воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 2

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 2 Таким образом: Первый период – до 1200 г. до н.э. – эллины, называемые в истории дорийцами, составляли отдельный этнический конгломерат, населявший Фессалию. Второй период – после 1200 г. до н.э. – после проникновения дорийцев (эллинов) в Грецию, процесс их смешения с местными племенами и превращения в единый народ растянулся до ҮІІІ в. до н.э. Лишь после этого название эллин превратилось в общегреческое. Что означает это определение «до 1200 г. до н.э.»? Какой точности можно ожидать от временного показателя, ограничивающего отрезок времени лишь с одной стороны? Допустим, в ХІҮ-ХІІІ вв. до н.э. эллины обитали в Фессалии, однако означает ли это, что и в предшествующие столетия эллины ограничивались тесными пределами Фессалии? Конечно, нет. Вполне вероятно, что первоначальные эллины обитали совсем в другом месте. Родословие Эллина Итак, у Эллина было три сына – Эол, Дор и Ксуф. У нас о Ксуфе нет никаких сведений, первые же два имени известны в качестве исторических этнонимов (дорийцы и эолийцы). Древним центром расселения эолийцев (aioleis) была, как считается, восточная Фессалия. Отсюда, с конца 2 тыс. до н.э. началась колонизация эолийцами остальной части Фессалии и Беотии, затем северо-западного побережья Анатолии. Это анатолийское побережье (вместе с прилегающими островами Лесбос, Тенедос) называлось Эолида. Колонизация эолийцами анатолийского побережья, их столкновения с местными племенами отразились в «Илиаде» Гомера. Дорийцы (dorieis) первоначально населяли северную и центральную часть Греции. В начале ХІІ в. до н.э. они начали переселяться в юго-западные районы Греции, нанося удары по центрам ахейской Греции – Микенам, Тиринфу, Пилосу. Дорийцы к концу 2 тыс. до н.э. вытеснили населявших центральную часть Греции дриопов и заняли их место, эти земли стали известны как Дорида (Doris). Еще одна Дорида находилась на юго-западном побережье Анатолии, включая прилегающие острова Родос, Кос, Калимнос. Ионийцы (iones) населяли Аттику, часть острова Эвбея, острова Хиос, Самос, Наксос и др., в ХІ-ІХ вв. до н.э. они колонизировали среднюю часть западного побережья Анатолии (которая стала называться Иония, это пространство между анатолийским городами Фокея и Милет, прилегающие острова), затем они распространились по побережью Черного и Мраморного моря. На широко распространившемся ионийском диалекте сохранилось множество литературы, поэмы Гомера, также как и сочинения Геродота, написаны на этом диалекте. Колонии ионийцев в Анатолии стали посредниками между греческой культурой и анатолийской, восточной культурой вообще. Иллирийцы Иллирийцы (греч. illyriori) – общее название древних племен, населявших северо-запад Балканского полуострова, среднее и нижнее течение Дуная до Адриатического моря, а также частично юго-восточную часть Аппенинского полуострова. Историки отмечают наличие среди иллирийских племен племени с названием дардан, напоминающим имя Дардан в греческом мифе и название пролива Дарданеллы[8]. Этнонимы иллирийцы и дардан позволяют связать их с илионцами (троянцами). Первые сведения о иллирийцах встречаются в трудах милетского Гекатея (ҮІ в. до н.э.), а также Геродота (Ү в. до н.э.). Им принадлежит обнаруженная археологами гальштатская культура раннего железного века (700-400 гг. до н.э.). На пространстве от Трои и до Италии встречаются этнонимы илион, эллин, эол, эл (элида, элис), иллирий, юл (юлий)[9], возможно, имеющие общий корень, что позволяет предположить, что название с этим корнем было некогда актуально для древних племен, населявших это пространство. Каково первоначальное значение, производным от которого являются все эти этнонимы? Ответить с ходу на вопрос об этимологии древних этнонимов невозможно. Значение слова Ил Во-первых, одного из сыновей царя Трои Приама звали Елен, он был близнецом Кассандры и прорицателем. Эту способность ясновидения близнецы получили в детстве от священных змей храма Аполлона, когда были забыты взрослыми во время празднества. Позднее Елен стал царем Эпира. Примечателен тот факт, что человек, получивший священный дар от змей, имеет имя, происходящее от праформы ел, как и тюркское слово жылан (йылан, елан, змея). Кассандра и Елен – близнецы, оба получили свой дар от священных змей (т.