воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 8

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 8 Следует специально отметить, что новое слово, образовавшееся в результате соединения понятия ал и аб (абас), превратилось в название широко распространенных мифических образов. Тюркское (казахское) слово алып (великан) – это лишь один из вариантов слова ал+аб. Его можно объяснить через знак абак: если круг – аб – это «мать», то точка – ал – это «ребенок», «потомок». Возникшее из знака абак понятие Алаб, взятое в в широком смысле, может трансформироваться: «мать и ребенок» > «человечество», «народ», «род» > «праматерь (прародитель) человечества, народа, рода». Когда знак абак забывается и остается лишь слово, слово Аб-ал, являющееся слоговым палиндромом слова Ал-аб, также обретает значение «мать и ребенок» > «человечество», «народ», «род» > «праматерь (прародитель) человечества, народа, рода» (Хава, Ева, Хауа, Абыл-Авель, Аваллах, Абулджа, Йафет-Абат и др.). О таких изменениях слова и значения мы уже говорили в разных местах по мере необходимости. Коротко говоря, слово алып является понятием, образовавшимся из чтения знака, ряда новых прочтений (интерпретаций) слов, возникших в результате этого чтения, в соответствии с частными и общими значениями. Иапет греческого мифа – это также гиперборейский образ. [1] БСЭ. 26 том. С. 255. [2] БСЭ. 10 том. С. 127. [3] Троянская война. МНМ 2-531. [4] Географические варианты этой культуры: на острове Крит – минойская культура, В континентальной Греции – эллинская культура, на островах Эгейского моря – кикладская культура. [5] БСЭ. 7 том. С. 285. [6] Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать» (Прометей. МНМ 2-337). [7] Насрен-Жаче в адыгском мифе, Абрскил в абхазском мифе, Амирани в грузинском мифе были прикованы к скале, как и Прометей, за оказанные человечеству благодеяния. [8] В составе иллирийцев известны племена далмат, либурн, истр, паннон, дезитиат, пируст, дицион, ардиеи, таулантии, плерей, япиг, мессап, дардан и др. В ІІІ в. до н.э. на их территорию вторглись кельты, кельтизировав часть иллирийцев (было образовано объединение иллирийских и кельтских племен). Иллирийский язык принято считать «реликтовым индоевропейским языком. В регионе Балкан письменных источников на иллирийском языке обнаружено не было, поэтому определение иллирийского языка как индоевропейского, опираясь лишь на многочисленные топонимы, антропонимы и немногочисленные глоссы, кажется сомнительным. Топонимы, считающиеся иллирийскими, могут оказаться названиями, оставшимися от чуждого по языку, доиллирийского населения. Поэтому, несмотря на многочисленность, топонимы не могут быть основой для определения языка. Имевший письменность мессапский язык на юге Аппенин считается иллирийским, однако это может быть и ошибкой. [9] В этот ряд можно включить также греческую колонию Элей на юге Италии. [10] Древние цивилизации. С. 133. [11] Древние цивилизации. С. 387. [12] Рим. БСЭ. 22 том. С. 95, 101. [13] Этруски. БСЭ. 30 том. С. 308. [14] История древнего мира (Рассвет древних обществ). М. 1983. С. 418. Эта неопределенность уже сама по себе позволяет поднимать проблему возможного родства этрусского языка с тюркским. [15] «Сравнение ее (этрусской мифологии) с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота), прибыли предки этрусков – тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусской мифологии являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты – двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии» (Этрусская мифология. МНМ 2-672). [16] История древнего мира (Рассвет древних обществ). М. 1983. С. 425. [17] МНМ 2-673. [18] «В форме и значении латинских слов Urba, Roma зрима дактилоскопия тюрко-кипчакских и славянских грамматистов, латинский язык терпимо относился к закрытому и открытому слогу и потому метатеза плавного в этом слове произведена другими» (О. Сулейменов. Язык письма. С. 360-366). [19] Там же. С. 366. [20] Там же. С. 381-383. [21] Там же. С. 418-423. [22] БСЭ. 27 том. С. 52. [23] БСЭ. 27 том. С. 94. [24] Уту. МНМ 2-252. [25] БСЭ. 27 том. С. 94. [26] БСЭ. 30 том. С. 154. к сер. 4-го тыс. эль-обейдская культура распространилась на севере Месопотамии (Тепе-Гаура), где сохранились также черты предшествующей халафской культуры, и в Малую Азию (Мерсин). Ее влияние прослеживается в материальной культуре памятников Ливана, с-з Ирана, Закавказья, Ср. Азии. На основе эль-обейдской культуры сложилась цивилизация Шумера. [27] МНМ 1-52, 2-139. [28] МНМ 1-229. [29] Сулейменов О. АзиЯ. А., 1992. С. 235. [30] МНМ 1-52. В некоторых работах имя Айта дается в виде Энту (Джумабекова Г.С. О воинских культах ранних кочевников // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана. А. 1998. С. 17), вероятно, это – первоначальный вариант имени. [31] МНМ 1-51. [32] Существуют также названия Элда, Этер, Ешпор, Эштр, вариант этер близок абхазскому айтар, греческому ээт и аид, этрусскому айта (ейта). МНМ 1-430. [33] МНМ 1-433. [34] МС 26. [35] МС 57. [36] Сюжет о чудесных дарах генетически восходит к представлениям о предке – покровителе рода. Непосредственным источником сказочного сюжета была, по всей вероятности, шаманская легенда о путешествии в недоступное живым царство мертвых к прародителю за скотом – источником благополучия (Турсунов Е.Д. Генезис казахской бытовой сказки. А. 1973. С. 63).Е. Турсунов привел богатый фактический материал по проблеме из тюркского, монгольского, тунгусского фольклора. [37] В «Одиссее» Одиссей побывал на острове Эйя, где живет красавица Кирка (Цирцея). Эйя здесь – это остров вечного блаженства, где не ощущается течение времени. Эта Эйя и Эя в мифе об аргонавтах – типологически близкие понятия, связанные с понятием ел. [38] Похожий на слово енгт звук нт в древнетюркской письменности представляет круг с одной или тремя точками внутри, т.е. знак звука нт – это один из вариантов знака абак. Поэтому слово нт можно рассматривать в связи с древним мифическим понятием Енгт > ейт > елт. Звук н (нг) в древнетюркской письменности также представляет один из вариантов знака абак (четырехугольник, ромб с точкой в середине). Это показывает, что древние слова нг, нгт связаны с прототюркским миром. [39] По распространенной гипотезе имя Лето означает «чья-то жена, мать» в анатолийском (малоазийском) ликийском языке, что не противоречит реконструируемому нами значению «связанная с нижним миром праматерь». К тому же по другой гипотезе имя Лето, как и название Лета, связывается с корнем Led (Leth) со значение «забывать». Нам представляется, что этот греческий корень по форме и значению соответствуют казахскому корню елт в словах елті, елігу (желігу). [40] Савроматы. БСЭ. 22 том. С. 486. [41] Карамзин Н. История государства Российского. 1 том. М. Наука. 1989. С. 177. [42] Скурлатов В.Этнический вулкан // Дорогами тысячелетий. М. 1987. 1 книга. С. 206. [43] МНМ 2-549. [44] МНМ 2-218. [45] Акишев А. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984. С. 16. [46] «Веревка или петля – его орудие против грешников... петля – его главный атрибут» (МНМ 1-217). [47] «Устанавливается более тесная связь Варуны с нижним царством, смертью (петля становится главным его атрибутом). Варуна является в окружении змей» (МНМ 1-217). Эти характеристики образа Варуны считаются поздними включениями, но их можно трактовать и как существовавшие изначально, но не являвшиеся актуальными для индоиранской традиции. [48] МК 1-131, 3-443. [49] Ахинжанов С. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы, 1999. С. 123–124. [50] Что интересно, это слово-понятие отсутствует в мифологии современных монгольских народов, образ мировой змеи у них называется аварга могой (аврага могой). Отсюда выходит, что слово телегей было образовано в собственно тюркской среде с привлечением понятий (?) монгольского языка до ХІІ в. [51] МНМ 1-92. [52] Его имя имеет варианты Apulu, Aplu, Aplun. [53] Қадырғали Жалайыр. Шежірелік жинағы (Сборник родословий). А. Қазақстан. 1997. С. 26. [54] Переводчики «Родословия тюрков» Абульгази имя Абулджа перевели как Елше. Вероятно, этот вариант не является основным (Әбілғазы. Түрк шежіресі. А. Ана тілі. 1992. С. 12). [55] Переводчики труда Абульгази на казахский дали эти оронимы в форме Ертағы и Кертағы, у Рашид-ад-дина они называются Ортаг и Казтаг. [56] Напомним, об этимологии имени Аполлон говорится: «Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлон, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа» (МНМ 1-93). Поэтому у нас есть возможность проверить имя через тюркский язык. [57] Архаические корни Аполлона связаны с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне Аполлон защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и в самой Трое. С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н.э.) Аполлон прочно вошел в олимпийский пантеон богов... (МНМ 1-94). [i] В казахском алфавите, сформированном на основе русской кириллицы, присутствует мягкий знак, но на практике он не используется. В соответствии с законом сингармонизма слова в казахском языке произносятся мягко или твердо в зависимости от гласных. Мягкое произношение дают гласные е, ү, і, ө. Примеры реконструируемых или анализируемых слов мы даем по казахскому оригиналу, без мягких знаков, однако читателю следует иметь в виду, что такие слова как ел, Авел, Абел и др. звучат мягко, т.е. в русской транскрипции ель, Авель, Абель. [ii] Лат. Bulla – круглая свинцовая печать, на веревке прикрепляемая к документу. Помимо своего прямого назначения идентификации документов, буллы могли использоваться просто в качестве медальонов. Например, в древнем Риме буллы были амулетами и оберегами, которые дети римских граждан получали после рождения и носили на шее. Буллы делались, в основном из свинца, завернутого в золотую фольгу, но могли быть и полностью золотыми... Девочки носили буллы до брака, затем обереги сжигались вместе с игрушками, а мальчики носили буллы до 16-летия (когда они становились полноправными римскими гражданами), и впоследствии амулеты тщательно хранились, предохраняя владельца от злых сил. Булла в виде золотого шара или диска не только напоминает знак абак, но и имеет солярную символику. Перевод Зиры Наурзбаевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий