воскресенье, 6 мая 2012 г.
Гиперборея: ҮІ раздел Серикбол Кондыбай Элам. Хараппа Часть 4
Гиперборея: ҮІ раздел Серикбол Кондыбай Элам. Хараппа Часть 4
Қоянақ Күлек Қартқожақ
Вероятно, образ Карткожака – противника главного героя в эпосе «Ер Таргын» – является отголоском древнейшего образа. Старик Карткожак так отвечает в эпосе на вопрос «кто ты?»:
Мен де сендей батырмын,
Аты-жөнімді сұрасаң,
Көп ру Қырым жұртында
Түпкі бабам Ер Күлік,
Менің әкем Қоянақ,
Мен Қоянақтың баласы Қарт Қожақ[18]
Я батыр, как и ты,
Если ты спрашиваешь о моем имени и происхождении,
То в многоплеменном народе Крыма
Мой далекий предок Ер Кулик,
Отец мой Коянак,
Я сын Коянака Старый Кожак.
Перед нами генеалогическая цепочка из трех звеньев: батыр Ер Кулик, его сын батыр Коянак и сын Коянака батыр Карт Кожак. В своем произведении «Три Кияна» сказитель Мурат Монкеулы называет Карткожака сыном Колека[19]. То есть это не набор случайных имен, а реликтовые антропонимы, несущие древнюю информацию. Уже в ХІҮ веке эпический образ Карткожака является второстепенным персонажем, отголоском древнего эпического пласта. Если уже сын «успел состариться», превратился в эпико-фольклорный реликт, то понятно, что его отец Коянак и дед Кулик являются образами древнейшего пласта эпоса. Пусть характер этих образов утрачен полностью, для нас ценными являются сами сохранившиеся в тексте имена.
Күлік или Көлек – это «круг», «колесо». Этот круг, крутящиеся колеса повозки присутствуют и в русских словах колесо, кольцо, и в казахских сайгүлік (скакун), айгөлек (зодиак), доңғалақ/ донгелек (колесо), күйгелек (вспыльчивый), көлік (транспорт). Эпическое имя Кулик и имя основателя царской династии скифов Колаксай восходят к одному началу. Можно с уверенностью утверждать, что имя и образ Кулика появились не позднее ҮІІ-ҮІ вв. до н.э. ГАУХАР, ПОЧЕМУ ТО у меня УВЕЛИЧИЛСЯ ПРОБЕЛ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ
Что можно сказать о Коянаке? Несмотря на кажущуюся простоту имени, вызывающего ассоциацию с «косоглазым зайцем» (Қоян – каз. «заяц», имя сына Қожақ напоминает көжек – «зайчонок». – Пер.), образ этот, скорее всего, имеет древний характер. Имя Қожақ, как и эпические имена Казан, Косай, Козы, принадлежит образу, являющемуся вариантом первоначального образа Қос. Логично было бы предположить, что имя Коянак, стоящее в ряду с древними именами Кулик и Кожак, также принадлежит неизвестному древнему образу.
Коянак должно быть является именем и образом, аналогичным эламскому Иншушинаку и арийскому Хаошйангху. Вероятно, он изменялся как Қошйанақ > Қоджйанақ > Қоғйанақ > Қойанақ > Қоянақ. Вообще говоря, имена Қоянақ и Қожақ, возможно, являются двумя вариантами одного первоначального имени. Со временем, в процессе взаимодействия различных эпических вариантов, таких же пестрых как средневековое казахское общество, один из вариантов древнего имени стал именем главного персонажа, а второй вариант – именем его отца. Не стоит удивляться этому, такая тенденция свойственна любой генеалогической традиции, неоднократно прошедшей через процесс этногенеза. Если мы попытаеся восстановить древний мифический характер путем сопряжения значения имени и «чтения» знака, то Кулик – это круг, предок, а Коянак (Кожак) – Хаошйангха – точка в центре круга, сын, потомок. Если Кулик – это потусторонний мир (см. главы о словах қал, күл в разделе ІХ), то Коянак (Хаошйангха) – «царь страны мертвых» (подобно эламскому Иншушинаку). Если в более позднем мифе Кулик интерпретируется как Солнце (Күн, Күл), то Коянак (Хаошйангха) в качестве «сына Солнца» – «земное Солнце», «царь». Есть множество вариантов реконструкции через знак и слово, наша цель не в том, чтобы перечислять их все. Важно то, что два слова оказались родственными, несмотря на разделяющее их время и пространство.