е. змей было не меньше двух). Можно предположить, что в первоначальном мифе два близнеца – девочка и мальчик – имели облик двух змей-близнецов. Это напоминает о сыне и дочери Жылан-баба-хана в облике двух змей в подземном царстве в сказке «Ер-Тостик» (см. главу «Сможем ли мы узнать Ер-Тостика?»). Во-вторых, имя матери Дардана – Электра, Электра была одной из плеяд. Казахское название Плеяд – Үркер, общетюркское – Үлкер (Улькер), здесь присутствует сходство праформ эл (эл-ектра) и үл (үл-кер). Когда мы попытались найти значение древнегреческого слова электр, то выяснилось, что греки так называли: а) янтарь, б) сплав золота и серебра. Янтарь и золото-серебряный сплав сближает лишь их желтый (красновато-желтый) цвет. Не зная полного значения слов электр, электра мы можем предположить, что корень эл (элек) имеет значение «розовато-желтый», «розовый», что напоминает тюркское ал – «красно-желтый», «насыщенный желтый», «огненно-красный». Возможно, эти слова имеют общий корень: ал > эл (элек). Поэтому мы считаем необходимым рассматривать имя Электра в контексте мифологических понятий с основой ал (хал, кал). Мы попытались проанализировать греческие и латинские слова, возможно происходящие от праформы эл, ил. Например, лат. иллудо (обманывают, разыгрываю, иллюзия) схоже с каз. алдау, т.к. оба они происходят от словосочетания ил (ал) ету (букв. «делать ил (ал)»). Латинскому электос, элиго (выбирающий, избиратель, электорат, элита) соответствует и по значению, и по форме казахское елеу (отмечать, елену – быть отмеченным, елек – сито, елеулі – известный, заметный, елеуші – тот, кто замечает, отмечает). Еще одно латинское слово – элио (вымываю, эллювий) соответствует тюркскому ыл (іл, өл – влага). В этот же ряд можно включить слово элегос (жалобная песня, элегия), т.к. оно также близко по корню и значению казахским ылғал (влага), жылау (плакать, плач, элегос – йылау, йығлау). Латинское слово элементум (элемент) означает «первичное вещество, первоначальная материя, стихия», при этом значению «первичный, первоначальный» отвечает часть слова эле, которому соответствуют тюркское ілкі, казахское алдыңғы, алғашқы, алғы, т.е. и здесь обнаруживается сходство эле > алғы (эл > ал). Пополняя этот перечень сходств на уровне корней-праформ, сможем ли мы объяснить причину латино-тюркских, греко-тюркских параллелей? Не будучи профессиональным лингвистом, мы не имеем такой возможности, однако с уверенностью можно сказать, что эти сходства относятся не к новому времени или средневековью, а к древнейшей эпохе. Такова историческая логика. Существование вероятных значений слова эл (огненно-красный, первичный, влага, алу – брать) означает необходимость исследовать его в связи с тюркским языком. Поэтому мы, предполагая общий исток слов эллин, эол, эл, юлий, илион, иллирий, элис, попытаемся рассматривать их происхождение в связи с кавказо-гиперборейским ареалом. О хуррито-греческих сходствах Исследователи высказывают гипотезу о влиянии хурритов на греческую мифологию. Приведем без изменений высказанное ранее мнение на эту тему: «В частности, обнаруживаются сходства между хеттскими текстами, являющимися переложениями соответствующих хаттских и хурритских, с греческими мифами, зафиксированными в «Теогонии» греческого поэта ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э. Гесиода. Так, существенные аналогии прослеживаются между греческим мифом о борьбе Зевса со змееподобным Тифоном и хеттским мифом о сражении бога Грозы со Змеем. Имеются параллели между тем же греческим мифом и хурритским эпосом о каменном чудовище Улликумми в «Песне об Улликумми». В этом последнем упоминается гора Хацци, куда переселился бог Грозы после первого сражения с Улликумми. Та же гора Касион (по более позднему автору – Аполлодору) – место сражения Зевса с Тифоном. В «Теогонии» история происхождения богов описывается как насильственная смена нескольких поколений богов. Эта история, возможно, восходит к хурритскому циклу о царствовании на небесах. Согласно ему, вначале в мире царствовал бог Алалу (связанный с нижним миром). Он был свергнут богом неба Ану. На смену ему пришел бог Кумарби, который в свою очередь был низвергнут с престола богом Грозы Тешубом. Каждый из богов царствовал по девять веков. Последовательная смена богов (Алалу - Ану - Кумарби - бог Грозы Тешуб) отражена и в греческой мифологии (Океан –Уран – Крон – Зевс). Совпадает мотив смены не только поколений, но и функции богов (хурритское Ану от шумерского Ан – «небо»; бог Грозы Тешуб и греческий Зевс). Среди отдельных совпадений греческой и хурритской мифологий сходство греческого Атланта, который держит Небо на своих плечах, и хурритского великана Упеллури в «Песне об Улликумми», поддерживающий Небо и Землю (аналогичный образ бога известен и в хаттской мифологии). На плече Упеллури росло каменное чудовище Улликумми. Бог Эа лишил его силы, отделив его с помощью резака от плеча Упеллури. Согласно хурритской мифологии, этот резак был впервые использован при отделении Неба от Земли. Способ лишения силы Улликумми имеет параллели в мифе об Антее. Антей, сын Посейдона, повелителя морей, и Геи, богини Земли, был непобедим, пока прикасался к матери-земле. Геракл сумел задушить его, только подняв вверх и оторвав от источника силы. Как и в «Песне об Улликумми», согласно греческой мифологии, специальное орудие (серп) используется для отделения от Земли (Геи) Неба (Урана) и оскопления последнего»[10]. В этом сравнительном анализе цепочка преемственных культур хатти > хурриты > хетты рассматривается как единое во временном аспекте явление, сравниваемое с греческой мифологией. Исследователи считают хеттов народом индоевропейского языка, однако хетты происходят от неиндоевропейского народа хатти и многое усвоили из мифологии неиндоевропейского народа хурритов, поэтому в качестве первоначальной среды мы можем рассматривать лишь «неиндоевропейский» ареал Южного Кавказа» Итак, приведенный сравнительный анализ позволяет с уверенностью утверждать о прямой связи греческой мифологии с Южным Кавказом, о кавказском истоке некоторых фрагментов греческой мифологии. В цитируемом тексте указаны лишь наиболее яркие примеры связи Кавказ > Греция, мы же, основываясь на этом, можем указать ранее незамеченные кавказо-греческие параллели. Этруски и Рим. Энеида Герой Эней греческой мифологии родился на троянском побережье Анатолии, на горе Ида к юго-востоку от города Троя. В одной из легенд говорится, что он основал свое царство на этой горе, в другой – недалеко от города Дардана на восточном побережье Геллеспонта. Позднее возникает мотив его бегства из разгромленной Трои. Один из вариантов мифа, по мнению исследователей, попал к этрускам не позднее рубежа ІҮ-Ү вв. до н.э., составив основу их мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Этот миф на протяжении нескольких веков дополнялся второстепенными эпизодами и местными легендами, превратившись к середине І в. до н.э. в самый известный и значительный цикл на итальянской земле. Именно тогда прославленный римский поэт Вергилий обработал устные мифы и легенды об Энее, создав знаменитую «Энеиду». По легенде, после разгрома Трои один из ее героев – Эней, потомок иллирийского царя Дардана – приплыл в Италию вместе со своим сыном Асканием-Юлом. После битвы и победы над местными италиками, он женился на дочери царя Латина Лавинии и основал город, названный именем жены. Потомки Энея Ромул и Рем основали Рим, а потомки его сына Аскания составили знаменитую римскую фамилию Юлиев. Историчность некоторых аспектов этой на первый взгляд вымышленной истории подтвердили результаты современных археологических раскопок. Рим – Урум Древнеримская традиция датой основания города Рима (Рома) называет 754-753 гг. до н.э. Основателями города были близнецы Ромул и Рем. Археологические раскопки показывают, что еще до названной даты на месте Рима существовало поселение. Город возник в результате слияния нескольких отдельных мелких поселений, располагавшихся на холмах. Таким образом, археологические раскопки подтверждают различное этническое происхождение древних римлян, пестроту этнического состава, который включал известных из легенд латинов и сабинов. Легенда называет имена первых семи царей, царствовавших в Риме в ҮІІІ-ҮІ вв. до н.э., первый среди которых – Ромул. Предполагается, что последние три царя из семерых принадлежали этрусской династии, т.е. в истории Рима существовал период доминирования этрусков. Первого царя Ромула можно считать мифо-эпической личностью, если последующих трех царей также считать полулегендарными личностями, тогда можно сделать вывод, что римская государственность была создана этрусками (пятый-седьмой цари). Мы уже отметили ошибочность отождествления историками Рума и Урума. Сходство исторического Рим (Рома) и казахскогофольклорного понятия Ұрым давно уже привлекло внимание казахских исследователей. Однако большинство (за исключением О. Сулейменова) сочли это сходство случайностью, не заслуживающей внимания. Однако в последнее время в связи с широким распространением среди казахов знаний о древнетюркской традиции, образ небесного волка Көкбөрі превратился в один из наиболее почитаемых символов. В связи с этим возник вопрос: возможна ли связь между мотивом волчицы в легенде об основании Рима и мотивом волка (волчицы) у небесных тюрков, поэтому проблема сходства топонимов Рим – Урум опять стала актуальной. Быть может, это сходство действительно не является случайным? Название основанного в 754-753 гг. до н.э. города Рим (Рома) связано с тюркским понятием Ұрым, однако эта связь относится не к последним трем тысячелетиям истории, а к предшествовавшей гиперборейской эпохе. Основатели города – этруски. Происхождение же этрусков связано с древней Троей (Илионом), а происхождение троянцев, в свою очередь, с кавказскими гиперборейцами. Об этом мы уже говорили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий