воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 1

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 1 Илион. Илиада. Этруски. Урумей и Урарту. Елисейские поля. Аид – Ээт – Анда. Амазонки. Аполлон. Уран – Варуна – Юрюнг айы тойон. Иапет – Йафес Гамма-2-гиперборейцы – «Народ Западной страны» – Троя или Илион Мы уже говорили, что эта группа гиперборейцев создала цивилизацию Илиона (Трои), в свою очередь илионский субстрат во 2-1 тыс. до н.э. явился промежуточным звеном, сыгравшим важнейшую роль в формировании протоэллинского (эл, эол), иллирийского, этрусского (протоюлии) этносов и их культур. Прославленный город древности, который греки называли Троя (Troia) или Илион (Ilion), был расположен недалеко от северо-западного побережья Анатолии (совр. Турция). Этот город возник в конце 4 тыс. до н.э. и в 3-2 тыс. до н.э. пережил периоды подъема, расцвета и упадка. Археологические слои Трои включают все этапы бронзового века и ранний железный век. Троя в 3000—2500 до н. э. была крепостью с толстыми стенами (до 3 м). Жители занимались земледелием и скотоводством, знали плавку меди. После пожара около 2500 до н. э. стены крепости были построены заново, доведены до 4 м толщины, укреплены башнями. Город около 2500—2200 до н. э. был резиденцией царя, дворец которого находился на акрополе. В эпоху средней бронзы (1800—1300 до н. э.) в Трое стали держать лошадей. Это позволило археологу К. Блегену предположить, что носителями новой культуры были греки, поселившиеся в Трое. Около 1260 до н. э. Троя была разрушена и погибла в огне. Эта катастрофа связана с знаменитой в греческой мифологии Троянской войной[1]. Родословная Илиона Прямых данных, указывающих на участие гиперборейского субстрата в этногенезе троянцев нет, поэтому каких-то результатов мы сможем достичь лишь благодаря интерпретации сохранившихся в греческой мифологии сведений о Трое и троянцах (имена и мифологические свойства образов). Проблема «троянцы – гиперборейцы» может быть решена только через греческую и римскую мифологию и историю, т.к. троянцы сыграли роль этно-культурного звена (пространственно-временного моста) между Гипербореей и Элладой и Римом. В греческой мифологии сохранилось два варианта мифа об основании города Илиона. Согласно первому, город построил внук Дардана, сын Эрихтония Трос (Трой), поэтому город был назван в его честь Троей. Согласно второму, город основал Ил – один из трех сыновей Троса, отсюда название города Илион. Предком Ила и Троя являлся Дардан, сын Зевса и плеяды Электры. Дардан основал город Дардания на склоне горы Ида. Дардан – отец царя Трои Приама, а также Лоамедонта и Анхиса. От Анхиса родился Эней, от Энея – Асканий (Юл). Знатный римский род Юлиев считал своим предком этого Аскания (Юла). В этом составном мифо-генеалогическом построении обращает внимание сходство имен Юл, Ил, Эл (Электра). Значение этих слов неизвестно. Можно лишь предположить, что выбор этих имен предков, занимающих место на важнейшей ступени родословной (этногенеза), не является случайным. Нельзя не задуматься об опосредованной этрусками связи (пусть и сплетенной из вымысла и правды) имени праотца илионцев Ила и римского патронима Юл (Юлий). К тому же праформа эл, возможно, является основой общегреческого этнонима эллин, Эллада, а также названия одной из ветвей эллинов – эолийцев (Эолида), исторического топонима Элида. В этот ряд можно включить также этноним иллирийцы, связанный с западной частью Балканского полуострова. Далее мы специально остановимся на этом слове, пока же обратимся к другим вопросам... Движение Гамма-2-гиперборейцев можно реконструировать следующим образом. К середине 4 тыс. до н.э. «первоначальный Эл» (Гамма-Гиперборея) на Южном Кавказе распался, Гамма-2-гиперборейцы (условно – народ Ила), разделившись на две группы, двинулись в двух направлениях. Если одна группа двигалась на юго-восток («восточный Ил» – протоэламо-тюрко-дравиды), то другая («народ западного Ила») – двигаясь на запад, достигла северо-западного побережья Анатолии. Здесь к концу 4 тыс. до н.э. она сформировала «новый Эл» – город-цивилизацию Илион (Троя). В 3-2 тыс. до н.