Асан кайгы – Хаошйангха – Хушинак
Имя и образ казахского Асана кайгы имеют общее происхождение с именами Хаошйангха и Хушинак. Возможно, имя это имело вариант Хасан қайғы или Хасан-қаңғық. Мы не имеем возможности привести первоначальный, точный вариант, да в этом и нет необходимости, мы лишь хотим отметить возможность существования таких вариантов. Со ІІ в. н.э. с началом новой тюркской эпохи звук х в начале имени был отброшен или же этот новый вариант получил широкое распространение. Искавший Жеруюк – «рай» на земле, один из вариантов «страны предков», возглавивший народ, хранивший истинное слово и дело Асан кайгы по сути аналогичен Хаошйангху и Иншушинаку. Мы уже показали, что Асан кайгы близок еще одному «авестийскому» образу – туранскому царю Франграсйану, фигурирующему у Фирдоуси под именем Афрасиаб[iii]. Этот наш тезис ни в коем случае не противоречит параллели Асан – Хаошйангха, т.к. Хаошйангха и Франграсйан – введенные в авестийскую мифоэпику образы, близкие и по типологии, и по этимологии.
Шушна
Знание имен, родственных эламскому Иншушинак и Хаошйангха «Авесты» и «Шахнаме», не только показывает, насколько для древней мифической традиции было актуально представление о «полом пространстве», но также позволяет определить, пусть приблизительно, этно-культурную среду, создавшую это понятие. Изучая материалы «Мифологического словаря», мы обнаружили два-три образа, возможно, восходящих к этому понятию.
Один из таких образов – Шушна индоарийской, точнее, ведийской мифологии. Шушна – демон засухи. Демоны в ведийской мифологии – это представители «неарийских племен» даса или асуров. Облик Шушны отражен в фрагментах мифа, это «рогатый пожирающий змей», «шипящий», «откладывающий яйца». Лингвисты объясняют этимологию имени индоевропейским шуш – «сохнуть», «сушить». Вероятно древние индоарии именно так понимали это имя, а потому образ предстал демоном засухи. Однако Шушна имеет змеиный облик, т.е. он связан с водой, влагой. Вероятнее всего, Шушна – образ, заимствованный индоарийской мифологией из чуждой традиции даса (тас), а «засушливая специализация» Шушны в индийском мифе связана с народной псевдоэтимологией, ассоциировавшей имя образа с индоевропейским словом шуш.
Попробуем представить имя Шушна в соответствии с индоиранской, тюркской заменой с > қ (ш > х). Получится вариант Хушна > Хушан вероятного слова. Слово Шушна > Хушна > Хушан может означать қуыс анг – «полое пространство» и «персонификация полого пространства». Таким образом, Шушна находится в одном ряду с именами Хаошйангха, Иншушинак – Хушинак.
Вероятно, Хушан (Шушна) в мифологическом и генеалогическом комплексе доарийского населения даса (даха) обладал стандартной функцией первопредка, первочеловека, первоцаря, повелителя страны мертвых (или правителя страны предков). Вероятно, Хушан (Шушна) имеет змеиный облик в соответствии с культом змеи / дракона у даса (даха), этимология этнонима которых связана со змеей или драконом. Возможно, индоиранцы заимствовали этот образ в 3-2 тыс. до н.э. в период встречи,, войн и взаимосвязей с даса. Они сохранили его змеиный облик, но придали ему иной мифологический характер в соответствии с новой этимологией слова шуш.
Мы предполагаем, что даса (даха) были неизвестными современной науке прототюрко-дравидоязычными автохтонными обитателями территории современного Казахстана, Средней Азии, Ирана и Афганистана. Общий сравнительно-лингвистический анализ показывает большую вероятность того, что они были прототюрками, нежели протодравидами. Мы будем специально говорить о даса, поэтому ограничились здесь кратким определением.
Мир-Суснэ-хум
Имя одного из главных богов в мифологии малочисленных угорских (ханты и манси) народов Мир-Суснэ-хум переводится как «смотрящий за миром», однако нам представляется, что образ этот мог образоваться в результате соединения трех первоначально самостоятельных, но типологически схожих образов. Несвойственная народам тундры атрибутивная связь этого образа с образом лошади (и жертвоприношениями лошади), металлами и солнцем говорит о вероятном заимствовании образа Мир-Суснэ-хум из южных мифов. Есть тенденция связывать этот образ с Митрой (Митра также «смотрит за происходящим на земле», имена Мир и Митра, возможно, схожи). Для нас предполагаемое иранское происхождение образа не имеет значения, однако тенденция рассматривать один из компонентов трехсоставного имени как отдельное понятие другой мифологической традиции, позволяет нам рассматривать таким же образом компонент суснэ в этом имени. Возможно, суснэ > сусен > сусан > кусан имеет значение «полое пространство», «персонификация полого пространства».
Кушанская империя и Сучандра
Сучандра – еще одно имя, похожее на имена Иншушинак и Хаошйангха. Поэтому мы посчитали необходимым остановиться на этом имени и образе отдельно.
Сучандра – имя первого царя-жреца «чудесной страны» Шамбалы в мифологии ваджраяны (одного из ответвлений буддизма). Шамбала или Шамбхала – название некоей чудесной страны, широкоизвестным оно стало благодаря творчеству русского художника Н.Рериха, увлекавшегося Индией и Тибетом. В представлениях одной из ветвей буддизма Шамбала – чудесная, удивительная страна – мечта человечества, путь в которую неизвестен. В типологическом плане Шамбала аналогична Жеруюку Асана кайгы, закрытому для обычного человека. Даже псевдоарии Третьего Рейха в тридцатых годах ХХ века искали эту страну. Итак, Сучандра – имя первоцаря этой удивительной страны. Описание утопической страны буддийской мифологии ваджраяны содержится в «Калачакра-тантре», а также в других текстах системы калачакры.
Согласно энциклопедическому словарю, для буддистов шамбала находится севернее их собственного местоположения, «севернее реки Сита»[20]. Эту реку исследователи отождествляют не то с рекой Тарим в Восточном Туркестане в Кашгарии, не то с Сырдарьей или Амударьей в Средней Азии и Казахстане. В любом из вариантов в поисках расположенной севернее реки Сита Шамбалы мы оказываемся на казахских землях, т.к. севернее и Тарима, и Сыра, и Аму раскинулась бескрайняя казахская степь. Этот географический фактор является главным для наших последующих изысканий.
Геометрческая форма Шамбалы напоминает знак абак. «Шамбалу окружают восемь снежных гор, которые напоминают лепестки лотоса. В центре их – столица Шамбалы, где располагается дворец царя – Калапа». Из этих слов можно понять, что Шамбала находится в некоем замкнутом пространстве, наподобие горной долины, поэтому ее можно изобразить как круг с точкой в центре. Дворец Калапа в центре окруженной горами страны – точка в центре круга, слово калапа можно прочитать как Кал – абақ. Мы уже говорили о мифологическом характере слова хал (қал), поэтому присутствие этого слова в описании Шамбалы не можем считать случайным.
Итак, Сучандра упоминается в качестве первого жреца и царя напоминающей знак абак страны Шамбала. «В правление Сучандры Шамбала стала главным центром учения калачакры... После Сучандры в Шамбале правили еще шесть царей-жрецов, им последовали и последуют двадцать пять правителей по имени Кальки, каждый из них правит сто лет». Таким образом, история Шамбалы со времени ее возникновения и царствования Сучандры насчитывает, по меньшей мере, 2500 лет.
Попытавшись восстановить вероятный вариант произношения имени Сучандра в соответствии с заменой с > қ (ш > х), получим Хучандра > Хушандра > Хушан. Значение этого имени Хушан, также как и ранее рассмотренных имен Шушна, Хаошйангха, Хушинак (Иншушинак), казахское Казан, – «мир в полом пространстве» и его персонификация. Нет необходимости трактовать здесь сложную мифологию буддизма, для нас будет достаточно сосредоточиться на поиске ответов на вопросы «Что лежит в основе описания местонахождения Шамбалы в реальном земном мире?», «Когда в буддизме появилось это представление?», «Какая этно-культурная среда стала источником этого представления?»
Возникновение образа Шамбалы связано с гораздо более поздним временем, нежели возникновение самого буддизма. Образ появляется в связи с распространением в Индии учения калачакры, по преданию возникшему в конце Х в. н.э., в середине ХІ века это учение доминировало в тибетском буддизме. Прибавив к ранее упомянутым 2500 годам истории Шамбалы 1000 лет со времени возникновения представления о Шамбале в буддизме, мы получим 3500 лет – возраст исследуемого «мифического события». Образ Шамбалы формировался в Х-ХІ вв., поэтому в соответствии с расположением «мифической Шамбалы» к северу от реки Тарим, Сырдарья или Амударья, т.е. привязки координат к современной казахской земле, есть основания искать истоки образа Шамбалы и ее первоцаря Сучандры в даса-эламито-туранской этно-культурной среде.
Имя Сучандра > Хушан напоминает название реального исторического Кушанского государства.
Образованная кочевыми племенами Кушанская империя возникла в конце І в. н.э. и просуществовала до конца ІІІ в. В период расцвета это было гигантское государство, охватывавшее земли современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, а также, вероятно, и Восточного Туркестана. История этого государства мало исследована, поэтому мы сконцентрируемся на трех моментах, имеющих отношение к кушанам.
Во-первых, государство было основано племенем, называвшимся кушан, т.е. его история была связана с кочевым миром Восточного Туркестана или же Казахстана и Средней Азии. На рубеже нашей эры кочевники, разгромившие Греко-Бактрийское царство в этом регионе, образовали несколько мелких государств, на основе которых менее через столетие возникла Кушанская империя.
Во-вторых, относительно этнического происхождения кушан кроме ортодоксальной иранской версии изредка высказывается тюркская версия. Здесь играет роль тюркское звучание имен кушанских царей Канишки, Куджулы Кадфиза, Хувишки. Высказываются предположения о вероятном тюркоязычии основавшего империю племени кушан, при том что населявшие землю Кушанской империи народы могли говорить и на других языках.
В-третьих, возникший в Индии буддизм начал распространяться за пределами Индии именно в период правления кушан. Учение буддизма получило широкое распространение в Кушанской империи. В этом контексте оказывается актуальным сходство этнонима кушан и имени Сучандра-Хушан. Фактически Кушанская империя являлась первым большим буддистским государством, и даже после падения ее образ сохранился в буддийской мифологии как память о «некогда существовавшей прекрасной стране», в Х веке эти воспоминания стали основой для формирования образа Шамбалы. Буддийские монахи сохранили память об исторических кушанах, персонифицировав их в образе Хушана-Сучандры – царя мифической чудесной страны. Разумеется, они не знали о Кушанской империи І-ІҮ веков, однако сохранили утративший исторический характер, мифологизированный образ этой империи в имени первоцаря Шамбалы.
И еще. Название существовавшего в І-ІҮ веках Кушанского государства, так же как имена Хушан-Сучандра, Хушинак-Иншушинак, Хаошйангха, означает «полое пространство» и «антропоморфный образ, персонификация полого пространства». Очевидно, в мифологии и генеалогическом комплексе кушан – древних насельников современного Казахстана и Восточного Туркестана – существовал образ Кушан. Этот образ родственен сохранившемуся в казахской (тюркской) мифоэпике образу Казана, они имеют общий исток. Можно предположить, что образ страны Кушан, царя Кушана присутствовал в сказаниях, родословиях и мифологии кушанских племен еще до их прихода в Среднию Азию и Афганистан, в то время, когда они кочевали в казахской степи.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий