воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 7

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 7 Возникшее в І веке государство Алан недолго существовало в регионе Арала и Каспия, Волги и Урала. Пришедшие с востока (северо-востока), со стороны Алтая хунну-тюрки изгнали часть сарматских племен из этого региона за Волгу, а часть покорили. Затем сарматский этнический массив, впитавший иранскую культуру Средней Азии, говоривший частично на восточном иранском языке, частично на испытавшем сильнейшее иранское влияние западном прототюркском языке, смешиваясь с пришлыми хунну (восточными прототюрками) и последовавшими за ними угорами, сформировал во ІІ-ІҮ веках «новый хуннский» суперэтнос. Вероятно, государство эфталитов было основано южной, арало-сырдарьинской группой новохуннских племен Центрального и Западного Казахстана. Вероятно также, что эта группа – хиониты – в большей степени сохранила прежний массагето-сарматский субстрат. В среде поредевших – в результате переселения в ІҮ веке гуннов в Европу – западноказахстанских хунну приаральские хиониты в Ү веке резко усилились, начали вести в Ү-ҮІ веках завоевательные войны в южном направлении, создав, таким образом, государство хионитов. Правящий род хионитов, перенесший свой фполитический центр из Приаралья в Жидели-Байсын, мог с целью легитимизации своего политического господства возродить древний среднеазиатский генеалогический миф, объявив своим предком Эфталана (Семь алов). Как бы то ни было, вскоре после этого на историческую сцену выходит государство эфталитов, остававшееся активным игроком в течение целого века. Итак, изъеденный проказой наследник среднеазиатской царской династии был отправлен в корзине по течению Сырдарьи, вырос на берегах Арала, возмужал и вернул принадлежащую ему по праву рождения власть. Цари эфталитов вполне могли придумать генеалогический миф (точнее, приспособить старый миф к новой исторической ситуации) о царевиче Алаша, чтобы доказать законность своей власти в Средней Азии и Афганистане. Совпадения Алаши и эфталитов, Алпамыса и эфталитов указывают на возможность такой преемственности, реальности событий, лежащих в основе мифа. Казахская легенда об Алаша-хане появилась в ХІҮ веке, в ХҮ-ХҮІІ веках сформировались детализация и варианты легенды, сохранившиеся до нашего времени. Однако это не был новый миф, возникший на пустом месте. Его дальние истоки были связаны с историей аланов и эфталитов І-ҮІ веков. Мифо-генеалогический комплекс Алаша у казахов имел две творческие базы. Первая из них – аланы (Алау, алшын, Младший жуз), участвовавшие в формировании есен-казахов ХІҮ века, вторая – скелет легенды обэфталитском «Алаша-хане», сохранявшийся в Средней Азии и на Сырдарье в течение ҮІ-ХІҮ веков. Этот аланский миф и миф об Алаша-хане, возникший самое позднее в І веке и распавшийся на две ветви, в ХІҮ-ХҮІ веках соединились вновь, превратившись в мифо-генеалогическую идеологию, объединившую новый этнос – казахов. Мы доказываем возможность сохранения понятий 5-6 тысячелетней давности, по сравнению с этим тысяча лет – не такой уж и долгий срок[29]. Пятый этноним – Халаш, Калша и Алаша Ал – Хал – Кал. Среди мифологических образов и понятий, ведущих свое начало от Гипербореи – ареала Южного Кавказа, – слова с корнем ал (хал, кал). Этот корень происходит от знака абак. Точка в центре круга называется нг, однако в ходе времени она превращается в звук н, слово н в свою очередь превращается в л, затем в р. Если показать эти изменения, поставив гласный звук перед словом нг, то получатся следующие цепочки слов: Анг > Ан > Ал > Ар; Енг > Ен > Ел > Ер; Унг > Ун > Ул > Ур; Инг > Ин > Ил > Ир; Онг > Он > Ол > Ор. Этот список примеров можно продолжить. Если мы обратимся к примерам на л, то увидим, что первоначальное название точки превратилось в новые слова ал, ел, ул, ил, ол. Эти слова также не остаются без изменений, спереди к ним присоединяются конкретизирующие, придающие форму протопоказатели, такие как һ (х, к, г, с, ш и др.), в результате чего могут образоваться слова һал (зал, кал, гал, сал, шал), һел (хел, кел, гел, сел, шел), һул (хул, кул, гул, сул, шул), һил (хил, кил, гил, сил, шил), һол (хол, кол, гол, сол, шол). Все эти слова конечно не могут стать мифологическими понятиями, однако нетрудно заметить, что определенная их часть превратилась в специальные понятия, имена, образы, термины и сохранилась в разных мифологических традициях. Для начала рассмотрим природу слова ал как характерную для всех слов наподобие л > ал > һал. Итак, ал – одно из производных названий точки в центре круга. Если круг (мы условно называем его аб (ам)) обретает определенный мифологический характер, то в соответствии с этим ал – точка в центре круга – может превратиться в понятие, означающее некий образ. 1. Если круг означает воду, окружающую мир, то точка (ал) может означать космос, землю, гору и др. «посреди мировых вод». То есть ал приобретает значение «земля», «космос», «гора». 2. Если круг означает стихию воды, то точка в центре круга может означать стихию огня в соответствии с с противоположностью стихий воды и огня, т.е. значение слова ал здесь «огонь». Это значение сохранилось в тюркском языке (ал, алау, ж-алын – пламя, алап – русло, долина реки, площадь, округа), а также это значение можно обнаружить в армянской мифологии. Когда знак абак был забыт и остались лишь слова как таковые, возникли разночтения в назывании оппозиции, в результате умлаут ул (ыл) слова ал обрел значение «вода»: ал – «огонь», ул – «вода». Это слово сохранилось и в тюркском языке (ылғал – влага, ыл). 3. Если круг – это лоно женщины, самки, то точка в центре означает семя, зародыш, т.е слово ал обретает значение «семя, зародыш». 4. Если круг – это мать, то точка в центре – это ребенок, младенец, потомок, соответственно, слово ал обретает значение «ребенок», «потомство», «человечество». Таково происхождение тюркского слова ұл (оғлы, ұлы, ұлан) – «сын». Здесь понятие «мать» может означать не только человека, но и любое другое существо, животное. Например, круг – это кобыла, змея, олениха, в таком случае точка в центре означает соответственно жеребенка, змееныша, олененка. Когда знак абак был забыт, эти слова сохранились, стали основой других слов: жылқы (ылыг) – лошадь, жылан (ылан) – змея, рус. Олень. 5. Если круг – это общество, ойкумена, населенная людьми, то точка – ал – человечество, семья, род-племя, народ. Так образовалось тюркское слово ел – государство, племенная территория. 6. Если круг – это могила, захоронение, тогда точка означает труп в этой могиле, т.е. ал – «мертвое тело, труп». Из этого значения возникает новое значение: круг – «потусторонний мир», «мир мертвых», точка – «мертвые в загробном мире» (духи умерших – аруахи). Отсюда происходит корень өл (өлік – труп, мертвец, өлім – смерть, өлтір – убей) в тюркских языках. Как мы видим, разные «прочтения» знака абак создают многочисленные, отличающиеся друг от друга значения слова ал. Приведенный нами перечень значений слова ал далек от завершения. Можно обнаружить и другие значения. Нашей целью было показать основную технологию создания слова, значения. Мы знаем, что существует возможность сформировать целостную цепочку, связывая друг с другом разные значения слова ал, знака абак вообще. Можно разработать определенный образ мифологического персонажа, сопрягая между собой такие значения слова ал, как земля, мир, семя, зародыш, потомок, человек, народ, мертвец, влага, змея. Действительно, мифологическое сознание создало такие образы. В древнейшие времена в Гиперборее (на Южном Кавказе) сформировался универсальный, синкретический персонаж Ал. Его следы можно обнаружить благодаря отдельным мифологическим понятиям разных традиций. Во времена матриархата возник первоначальный образ матери Ал. Мифологические свойства этого образа можно описать через значения слова ал (и его умлаутных форм), выведенные через знак абак: Ал связана со стихиями воды и огня. Ал связана с образом змеи. Ал – праматерь человечества. Ал связана с потустороннним миром, миром мертвых. Итак, Ал – «праматерь человечества в облике змеи», «первосущество, соединяющее в себе природу воды и огня», позднее, «дух-мать, покровительница в потустороннем мире, повелительница мира мертвых». Имя праматери Ал сохраняется до нынешнего времени в ареале Кавказа: Ал – у османских турков. Хал, мать Хал – у азербайджанцев. Ал – у туркмен. Ал паб – у лезгин. Ол или Дедей-Ол (тетушка Ол) – у татар. Али или Алкали – у грузин. Ала жен – у талышев. Хал – у удинов. Мать Хал, Алк – у курдов. Алы или Алк – у армян. Алг (мерак) – у белуджи. У тюрков и народов, на которые они оказали влияние, существуют также понятия, образованные путем присоединения аналогичных понятий (дублирование), например, абасы, албасты, албаслы, алмасты, алмаз, алмас, алмазы, алвасты, албыс. Ареал распространения таких понятий и возникающие из этого историко-географические соображения позволяют утверждать, что