воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 13

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 13 Ануннаки – посредники между богами и людьми, а также боги-судьи подземного мира, боги-заступники и покровители, их именем скрепляются клятвы. [21] МС 174. [22] В зороастризме Ахура-Мазда и «шесть младших богов» вместе составляют основную «божественную семерку». Эти семеро сотворили весь мир. Их называют амеша-спента – «бессмертные святые». [23] Мандельштам А.М. (рецензия Ф. Альтхайма). История гуннов. Народы Азии и Африки. М. 1962. № 3; Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.1972. С.205. [24] Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. С. 205. [25] Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М. 1962. С. 244. [26] История КазССР. 1977. 1 том. С. 325. [27] Племя локай, живущее в Жидели-Байсын, является изначально коныратским или же это местное племя, позднее присоединившееся к ним. У нас нет сведений об этом, поэтому мы не можем отрицать вероятность существования других причин отождествления эпического Алпамыса с коныратами. [28] Широко распространенное сейчас среди мусульман имя Абдулла (Абдаллах, Абдолла) обычно переводится как «семь аллахов», т.е. такое объяснение по своему смыслу противоречит исламу, его основной догме об единственности Аллаха. Можно предположить, что в доисламскую эпоху это имя существовало в форме абдал и превратилось в Абдулла в ҮІІ-ІХ веках, когда его первоначальное значение было забыто. [29] Происхождение рода абдал в составе современных туркменов, а также подрода абдал в составе рода таз казахского Младшего жуза связывают с эфталитами (абдал – эфтал). Если принять это мнение, то становится очевидным: реликтовые роды древнего времени, такие как абдал, могут сохранять древнюю информацию, пусть и в измененном виде. [30] Звук ш в начале слова появился в результате замены с > х. [31] По этой модели в шумерской мифологии образованы имена богинь Нингирсу, Нингишзида, Ниназу, Нинисина, Нинкаррак, Нинлиль, Нинмах, Нинтинугга, Нинурта, Нинхурсаг, Ниншубура. [32] МС 399. [33] Существует прямая преемственность между шумерским словом ки (земля) и показателем к, присоединяемым к слову во многих (прежде всего, тюркских) языках: ал > кал, абак > кабак, анг > канг. Также стоит отметить, что греческое слово ге (Гея), латинское терра, тюркское гер (йер, жер,а также кір – «грязь») со значением «земля» происходят от одного общего начала. [34] МС 638. [35] МС 394. [36] Т.к. слово кур имеет такое значение. [37] МС 165. Ср. шумер. гула с казахскими словами құла(н) в выражении құлан-таза айығу (полностью излечиться), миғұла (безмозглый, бестолковый, глупый), аққұла (1. зря, напрасно; 2. особо, специально). [38] Касситы (аккад.кашши), согласно сведениям энциклопедии, древний народ, обитавший в Западном Иране (совр. Луристан). Вопрос о их языке еще не решен.В 1741 г. до н.э. касситы под предводительством Гандаша первый раз вторглись в Вавилон, позднее они полностью захватили страну, в результате чего семитизировались. Последние сведения о касситах, оставшихся в Иране, связаны с их поражением от Александра Македонского (ҚСЭ. 5 том. С. 300). [39] МНМ 2 588. [40] МС 243. [41] Опираясь на археологические материалы Плетневой, русскими историками была создана карта распространения салтов-маякской культуры (булгар и аланов) на Северном Кавказе, в соответствии с которой одна из групп аланов или ясов обитала на территории современных Белгородской и Орловской областей России, Харьковской области Украины, находящихся неподалеку от Брянска, Воронежа, Киева, Чернигова. [42] В основе слова Тұғлұқ лежит этноним дуло, в таком случае происхождение этнической группы, называвшейся подобным образом, можно связать с Юэбань (Урмен – Урым) ІІ-Ү веков. [43] В состав правого крыла Западнотюркского каганата или второй пятерки входили племена азгыр, кашу, барсхан, азгыр-низук, кашу-чубан, обитавшие к западу от реки Чу. [44] Калша считается первопредком одной из двух ветвей казахского рода сары уйсун (Старший жуз), у адайского рода жеменей есть подрод (ата) Қалша. Некоторые исследователи родословной связывают казахских сары уйсуней с тюркешами, в связи с этим кажется вполне уместным сопоставить имя Калша из родословной сары уйсуней с названием халаш, в древности упоминавшимся в паре с тюркешами. [45] Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А. Рауан. 1992. С. 116. [46] Народы мира. Историко-этнографический справочник. М. 1988. [47] У нас есть отдельное исследование на эту тему, мы ввели этот текст в нашу рукопись «Мангыстаунаме», которая, надеемся, также увидит свет в свое время (Анализ легенды о Темюре Дюкагуле включен также в Книгу первую «Мифологии предказахов», легенды о Халаше также подробнее анализируются в Первом разделе Книги третьей «Мифологии предказахов». – Пер.). [48] Отголоски такой мифологической логики слышны в высшем уровне генеалогии Младшего жуза Ордаш > Монке > Шаншар > Токпан > Тулпар > Алау и Аргамак, в генеалогии коныратов в эпосе «Алпамыс», в генеалогии Старшего жуза Жумай > Кейки > Тобей > Майкы, Мекреил, Койылдыр и Когам (Подробно космогонический символизм высших уровней этих и других родословных рассматривается автором в книге «Қазақ мифологиясына кіріспе» («Введение в казахскую мифологию»). Алматы. Зерде. 1999. [49] МНМ 1-469. Примеры генеалогии, связанной со змеей, в скифской мифологии не ограничиваются одним этим случаем, у греко-римских авторов встречаются и другие примеры. По сведениям Диодора, жена скифского Зевса ниже пояса имеет тело змеи. От нее родился сын по имени Скиф. У Скифа было два сына – Пал (реконструкция – Амал) и Нап (реконструкция – Нам), ставшие прародителями двух скифских ветвей и двумя эпонимами. Эпиграфический вариант: Геракл победил бога реки Аракс и вступил в связь с его дочерью Эхидной, которая в греческой мифологии описывается как красивая девушка – получеловек-полузмея. От этого союза родились Агафирс и Скиф. [50] Возможна связь между конкретизацией «красный» и понятием ал в этнониме эфталит (Каз. ал, алқызыл – красный. – Пер.). [51] Зуев Ю.А. Кыпчакский Урбе-хан в эпосе и истории // Байырғы түркі өркениеті: жазба ескерткіштер (Древнетюркская цивилизация: письменные памятники). А. 2001. С. 422. [52] Әнес Сарай. Қазақ топырағының көнеліктері (Древности казахской земли) // Журнал «Қазақстан әйелдері». 1998. № 12. С. 5. [53] Исследователи объясняют термин аргиппей через греческое слово гиппос (лошадь), считая его греческим переводом выражения местного языка «быстроконные», «пасущие лошадей», однако эта гипотеза безосновательна. Слова со значением «лошадь» могут использоваться в степных этнонимах и антропонимах, однако такая этимология никак не согласуется с описанием аргиппеев у Геродота. Анес Сарай связывает слово аргиппей с средневековым тюрко-монгольским понятием арг, арга со значением «смешанный, полукровка», превращая аргиппеев в аргынов. Название аргиппей в труде Плиния дается в форме аримтей, аримфей, т.е. геродотовское аргиппей не может считаться первоначальным вариантом, поэтому нам кажется заслуживающим внимания прототюркский вариант арг-абақ или арг-ап-ие. Не отрицается возможность разнообразных фонетических вариантов. [54] Турсунов Е.Д. Генезис казахской бытовой сказки. А. 1973. С. 167. [i] Мать-Тъ – Тана – каз. «телка» – название одного из родов казахского Младшего жуза и имя жены одного из легендарных казахских героев Асана-кайгы. Реконструкцию С. Кондыбаем мифологического образа праматери Тана см. в главе «Тана и Дану» Книги третьей «Мифологии предказахов». [ii] Существует также имя Қалымбет. [iii] Автор посвящает несколько глав тюркской этимологии слова Куйан и его астральному символизму в пятом разделе Книги второй «Мифологии предказахов», где упоминает о своем намерении посвятить в будущем специальное исследование долгой и насыщенной истории этого слова. [iv] Образ собаки в тюркской (казахской) мифологии автор подробно рассматривает в разделе «Культ собаки (волка)» Книги четвертой «Мифологии предказахов». В этом же томе подробно реконструируется образ грифона в дуалистическом мифе. Перевод Зиры Наурзбаевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий