воскресенье, 6 мая 2012 г.
Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 5
Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 5
Реальные Балканские горы
На современной географической карте существует несколько географических объектов с название Балкантау – Балканская гора (горы). Первая и, как нам кажется, главная, основная гора Балкан – это невысокий горный массив на северо-западе современного Туркменистана, недалеко от Каспийского моря.
В этом крае название Балкан встречается еще раз. Балканский залив – это малый, внутренний залив, входящий в акваторию Красноводского залива Каспийского моря. Острова Дагада (Тау-арал – Остров-гора) и Баклада (Баклы-арал – остров Баклы) – поблизости от побережья, в самой глубине залива – соединены под водой с сушей. Этот залив лежит точно на реконструируемом нами маршруте миграции Дельта-гиперборейцев по Каспийскому морю с азербайджанского побережья (Апшерон-Кура) на туркменский берег (Красноводск). Если вспомнить, что название Красноводск появилось только в ХҮІІІ-ХІХ веке, то для нас бесспорно, что прежнее название залива было Балкан.
Вторая гора Балкан существует, насколько нам известно, в Башкирии. В справочнике есть некоторые разночтения, однако эта гора должно быть находится в 100 км юго-западнее города Уфы, недалеко от расположенного на берегу реки Дема поселка Давлеканово, в 20-30 км от Асылколя, на Бугульма-Белебейской возвышенности.
Третья гора Балкан находится в Куншакском районе Челябинской области[15].
Четвертые Балканские горы – это известные читателю горы на одноименном полуострове. Относительно этого названия есть следующая справка. Горный массив на славянском языке назывался Стара-Планина, лишь с приходом османских тюрков он получил название Балкан. Указывается, что на турецком языке это название означает «поросшие лесом горы», однако стоит отметить, что эта историческая справка и топонимическое объяснение имеют сомнительные места.
Пятая гора Балкан находится в Казахстане, в северо-восточной части Сарыарки, где входит в состав пяти сгруппированных под названием Бесқазылық гор (Кызыларай, Қарқаралы, Кент, Балқан (Қу), Бақты). Есть два заслуживающих внимания момента относительно этой горы.
Во-первых, одна из гор Бесқазылық называется Бақты (общетюркское Бақлы), тогда как один из островов в Балканском заливе в Туркмении называется остров Бақлы. Если сопоставить эти два похожих топонима с индийским мифоэпическим названием Бахлика, то есть причина задуматься над этим сходством.
Во-вторых, казахстанская гора Балқан называется также Қу. Қу – это вариант слова аққу (лебедь, где компонент ақ – белый – указатель цвета). Можно было бы и не обращать внимания на эту деталь, однако мы специально останавливаемся на ней в виду двух моментов. Выражение Барар жерің Балқантау, ол да біздің көрген тау, с которого мы начали наш разговор, употребляется только в связи с образом лебедя (эти слова обращены к лебедям). Затем, мы установили аналогию между образом Балкантау и образом Гипербореи. В греческом мифе о Гиперборее говорится, что Аполлон осенью отправляется в Гиперборею на запряженной лебедями колеснице и возвращается оттуда в Грецию (Дельфы) лишь весной. Эти, пусть и незначительные совпадения, позволяют развить некоторые соображения, однако мы хотим вернуться к ним в другой книге, т.к. они могут быть поняты только после анализа образа Аполлона[vi].
Возможно, образ лебедя связан с сезонным маршрутом миграции лебедей, проходящим над разветвленной речной сетью древнего Узбоя (болотно-речная территория) туркменского Балхана.
[1] Хенниг Р. Неведомые земли. М. 1961. 1 том. С. 92.
[2] Для греков времен Александра Македонского, Страбона, Птолемея Каспийское (Хазарское) море было океанским заливом.
[3] Кобустан – низкогорный и предгорный район к западу и юго-западу от Апшеронского полуострова. Это предгорья юго-восточных отрогов хребта Большого Кавказа. Самая высокая точка – гора Гиджаки (1047 м), вероятно эта гора стала праобразом горы Ал-Джуди, к которой причалил ковчег (каз. қобашық) Ноя (Нуха Корана). Засушливый климат, песчано-глинистые породы, мергели, известняк. На юге – патлавуки. Здесь сохранилось более 4 тысяч наскальных рисунков, начиная с мезолита. Среди них встречаются рисунки «лодки с гребцами» (Джафарзаде И.М. Наскальные изображения Кобыстана // Археологические исследования в Азербайджане. Баку. 1965; Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. М. 1969 (Материалы и исследования по археологии СССР. № 165)).
[4] Е 2-265.
[5] О формировании тюркского языка орхоно-енисейской письменности ҮІ-ІХ веков исследователи говорят: «Судя по отточенности и экспрессивности рунического койне, подобный язык мог существовать в течение нескольких столетий до его письменной фиксации; по-видимому, основа рунического койне зародилась в первые века (І-ІІ) нашей эры, а в ҮІІ-ІХ веках наступила пора его расцвета» (Тюркские языки. Бишкек. 1997. С. 40). Таким образом, слово балық в этом языке появилось не позднее І-ІІ веков, возможно время его появления скрыто во тьме веков и тысячелетий.
[6] МС 301; МНМ 2 24.
[7] Праформа мол, мл слов милк, молоко, млеко германских и славянских языков близка слову бал (был), имеет общее с ним происхождение.
[8] К этим тюркским понятиям близки русские слова малый, маленький, мало, молодость, младший.
[9] Древние цивилизации. М. Мысль. 1989. С. 212-213.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Эти слова сохранились и в кыргызском фольклоре.
[13] Алпамыс батыр (Богатырь Алпамыс). БЖ 2-52, 55, 56, 59, 60. В общем, гора Қарақан упоминается в эпосе семь раз.
[14] Этимология слова Қарақан: Қаңғ – «пространство, страна, территория» и қара – «древний, коренной, первый, изначальный», т.е. топоним означает «древняя, исконная территория, страна предков».
[15] В Челябинской области, в 40 км к востоку от города Магнитогорска есть селение Балканы (недалеко от реки Гумбейка). Нам не удалось выяснить, является ли это название исконным или связано с каким-либо историческим событием, как топонимы Амурский, Рымникский, Чесма, Тарутино, Варна, Кацбахский, Березинский в этой области.
[i] В девятом разделе Книги первой «Мифологии предказахов» С. Кондыбай анализирует напоминающую дом форму древнетюркской руны Б в контексте мифологических представлений о рыбе и городе, Мировом доме и гигантских рыбах Кер ютпа, распирающих пространство между небом и землей.
[ii] Устойчивое словосочетание казахского языка Ауған асу – «уехать, перейти через перевал в Афганистан», где асу – перевал, перевалить, удалиться, пройти, проехать, превзойти, Ауған – Афганистан, а также эмигрировавший (от ауу – сваливаться, опрокидываться, эмигрировать). Каз. Ауғанстан – букв. «Страна удалившихся, эмигрировавших».
[iii] В главе «Тохары» части третьей Книги третьей «Мифологии предказахов» автор анализирует символизм бритоголовости («лунности») в контексте этнической истории Евразии, этимологию этнонима юэчжи (яти) в связи с персонажем «Ригведы» Яяти, одним из предков которого был «Пуруравас, чье имя соответствует имени отца Алпамыса Байбори (каз. бөрі – волк), а имя его жены апсары Урваши происходит от слова Ұрғашы. Если учесть, что образ принимающей облик лебедя Урваши соответствует казахскому образу купающейся в водоеме дочери пери, типологически Пуруравас соответствует Баба тукти Шашты азизу». Автор разбирает миф об Пуруравасе и Урваши, показывая его детальное соответствие казахским генеалогическим легендам, а также указывает на возможно прототюркское происхождение ряда имен этой династии, по звучанию и смыслу совпадающих с тюркскими словами.
Интересно, что само название одного из священных писаний индуизма «Матсья-пурана» включает санскритское слово матсья со значением «рыба». Речь идет о первой аватаре Вишну, в облике рыбы спасшей первочеловека Ману. Матсья – это также название древнеиндийского племени и государства, существовавшего в ведический период на северо-западе Индийского субконтинента, т.е. в регионе, который на протяжении тысячелетий заселялся кочевыми племенами Великой степи. Возможно, это еще один пункт на древнем маршруте, который С. Кондыбай реконструировал в разделе 15 «Пространственные символы Света» Книги первой «Мифологии предказахов», анализируя культ рыбы в городе Нур-ата в Узбекистане в контексте мифологических представлений шумеров об Энгурре и абгалях.
[iv] Опыты американского психолога С. Грофа с психоделиками (ЛСД) показали, что из подсознания человека можно извлечь не только воспоминания внутриутробного периода, но и трансперсональную память.
[v] Одна из распространенных легенд, в которой используется эта фраза, такова. В безлюдной степи без средств к пропитанию оказывается женщина с двумя детьми. Сын отправляется на охоту и видит лебедей, плавающих по озеру. Поскольку другой добычи нет, а мать и сестра близки к голодной смерти, он произносит ритуальную формулу «Сенде жазық жоқ, бізде азық жоқ» – «На тебе нет вины, но у нас нет еды» и стреляет из лука в одну из птиц. Он промахивается, вспугнутые птицы поднимаются в небо. Не желая вернуться без добычи к семье, мальчик бежит по степи вслед за стаей лебедей, приговаривая: «Барар жерің Балқантау, ол да біздің көрген тау». В фольклоре гора Балкан – это рай для охотника, богатый птицей и зверем.
[vi] Культ лебедя и образ Аполлона в сравнении с образом Коркута анализируются автором в Книге четвертой «Мифологии предказахов», однако о горе Балкан там речь не идет. Возможно, С. Кондыбай собирался развить эту тему в планировавшейся им книге об эпосе «Баян-сулу и Козы-Корпеш», для которой он начал собирать топонимические легенды Семипалатинского региона. Тем более, что башкирский эпос «Заятулек-Хыухылу» и казахский эпос «Баян-сулу и Козы-Корпеш» считаются в фольклористике национальными вариантами одного протоэпоса.
Перевод с казахского языка Зиры Наурзбаевой
Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 5
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий