воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 3

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 3 *** Этруски занимают особое место в первоначальной истории города Рима, римской цивилизации. Римляне заимствовали у этрусков таких персонажей своей мифологии, как Сатурн, Сильван, Юпитер, Юнона, Минерва, Церера, Либер, Либера, изменив позднее их функции и характер. Римляне научились у этрусских жрецов (гаруспиков и авгуров) искусству прорицания по полету птиц, падению молнии, печени жертвенного животного. До знакомства с этрусками римляне поклонялись своим богам в густой чаще, в горах, на полянах, устанавливая там алтари, у этрусков они научились строить храмы, что говорит о многом. Римляне переняли у этрусков практику градостроительства, технику прикладного искусства. Этруски научили римлян устраивать триумфы в честь побед полководцев. Римские аристократы отправляли своих детей на воспитание в Этрурию. Также через Этрурию в Рим проникли греческие культы и мифы[11]. Легенда о странствованиях троянского героя Энея также проникла в римскую среду от этрусков. Эней же – предок основателей города Ромула и Рема. Выходит, в этническом отношении и Ромул, и Эней были этрусками, а не римлянами. Именно легенды об Энее и Ромуле составили основу римской мифологии[12]. Приведем некоторые сведения об этрусках из справочной литературы: этруски (лат. etrusci, tusci, греч. tursenoi, самоназвание rasna) – древний народ, обитавший в 1 тыс. до н.э. в северо-западной части Апеннинского полуострова (совр. Тоскана – Этрурия), основавший развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. О происхождении этрусков нет установившегося мнения, т.е. оно неизвестно. Античная традиция считала их выходцами с востока. Современная же наука считает, что как народ этруски сформировались на землях Италии, и лишь один из участвовавших в этногенезе этрусков субстратов пришел с востока. Как бы то ни было, некий восточный этнический субстрат определенно участвует в этногенезе этрусков. Процесс этнического формирования этрусков закончился в конце ҮІІІ в. до н.э.. Исходя из этого, можно утверждать, что основатели этрусской цивилизации прибыли на земли Италии не позднее Х-ІХ вв. до н.э. (а возможно на 100-150 лет ранее). По легенде, этрусская династия Тарквиниев правила Римом в 616-509 гг. до н.э. Этруски оказали мощное влияние на культурное развитие всей Италии, в том числе Рима, они стали образцом для римлян в строительстве и прикладном искусстве. Римляне заимствовали у этрусков немало секретов политического устройства, воинское оружие и построение, знаки власти правителей (инсигнации). Этрусская мифология и религиозные верования оказали сильное влияние на мифологию и верования римлян. Вероятно, древнеиталийские племена освоили греческое письмо через посредничество этрусков[13]. Единого мнения о языке этрусков также не существует, на основе прочтения немногочисленных слов из обнаруженных письменных источников были выдвинуты следующие гипотезы, ни одна из которых не утвердилась в качестве основной: а) сближение с письмом острова Лемнос (Греция), б) родство этрусского языка с анатолийскими хетто-лувийскими языками (В. Георгиев), в) этрусско-славянское языковое родство, г) этрусский язык не имеет никакого отношения к индоевропейским языкам[14]. Пока в качестве предварительных условий отметим следующее: 1. Основной этнический компонент этногенеза этрусков – протоэтруски – являются выходцами с востока, из Малой Азии (Анатолия). Это суждение подтверждает и древняя легенда о родине Энея – Трое, и исследования относительно языка этрусков, и мифо-лингвистический сравнительный анализ[15]. 2. Значительность влияния, оказанного этрусками на римскую мифологию, культуру, искусство и язык. Т.е. «римское» на деле может быть названо «полуэтрусским».Поэтому есть возможность поискать в древнем латинском (римском) языке этрусские слова, считающиеся в современном языкознании латинскими. Точно также еще не исследованные до конца латино-тюркские лексические сходства (а они существуют) можно объяснить посредничеством протоэтрусков. 3. Мифо-легендарные основатели римской цивилизации Эней и его потомки Ромул и Рем с этнической стороны являются этрусками, поэтому происхождение названия Рим (Рома) стоит искать не в латинском, а в этрусском языке. И действительно существует мнение о том, что именно этруски основали этот город и дали ему название Рим (этрус. Ruma)[16]. Имея в виду эти условия, мы можем высказать некоторые предположения в связи с общей темой книги. В этрусской мифологии мир имеет три уровня. Средний и нижний миры связаны между собой через трещины в земле, этим путем души умерших спускаются в мир мертвых. В каждом этрусском городе выкапывались mundus – искусственные «трещины», «провалы», т.е. рвы, ямы, где приносились жертвы подземным богам и духам умерших предков[17]. Эти ямы – «модели подземного мира» – возможно, соответствуют авестийскому понятию Вара, казахскому ор (ров). Нельзя отрицать возможность, что и в протоэтрусском языке такие рвы и потусторонний мир назывались ор (урум). О. Сулейменов рассматривал некоторые проблемы этрусского языка в контексте тюркского языка. Он показал тюркские и славянские корни латинских слов урба (город), Roma[18]. Нам кажется более правильным говорить о латинском варианте заимствованного из этрусского языка слова, если же этрусские слова оказываются похожи на тюркские, то отсюда следует другой вывод. О. Сулейменов мифы о городе Риме и волчьем происхождении его основателей Ромула и Рема объяснил через существование разных вариантов чтения знака- слова. Название знака ур превратилось в ул: ұл (ұлу) – тюркскому слову ұлуы (вой волка) соответствует латинское слово с тем же значением улуло (ululo > *ul-ul-o), очевидно родство этих слов. Исследователь в своем объяснении показал очень сложный путь изменения знака и его названия, поэтому у нас нет возможности привести его аргументацию[19], надеемся, что знакомый с этим трудом читатель поймет, о чем идет речь. О. Сулейменов, высказывая аргументированные соображения по поводу происхождения числительных, пишет: «Индоевропейские порядковые числительные создавались в тесном сотрудничестве с тюркоязычными народами. Первые два, судя по всему, возникли в начале 1 тыс. до н.э. в Средиземноморье». Далее: «Древние европейцы последовательно и, может быть, синхронно взаимодействовали с двумя потоками тюркского суперэтноса. В одном порядковые числительные создавались суффиксом –inti, -inci (условно – «общетюркский»). В другом – суффиксом -mes (протобулгарский). История первых порядковых со всей очевидностью доказывает, что индоевропейцы в тот период культурного взаимодействия встречались не с мифическими пратюрками, но с вполне определившимися в своих языковых нормах протобулгарами (per-mes) и общетюрками (pir-inci)»[20]. Сулейменов непереведенную надпись zatl ad aidas на фреске в склепе Голлини переводит как тюркское zatyr at aidausy – «лежит (покоится) возничий («погонщик коней»)»[21]. О. Сулейменов привел ряд сходств латинских и тюркских слов, аргументированно показал, что это не просто сходства, а результат логичных изменений значений. Мы приведем эти примеры в виде простого словарика: Тюркские слова (общетюркские и слова отдельных тюркских языков) Латинские слова Текемет (каз. напольная кошма), текмен, шекпен (чапан из верблюжьей шерсти) Текементум, текемен, текмен (покрывало, одеяние, одеяло) Тік, тігу (шить), тігін (шитье), тоқу (вязать), тоқыма (вязание) Тего (покрывать), тегула (покров), тога – мужская одежда римлян Тон (шуба, древнетюрк. одежда вообще) Туника (верхнее одеяние) Тігіс (шов) Текст, текстиль Примеры этим не ограничиваются, однако подробное их перечисление не входит в наши планы, мы лишь хотим показать, что существование латино-тюркских соответствий является установленным фактом. Кавказский Урум-Урук и Рим Слово Рим (Рома) также связано с гиперборейским началом. Благодаря этому слову мы можем показать, что Гамма-гиперборейцы по «этно-культурному мосту» Кавказ > Троя > Этрурия достигли Рима. Логика здесь такова: в одной из областей Южного Кавказа в гиперборейской среде сформировалось первоначальное мифо-эпическое представление Ур (Унг). Гиперборейцы, мигрировав в разных направлениях, унесли с собой это понятие. Можно выделить три основных направления в развитии первоначального понятия: Первое направление – протошумеры. Они превратили слово в названия городов (Ур, Урук). Второе направление – протоуральцы. Они сохранили лишь слово Уром в качестве имени первочеловека. Третье направление – те, кто остались на Кавказе. В эпоху энеолита слово превратилось в значимое понятие одного из народов куро-аракской культуры. Когда Гамма-гиперборейцы разошлись в разные стороны, они в свою очередь сформировали три новых значения. Первое – местное кавказское понятие. По прошествии одного-двух тысячелетий это понятие опять появилось в истории, в этнических и политических названиях урумей, Урарту. Второе – прототюрки сохранили и донесли до нашего времени понятие Ұрым, унаследованное от Гамма-гиперборейцев, ушедших на восток. Позднее мы специально рассмотрим тему казахско-тюркского Урума. Третье – Урум ушедших на запад Гамма-гиперборейцев. Это понятие в течение одного-двух тысячелетий сохранялось в мифо-генеалогическом комплексе троянцев, этрусков и вновь вышло на историческую сцену как название города Рима. У нас есть возможность рассмотреть некоторые моменты этой схемы. Ур и Урук Говоря о праформе ур, мы не можем обойти вниманием названия городов Ур и Урук, связанных с шумерской историей. Ур – аккадо-вавилонское название древнего города, шумеры называли его Урим. Он находился на землях современного Ирака, недалеко от поселка Тель-Мукайяр, что в 20 км к юго-западу от города Насирия. Первое поселение на месте будущего города Ур возникло в конце 5 тыс. до н.э. В это время здесь была распространена орнаментированная керамика, типичная для эль-обейдской культуры. Время расцвета – 4-3 тыс. до н.э.[22] Урук – аккадо-вавилонское название города, по-шумерски называвшегося Унуг, однако вполне возможно, что он назывался Урук на одном из шумерских диалектов. Как бы то ни было, в библейских источниках этот город называется Эрех, в древнегреческих – Орхоя. Древнейший археологический слой Урука относится к 4 тыс. до н.э. Этот город, найденный вблизи поселка Варка в 65 км к северо-западу от Насирии, пережил расцвет в 3 тыс. до н.э.[23] Энеолитическая культура Урука в Южной Месопотамии существовала в 4 тыс. до н.э. (она составляет 14-4 слои раскопок древнего города Урук). Ей предшествует эль-обейдская культура (18-15 слои). Основателем первой правящей династии города Урук был бог солнца Уту (имя его переводится как «яркий», «сверкающий», «солнце», ср. с тюркским от – «огонь»)[24], вообще, культ Уту развивался именно в городе Урук. В ХХҮІІІ-ХХҮІІ вв. до н.э. городом правили полулугендарные цари, такие как Лугальбанде, Гильгамеш[25]. В последующие века на историческую сцену вышли новые династии, при которых город пережил и эпоху расцвета, и эпоху упадка. Поздняя история Урука не имеет отношения к нашей теме, поэтому мы не будем останавливаться на ней. Древние слои город Ур, Урук, Эриду берут начало в энеолитической культуре Эль-Обейда, существовавшей на юге Месопотамии. Эта культура охватывает период с конца 6 тыс. до н.э. и до первой половины 4 тыс. до н.э. Исследователи отмечают, что эль-обейдская культура распространилась по всей Месопотамии, ее влияние достигло Кавказа и Средней Азии и, что самое главное, на ее основе развилась культура Шумера[26]. Таким образом, мы можем утверждать, что основавшие Шумер гиперборейцы начали прибывать из Южного Кавказа на юг Месопотамии в конце 6-начале 5 тыс. до н.э. В этот период эти первые гиперборейцы или протошумеры принесли с собой с Южного Кавказа понятия Ур, Урим, Урук. Оставшиеся на Южном Кавказе потомки гиперборейцев по прошествии 4000 лет вышли на историческую сцену под именем Урумей или Урме, Арматана. Вполне возможно, что урумейцы долгое время хранили это понятие Урум. Урумейцы и Урарту Происхождение слова Урум мы опять же связываем с Южным Кавказом. Исторические сведения говорят о племени урумей, обитавшем на Армянском нагорье и в ХІІ в. до н.э. вторгшемся в границы ассирийской области Шуприя. Исследователи считают урумеев этническим субстратом, участвовавшем в самом первом этногенезе современного армянского народа. Урумеи в течение нескольких веков вели упорные войны с Ассирией. Позднее на этой территории стало упоминаться название еще одного народа с корнем ур, это – государство Урарту. Хеттские документы ХҮІ-ХҮ вв. до н.э. называют страну (народ) на северо-востоке современной Анатолии Арматана, документы ХІҮ-ХІІІ – Хайаса. С этих земель в ХІІ в. до н.э. племена урумеев, считающихся далекими предками армян, вторглись в принадлежавшую Ассирии область Шуприя. Шуприя – это земля к юго-западу от озера Ван на территории современной Турции. С ХІІ в. до н.э. эта область стала называться Урме. Позднее, когда в ҮІІІ в. до н.э. область вошла в состав Урарту, ее называли Урме или же Арме. Само же государство Урарту образовалось в ІХ в. до н.э. на основе известных с ХІІІ в. до н.э. племенных союзов Уруарти, Наири, Дайани. В Бехистунских персо-эламских надписях времен Ахеменидов встречается название Армения, в ассирийских же страна называется Урарту. После этой краткой исторической справки мы можем перейти к двум наиболее важным для нас моментам. Во-первых, в ХҮІ-ҮІ вв. до н.э., т.е. в течение целого тысячелетия в хеттских, ассирийских, персо-эламских письменных источниках постоянно встречаются названия Арматана, Урумей, Урме, Арме, Уруарти, Урарту и Армения. Таким образом, корень арм, урм или урум был устойчив в политических, географических и этнических названиях. Во-вторых, слово урм (урум) имело параллельный умляутно-фонетический вариант арм. Например, название Урме в другом диалекте или этносе звучало как Арме. Отсюда следует, что если в хеттских источниках ХҮІ-ХҮ вв. до н.э. упоминается название Арматана, то параллельно с ним мог существовать вариант Урмутуну. Название Арматана / Урмутуну известно только лишь благодаря хеттским текстам, поэтому можно предположить, что понятия с корнем урм существовали в этом регионе и прежде указанного периода – в первые века 2 тыс. до н.э. и даже ранее, в 3 тыс. до н.э. Самоназвание Урарту – Биаинили, заставляет задуматься о сходстве форманта или в этом названии с тюркским словом ел (страна, народ), вполне возможно, что Биаинили читается как Биаин-елі (страна Биаин). О характере урартского языка в точности ничего не известно, кроме его близости хурритскому языку. Урарту – Урдың ордасы – народ, государство, войско, ставка Ура.

Комментариев нет:

Отправить комментарий