воскресенье, 6 мая 2012 г.
Гиперборея: ІҮ раздел Серикбол Кондыбай Гамма-гиперборейцы Часть 1
Гиперборея: ІҮ раздел Серикбол Кондыбай Гамма-гиперборейцы Часть 1
Энеолит в долинах Куры и Аракса. Хатты и хетты. Хурриты и этноним хуррит. Курган и Кур. Шавуша и Сабиян
Гамма-гиперборейцы
Третья часть гиперборейцев переместилась с Апшерона, а также нижнего течения Куры, но фактически осталась в ареале Южного Кавказа, т.е. на территории современной Грузии, Армении, Курдистана. Условно мы называем эту группу Гамма-гиперборейцами.
Гиперборейцы в 6-5 тыс. до н.э. сформировали в центральной части Южного Кавказа в долине реки Куры развитую земледельческую и скотоводческую культуру. Эта неолитическая культура известна в науке под названием Шому-тепе-Шулавери. Создатели этой культуры жили в круглых в плане глиняных домах. Как бы то ни было, существование собственной, автохтонной культуры раннего земледелия на Кавказе не вызывает сомнения[1]. Итак, в 6-5 тыс. до н.э. в долинах Куры и Аракса существовали поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Они жили в круглых глиняных домах, использовали орудия из кремния, камня и кости. Позднее появились медные изделия.
Оставшиеся в Гиперборее потомки гиперборейцев – Гамма-гиперборейцы – в 4-3 тыс. до н.э. поднялись на новый уровень культурно-хозяйственного развития и создали на Армянском нагорье и Южном Кавказе раннюю культуру бронзового века, в научной литературе известную под названием культура Куры и Аракса[2].
Энеолитическая культура Куры и Аракса возникла в 4 тыс. до н.э., а на рубеже 4 и 3 тыс. до н.э. вышла за пределы этих речных долин, распространившись на территории современных Восточной Анатолии, Дагестана, Чечено-Ингушетии, частично в Северной Осетии, на юге достигнув Сирии и Палестины[3]. Охват такой большой территории, вероятно, связан с миграционными процессами. Мы считаем, что именно насельники Куры и Аракса (Гамма-гиперборейцы) оказали влияние на первоначальных индоевропейцев и семитов, стали их «учителями». Кавказская культура Куры и Аракса (Гамма-гиперборейцы) пережила расцвет в 3 тыс. до н.э., вступила на севере в контакт с культурой Триполья в современных украинских степях, майкопской культурой на Северном Кавказе, с культурами Анатолии, Сирии и Северной Месопотамии на юге, в значительной степени оказав на них влияние.
***
В связи с расселением на обширной территории Гамма-гиперборейцы разделились на несколько отдельных этно-культурных групп, которые позднее возглавили волны миграции. Их (т.е. носителей культуры Куры и Аракса) условно можно разделить на четыре группы.
Первая подгруппа – Гамма-1-гиперборейцы позднее остались на Южном Кавказе, в ареале Куры и Аракса, создав основу для формирования кавказских языков. Иначе говоря, этот Гамма-1-гиперборейский субстрат присутствует в основе современных кавказских – кавказо-иберийского, абхазо-адыгского, нах-дагестанского – языков. Однако в 3-1 тыс. до н.э. Гамма-1-гиперборейцы оказались на Кавказе под влиянием чуждых племен, говоривших на языке иного происхождения, ассимилировались, в связи с чем Гамма-1-гиперборейский язык практически исчез. Хаттский язык, сформировавшийся на основе Гамма-1-гиперборейского языка, все еще может считаться гиперборейским языком, в более поздние хурритский и урартский языки в какой-то (небольшой) мере сохраняют характер гиперборейского языка, более поздние кавказские языки, можно сказать, ничего от гиперборейского языка не сохранили. Несмотря на это, современных кавказцев можно считать продолжателями гиперборейской культуры. Поздние волны Гамма-1-гиперборейцев (кавказцев) оказали влияние на государства хеттов и троянцев, на индоевропейцев, греко-эллинскую и этрусско-римскую цивилизации.
Вторая подгруппа – Гамма-2-гиперборейцы – мигрировали через территорию современной Армении на запад, на Анатолийский полуостров. Хатты и троянцы (илионцы) могут считаться наследниками этих Гамма-2-гиперборейцев. В свою очередь, илионский субстрат явился промежуточным звеном, сыгравшим важнейшую роль в формировании во 2-1 тыс. до н.э. протоэллинского (эл, эол), иллирийского, этрусского (протоюлии) этносов и их культур.
Третья подгруппа – Гамма-3-гиперборейцы – перемещались с Южного Кавказа на север, затем разделились на две ветви. Гамма-3а-гиперборейцы через Кубань и Азов достигли украинских степей. В 4-3 тыс. до н.э. они встретились с протоиндоевропейским народом (энеолитическая культура Триполья), мигрировавшим с Карпат, со временем ассимилировались и утратили свой язык, тем не менее внеся свой вклад в формирование «истинно индоевропейской общности» – ямной культуры. Гамма-3а-гиперборейцы («народ Велеса») не смогли сохранить свой язык, однако стали основателями индоевропейского мира, гиперборейский субстрат явственно проступает в мифологии и языке общества, называемого сейчас «первоначальной индоевропейской общностью». Гиперборейские жрецы стали учителями индоевропейцев – выходцев из лесов и степей Европы. Вторая ветвь – Гамма-3б-гиперборейцы – двигаясь по маршруту Северный Кавказ – Волга – лесостепной пояс, вместе со своими стадами достигла в 4-3 тыс. до н.э. среднего течения Енисея. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. они сформировали цивилизацию, названную позднее афанасьевской культурой.
Четвертая подгруппа – Гамма-4-гиперборейцы – мигрировали с Южного Кавказа на юго-восток, в направлении Ирана. Эту этническую общность мы будем условно называть «народом Матери-змеи» («Жылан-баба елі»), т.к. сформировавшийся ранее у Гамма-гиперборейцев культ змеи стал ведущим в этом обществе. В 4 тыс. до н.э. их единство распалось, по меньшей мере, на три ветви.
Гамма-4а-гиперборейы – это протоэламиты. Они двигались в направлении Юго-Западного Ирана и в 3-1 тыс. до н.э. сформировали оставившую свой след в истории цивилизацию Суз-Элама.
Гамма-4б-гиперборейцы – это протодравиды. Через земли Ирана они достигли Индо-Пакистанского ареала и сформировали ставшую известной в 3 тыс. до н.э. цивилизацию Мохенджо-Даро и Хараппы.
Гамма-4в-гиперборейцы – это прототюрки. Через земли Ирана они достигли Южной Туркмении и создали в этом регионе энеолитическую культуру Анау (Намазгытепе, Алтынтепе, Кюйксор).
Четыре группы Гамма-гиперборейцев можно рассмотреть и по отдельности.
***
О Гамма-1-гиперборейцах – кавказских и анатолийских народах. В этой группе существует возможность рассмотреть лишь народы хаттов, хеттов, хурритов и Урарту, названия которых известны из истории.
Первый из этих народов – хатты или хатти, которых также называют протохеттами. Хатти населяли центральную часть Анатолийского п-ова (современная Турция). Позднее эта территория составляла северную и центральную часть Хеттского царства. Из-за недостатка текстов (сохранились лишь некоторые посвящения, включенные в более поздние тексты на хеттском языке, к тому же понятны только те фрагменты, что снабжены переводом на хеттский) устоявшегося мнения о языке хатти нет. Существует попытка сблизить язык хатти с абхазо-адыгскими языками, т.к. специфическая структура глаголов в этих языках схожа. Однако неясность фонологического облика формантов языка хатти, гипотетичность данных о их значении, трехтысячелетняя пропасть, разделяющая язык хатти и современные абхазо-адыгские языки, не позволяют сделать уверенных выводов о родстве этих языков[4]. Кроме того, язык хатти является агглютинативным языком, что указывает на необходимость сравнить его с такими агглютинативными языками, как тюркский, финно-угорский, эламский, дравидский. Вполне возможно, что хатти являются одними из потомков гиперборейцев.
Второй народ – хетты, основанное ими Хеттское царство находилось в центральной части современной Турции[5]. Исследователи хетто-лувийского языка пришли к выводе о его индоевропейской принадлежности, поэтому заслуживает внимания гипотеза о том, что протохетты как таковые переселились сюда в конце 3 тыс. до н.э. (более правильно, в начале 2 тыс. до н.э.), когда индоевропейцы из степей Северного Причерноморья начали расселяться в разных направлениях. Существуют разные предположения о маршрутах переселения хеттов в Анатолию. Согласно одному из них, хетты двигались в Анатолию через Балканский п-ов, согласно другому – через Кавказ. Есть и другие гипотезы, однако приведенные здесь кажутся более убедительными в свете вывода о индоевропейской языковой природе хеттов. Как бы то ни было, на рубеже 3-2 тыс. до н.э. хетты обитали в Анатолии. Хеттская культура развилась на основе предшествовавшей ей местной культуры хатти, поэтому хеттов можно рассматривать в рамках гиперборейской культуры, несмотря на их принадлежность к индоевропейской языковой группе. К тому же хеттская культура находилась под влиянием современной ей хурритской культуры. Памятники хеттской письменности охватывают ХҮІІІ-ХІІ вв. до н.э. Хетто-лувийские языки[6].
Третий народ – хурриты. Нас, в первую очередь, интересует именно этот народ. Большинство исследователей связывают энеолитическую культуру Куры и Аракса Южного Кавказа, Сирии и Палестины, южнокавказскую алазан-беденскую культуру (бронзовый век), в первую очередь, с хурритами (протохурритами), еще одна часть исследователей уверена, что эти культуры являются хурритскими. Куро-аракская и алазан-беденская культуры распространили свое влияние до Северного Кавказа и ареала Азова-Днепра, поэтому нам следует знать о этих культурах и их «авторах».
Прародина хурритов, т.е. место обитания протохурритов – Южный Кавказ, территория современной Грузии и Азербайджана. В ХҮІ-ХІІІ вв. до н.э. хурриты основали в Северной Месопотамии государство Митанни (Ханигальбат) и оказали мощное влияние на соседнее Хеттское царство[7]. Нас интересует не столько история этого времени, сколько пространственно-временной контекст первоначальной кавказской хурритской цивилизации.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий