушна, Шушинак, Хаошйангха, Косай, о которых мы говорили. Праформа этнонима коча – кос – «полое пространство и его персонификация».

Комментариев нет:

Отправить комментарий