э. Илион был «краем света» для Анатолии и Ближнего Востока, однако для погруженной в дикость Европы (Балкан) по ту сторону Дарданелл он был подобен «свету Солнца». В указанный период культурное и политическое влияние Илиона (Трои) на Балканский полуостров было весьма значительным, соответственно название «нового Эля» – Илион – повлияло на возникновение во 2-1 тыс. до н.э. этнонимов эллин (элис, эол), иллирий, юлий. Невозможно точно сказать, происходили ли племена, называвшиеся эллинами, юлами, иллирийцами, напрямую от илионцев (т.е. новые этносы, использовавшие древнее имя, возникали в разное время в результате смешения отдельных групп илионцев с чуждыми балканскими племенами), или же между названными этнонимами существовала лишь культурная преемственность (т.е. правящие династии пришлых племен объявляли себя «наследниками древнего Илиона», обосновывая эти свои претензии в генеалогии). Вероятно, обе ситуации имели место в разных пропорциях, для нас важно указать на существование этой преемственности как таковой. Лишь в этом случае появляется возможность объяснить причину тюрко-латинских и тюрко-греческих лексических сходств, а также параллель между «волчьим мотивом» у этрусков и тюрков, сходство названия Рим (Рома, Рум) и тюркского Урум (Рум), сходство образов циклопа Полифема и тюркского Депегеза (Төбекөз), Одиссея и Алпамыса (сходство описания возвращения героя на родину). Греки. Илиада Илиада – древнегреческая поэма о Илионе (Трое). Легендарная традиция приписывает авторство поэмы Гомеру. В современной науке утвердилось мнение о том, что поэма была создана в ІХ-ҮІІІ вв. до н.э.. Как считается, она была создана в ионических городах Анатолии на основе легенд крито-микенской эпохи. Поэма, вобравшая в себя мифы и легенды разных эпох и мест, кажется читателям целостным, единым произведением благодаря синкретической силе эпического сознания[2]. В качестве сюжетной основы поэмы «Илиада» взята некая Троянская война, которая описывается как большая война между ахейскими греками и троянцами. Миф о Троянской войне является сложным комплексом фольклорных мотивов и героических преданий. Такие традиционные сюжеты, как "похищение жены", спор за нее (сражение Менелая с Парисом в III кн. "Илиады"), богатырский поединок (Гектора и Аякса в VII кн., Ахилла и Гектора в XXII кн.), оплакивание героя и погребальные игры (в честь Патрокла в кн. XXIII) объединились в сказании о Троянской войне с воспоминаниями об исторических событиях, имевших место в последнее столетие существования микенской цивилизации. Поселение Троя (известное в древности чаще под название Илион), возникшее уже в конце IV тыс. до н.э., в силу своего стратегического положения на пути из Средиземного в Черное море неоднократно становилось объектом нападения соседних и отдаленных племен. Разрушение ее в середине XIII в. до н.э. в результате войны троянцев и их союзников с объединением ахейских государств запечатлелось в памяти потомства как крупнейшее событие прошлого, причем на гомеровскую Трою могли быть перенесены представления и о ее предшественнике - богатом городе, также погибшем в огне пожара в конце III тыс. до н.э. Установление историчности целого ряда сражений за область Троады во II тыс. до н.э. не означает такой же исторической достоверности описания Троянской войны и ее участников в древнегреческом эпосе, окончательное оформление которого произошло в VIII-VII вв. до н.э. и отделено от описываемых событий четырьмя-пяти веками. При формировании древнегреческого эпоса действовали общие для героической поэзии всех народов законы концентрации действия вокруг единого сюжетного центра и принципы типизации героических образов[3]. Чтобы лучше понять исторический пласт «Илиады», проблему Илиона и Эллады, нам необходимо хотя бы коротко ознакомиться с историей Греции. Бронзовый век в Греции охватывает 2800-1200 гг. до н.э. Культуру этой эпохи называют «крито-микенской» или «эгейской»[4]. В раннем бронзовом веке (2800-2100 гг. до н.э.) этнический состав населения греческих земель был сложным, доминировавшие в этом конгломерате племена назывались пеласги. К концу этого периода протогреческие племена наполовину вытеснили, а наполовину ассимилировали пеласгов. Среди протогреческих племен усилились, вышли на первый план ахейцы и ионийцы. Ахейцы первоначально обитали в Фессалии (Северной Греции), в начале 2 тыс. до н.э. они начали расселяться на Пелопонесском полуострове и островах Эгейского моря. Гомер протогреков, напавших на Трою, называл ахейцами, и историки согласны с этим его определением. По предположениям ученых, этот поход имел место около 1200 г. до н.э. Первоначальный период железного века в Греции охватывает ХІ-ІХ вв. до н.э. Около 1200 г. до н.э. греческие племена дорийцев с севера Греции начинают проникать на юг. Приход дорийских племен привел к распаду и исчезновению ахейских государств Греции, а также к возрождению родо-племенных отношений. В ҮІІІ-ҮІ вв. до н.э. в Греции сформировались полисы – города-государства[5]. Этим заканчивается интересующий нас период. Итак, историческую основу поэмы «Илиада» составляют события похода ахейцев (носителей крито-микенской культуры) на анатолийскую Трою около 1200 г. до н.э. Ахейцы считаются греками, однако нетрудно понять, что они отличаются от более поздних греков, т.к. язык и культура дорийских греков, начавших проникать в Южную Грецию с севера около 1200 г. до н.э., отличаются от языка и культуры ахейцев. Исследователи обычно называют греками и ахейцев, и дорийцев, не задумываясь о том, что одни из них первоначально говорили на совсем другом языке и «грецизировались» лишь со временем, в результате смешения с местным, протогреческим населением. Как будто в истории греков не могло быть ситуации, существовавшей в истории других народов. Подобно тому как название германского племени франков стало названием романоязычных французов, балтийское племя пруссов подарило свое название немецкой Пруссии, тюркский этноним болгар стал названием славянского народа (в степной истории во множестве встречаются случаи, когда например монголоязычные племена в тюркской среде тюркизировались, но сохраняли первоначальное название), вполне вероятно, что и дорийцы первоначально говорили на совершенно другом языке (а не на греческом, как принято думать), но, захватив доминирующие позиции в Греции и смешиваясь с местными греками-ахейцами, грецизировались. Никаких письменных документов ахейской и дорийской эпох, позволяющих анализировать различия ахейского и дорийского языков, подтвердить или опровергнуть наше предположение, не существует, поэтому при построении концепций, опирающихся на более поздние греческие тексты, некоторые вопросы (например, возможность существования совершенно другого языка) могли оказаться неучтенными. К тому же очевидно, что ахейцы – носители крито-микенской цивилизации – пришли в Грецию, находясь на более высоком культурном уровне, нежели дорийцы, все еще существовавшие в родо-племенной системе. Часто можно встретить примеры подобной ситуации, когда находящийся на более высоком уровне культурно-цивилизационного развития покоренный народ ассимилирует дикие племена захватчиков. Например, цари ахейской эпохи (ХІХ-ХІІ вв. до н.э.) назывались ванакт, а полководцы – лавагет, позднее вождей дорийских племен называли басиле. Нельзя не задуматься над сходством дорийского басиле и казахского ел басы (глава страны, народа; бас-иле > ел-басы), отмеченного еще О. Сулейменовым. Уже одно это позволяет усомниться в «греческой» природе дорийского языка. Это лишь один пример, но даже он сам по себе позволяет поставить проблему о природе дорийского языка. А если число таких примеров будет увеличено? Проблема этнонима эллин Эллин – самоназвание современных греков, свою страну греки называют Эллада, Эллас (Hellas). Принадлежит ли это название первоначальным грекам, например, ахейцам? Судя по имеющимся сведениям, это не так. Первоначально Элладой называли не всю Грецию, а лишь один район в северной части Греции. В поэме Гомера Эллада – название южной части Фессалии, Аристотель называет Элладой одну из областей Эпира (Северо-Западная Греция). В письменных источниках этноним эллин в качестве общегреческого используется в произведении поэта Архилоха, жившего в ҮІІ в. Даже если Архилох первым сформулировал тождество эллинов с греками вообще, время превращения регионального названия в общенародный этноним можно определить как ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э. До этого же эллинами (Hellenes) в точном смысле слова являлось одно из племен на севере Греции. В этой ситуации у нас появляется возможность высказать свое мнение о «первоначальных эллинах» и названии эллин. Обратимся к генеалогии Эллина в греческой мифологии. От Урана и Геи родился Иапет, у Иапета было четыре сына – Прометей, Атлант, Менетий, Эпиметей, от Прометея родился Девкалион, от Девкалиона – Эллин, от Эллина – Эол (эолийцы), Дор (дорийцы) и Ксуф. Как видите, отец и дед Эллина – это важнейшие персонажи мифологии, поэтому прояснение их мифологических образов, среды формирования, этимологии имен и сопоставление всех этих сведений между собой позволит понять многое, выдвинуть определенные гипотезы. Во-первых, Уран – бог неба в греческой мифологии, Гея – богиня земли. Мы постарались по возможности доказать, что имя Уран является не греческим и даже не индоевропейским, а прототюркским (см. главу «Уран – Варуна – Юрюнг айы тойон»), поэтому не повторяя аргументации этой главы, отметим лишь, что первоначально этот образ не был греческим (индоевропейским). Во-вторых, Йапет (Иапет) – персонаж, относящийся к категории титанов (гигантов, поколению, предшествовавшему олимпийским богам). Привлекает внимание сходство этого имени с Йафетом (Йафесом) в мифо-генеалогической традиции иудаизма (а также христианства и ислама). Мы отмечали, что имя Йафет возникает благодаря слиянию слов Йе (нг) и Абат (Абас): Йапет > Йа-апет > Апет > Абат. Таким образом, это имя связано со знаком абак, и оно опять же не является собственно греческим (индоевропейским). В-третьих, Прометей – известный персонаж греческой мифологии, читателю хорошо известны связанные с ним сюжеты. Он, восстав против Зевса, принес людям огонь и в наказание был прикован к скале на Кавказе. Имя Прометей исследователи считают индоевропейским[6], у нас нет особых возражений против этой этимологии, поэтому нам остается лишь исследовать среду, в которой сформировался образ. Исследователи связывают его с древним балканским субстратом, однако определение «балканский» является очевидной отсылкой к наиболее вероятному и близкому к Греции ареалу обитания эллинов до их появления в Греции, т.е. не точное, а общее определение. Прометей и Эпиметей – персонажи древнего дуалистического мифа некоей этнической среды. Они – создатели человечества, только Прометею принадлежит хорошее, а Эпиметею – плохое в человеке. Зевс наказал Прометея за то, что тот научил людей обманывать богов во время жертвенного ритуала, он приказал приковать Прометея к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. Для нас важна здесь связь Прометея с Кавказом. Можно было бы предположить, что эта привязка Прометея к Кавказу является искусственной вставкой более поздних времен, когда знание греками географии расширилось, однако мотив приковывания к скале существует и в кавказской мифологии[7]. Поэтому историко-культурное соображение (И.К.С., по выражению О. Сулейменова) подталкивает к утверждению, что мотив приковывания Прометея к скале в греческой мифологии основан на первоначальном кавказском (т.е. Гамма-гиперборейском) представлении, но не наоборот (ошибочным, как нам кажется, было бы утверждать, что кавказские народы заимствовали этот мотив у греков в ходе историко-культурных взаимоотношений). В-четвертых, Девкалион – человек, спасшийся от потопа в греческом варианте мифа о потопе (в типологическом плане он аналог индийского Ману и ближневосточного Нуха-Ноя). Мы предполагаем, что в основе этого греческого мифа лежит кавказско-анатолийский миф о потопе. Вероятно, первоначальный вариант имени Девкалион – Калион, слово дев – вариант индоевропейского диос – было присоединено к первоначальному азиатскому имени позднее. По нашим предположениям, Калион (Калун, Қалың) – «кавказский» образ, восходящий к мифологическому имени-понятию Кал (о Кал / Хал см. в ІХ разделе). Т.е. и это имя, возможно, не является индоевропейским по происхождению. В-пятых, Эллин в греческом мифе называется царем Фессалии (первоначальной Эллады). Эллин в мифологической генеалогии является праотцом дорийцев и эолийцев, отсюда: а) в составе новогреческих племен дорийцев, проникших в Грецию около 1200 г. до н.э., существовало отдельное племя эллин; или же б) под этническим слоем «дорийских» племен скрывался некий другой эллинский субстрат. Ареалом обитания дорийских (эллинских) племен до их проникновения в Грецию в ХІІ-ІХ вв. до н.э. была именно Фессалия. В родословии Эллин стоит выше Дора и Эола, его имя превращается в общегреческий этноним, поэтому вторая гипотеза кажется несколько более реальной. Таким образом:

Комментариев нет:

Отправить комментарий