первоначально образ матери Ал сформировался на Южном Кавказе. Примеры, подтверждающие это, можно обнаружить и в мифах древних народов, населявших ареал Кавказа и Месопотамии. Один из вариантов слова ал – қал. Если привести это слово к первоначальному варианту, то получим анг > канг. Это слово позволит нам понять тайну слов казахского, тюркского языка, имеющих отношение к женщине. Қаңғ > Қаңғ-ын > Қай-ын > Қад-ын; этим путем образовались казахские слова қатын (женщина), қайын (қайын жұрт – родственники по линии брачного партнера, например, қайын ата – свекор, қайны – младший брат мужа, қайнаға – старший брат мужа и др.). Қаңғ > Қаңғ-ын > Қан-ын > Қал-ын > Қар-ын. Таково происхождение казахских слов қалың (мал) – калым, выкуп за невесту, келін – сноха, қалындық – невеста, қарын – живот, утроба, қарындас – младшая сестра по отношению к мужчине (букв. «единоутробный», в некоторых тюркских языках «кровный родственник» вообще. – Пер.), қарын-бөле – дети двух или более сестер по отношению друг к другу. Чтобы понять значение слова, необходимо сначала реконструировать его первоначальный вариант, лишь тогда появляется возможность раскрыть забытые его грани. Одно из значений слова қаңғ – «материнское лоно, порождающее начало», т.е. Великая Мать. Если продолжить перечень слов, образовавшихся из варианта Қаңғ > Қал (Хал, Кал, Шал), то можно например вспомнить имя супруги «отца богов» Кумарби в хурритской мифологии – Шалаш (Шалуш), связанное с образом Ал (ал > хал > шал). Вероятно, первоначальный вариант ее имени – Хал-ажи или Шал-ажи[30], слово ажи здесь означает «змея» (ср. ажи-дахака, эхидна, ахи-будхнья, слова ажа, әже – бабушка, ажын – жены одного мужчины по отношению друг к другу в полигамном браке). От образа Шалаш (шалуш) ничего, кроме имени, не сохранилось, однако ее положение жены «отца богов» указывает, что первоначальный мифологический характер образа как «матери богов» – «Великой матери» связан с понятием ал. Коротко говоря, первоначальный вариант Шалаш (Шалуш) был сравним с кавказской «бабушкой Хал». В контексте предполагаемого кавказского происхождения хурритского языка и его родства с современными нах-дагестанскими языками сходство имени хурритского мифологического образа с кавказскими мифологическими именами не вызывает удивления. Варианты кал (каль, галь) слова ал существовали и в древнем шумерском языке, но в этом языке они не стали именами отдельных мифологических образов (или эти имена не сохранились), а обрели значение «великий», «уважаемый», «большой». Например, в шумеро-аккадской мифологии понятие кал присутствует в имени Нингаль (шумер. Нин-каль) – жены бога луны Нанны и матери бога солнца Уту. Компонент нин здесь – это общее название, индикатор женских образов в шумерском языке, переводимый как «госпожа, жена, хозяйка»[31], а компонент кал имеет значение «великий», т.е. установившийся перевод имени Нингаль – Великая госпожа. В конце 3 тыс. до н.э. имя Нингаль распространилось в Сирии в форме Никкаль, и в этом же варианте стало известно угаритской мифологии[32]. В шумерском мифе понятие «подземный мир, потусторонний мир» передается словом Ки-галь, где слово ки имеет значение «земля»[33], т.е. ортодоксальный научный перевод названия Ки-галь – «великая земля» (возможно, первоначальный вариант этого названия подземного мира – Қи-Қаңғ, что сравнимо с казахским Қиян). Подземным царством правит также женщина, богиня Эрешкигаль (эреш – «хозяйка», кигаль – «великая земля», Эрешкигаль – «хозяйка Великой земли»[34]). Мужа Эрешкигаль зовут Нергал. Он также «повелитель подземного царства», в энциклопедическом словаре о нем сказано: «первоначально, видимо, небесный бог»[35]. Значение слова кал (каль, галь) в именах и названиях Нигаль, Нергал, Эрешкигаль, Кигаль определяется как «великий, большой», однако исследователи не обратили внимания на то, что это значение не может быть первоначальным. Значение «великий, большой» является всего лишь производным. Исходя из того, что понятия Кигаль, Эрешкигаль, Нергал имеют отношение к «подземному миру», можно предположить, что одним из предыдущих – пусть и не первоначальным – значений слова кал было «потусторонний мир». Можно предположить, что в мифологии протошумеров или участвовавшего в шумерском этногенезе гиперборейского этнического субстрата был отдельный мифологический персонаж с именем Кал. Шумеры забыли этот образ, однако сохранили слово, придав ему новое значение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий