воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 8

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 8 Кур-галь – эпитет Энлиля – одного из трех главных богов в шумерском мифе. Эпитет переводится как «большая, великая гора» (кур – «гора», галь – «великий, большой»). Как нам представляется, это понятие также связано с потусторонним миром[36]. По нашему предположению, Кур-галь, так же как и Ки-галь означало первоначально не просто «подземный мир», а «мир, страна предков», т.е. слово галь здесь имело значение «великая мать, праматерь», а Ки-Галь – «земля матери Кал», Кур-галь – «гора матери Кал». Протошумеры или древнейший гиперборейский этнос, участвовавший в формировании шумерского этноса, считал себя выходцем из «страны матери Кал», имея в виду Кавказ. Со временем это значение, это представление было забыто, сохранилось лишь слово. Предшествующая форма слова галь – ганг или канг, в таком случае шумерское Кур-галь и тюркское Курган (Кур-канг) имеют общее происхождение. В шумеро-аккадской мифологии есть и другие слова, вероятно, произошедшие от праформы ал. Например, шумерские гала (аккадское – галлу) – «подземные злые духи», т.е. образы, также относящиеся к нижнему миру. По нашему предположению, образ абгалей (аккадское – апкаллу) также связан с понятием галь, т.к. абгали тоже живут под землей. Абгаль > Аб-канг – означает также «первоначальное поколение». Учитывая, что в шумерской мифологии абгали имеют почетный статус культуртрегеров, цивилизаторов, в основе этого образа можно заметить и первоначальное значение образа ал. В мусульманской мифологии есть образ под названием гул, это джинны женского рода, особенно враждебные по отношению к человеку. Считается, что генезис образа гул связан с арабскими домусульманскими представлениями. Вполне вероятно, что название этого образа имеет общее происхождение со словом хал. Разумеется, это вольное предположение, исходящее из внешнего сходства двух слов (гул – хал) и женской природы соответствующих образов. Как бы то ни было, возможность общего происхождения двух образов нельзя исключить, т.к. в древней шумеро-аккадской мифологии существовали похожие мифологические имена и слова, одно из которых – Гула. Гула – богиня-врачевательница в шумерской мифологии, часто ее называют «мать Гула» (великая мать)[37]. Слово гула, также как и слово каль, переводится в энциклопедическом словаре как «большой, великий», т.е. оно происходит от умлаута кул слова кал. Здесь следует отметить сходство формы и значения шумерского гула с тюркскими словами ұлы, ұлық. Хал – имя богини-врачевательницы в мифологии касситов[38]. Обращает внимание сходство на уровне корня имен касситской Хал и шумерской Гула (ал > ул), их функций врачевательства, а также близость к ним казахского слова құла (құлан-таза айығу, слово құлан в этом выражении возможно связано с врачеванием). *** К ряду имен с основой кал можно отнести греческие образы Калипсо, Каллиопа, Каллироя, Каллисто, все они в греческой мифологии относятся к категории нимф (условно говоря, являются «водными пери»), т.е. являются персонажами, связанными с водой. Одиссей, возвращаясь на Итаку, попал далеко на западе на остров нимфы Калипсо Огигия и провел там семь лет в качестве гостя-пленника. Этот остров – вариант потустороннего мира, рая. Попавший туда человек забывает свое прошлое. Предполагается, что имя Калипсо означает «прячущая женщина», что отражает ее связь с потусторонним миром. Мы полностью поддерживаем идею связи образа Калипсо с миром мертвых, однако должны отметить, что ее имя восходит к кавказской праформе кал (кал-абас> Кал-ибос > Кал-ипсо), именно на это указывает и имя, и мифологическая функция. Имя пращура эллинов Девкалиона в греческой мифологии также образовано на основе кал (калион), что указывает на кавказское происхождение образа и имени. Как нам представляется, образ Кали в индийской мифологии восходит к вероятному протодравидскому образу богини-покровительницы Кал. Калмесэм (Калбесэм) – «лесная старуха» в мифологии кетов, чье имя, возможно, образовалось из дублированных образов кал и абас (амас). В дуалистической мифологии кетов соперником этого персонажа, в образе которого прослеживается характер первоначального созидательства, является Хунь. В угорской (манси) мифологии Калташ-эква (Калч-эква) – «богиня земли», творящее божество. Она на пару с Нуми-Торумом создает космос. Она – прародительница, дарующая людям души, а также определяющая судьбы людей. Она – владычица нижнего мира. Итак, в образе Калташ-эква мы обнаруживаем практически все свойства, характерные для образа матери Ал (Кал). В шумерской мифологии есть связанный с нижним миром образ спутника Энки – получеловека-полурыбы, Кулулу, чье имя восходит к варианту ул (кул) праформы ал. Гипотеза: Кулулу – каз. Кулдың ұлы – «сын Кул». Кулулу – абгаль, первочеловек. Куль – злой дух в мифологии угоров (манси). Войско кулей подчиняется владыке потустороннего мира Куль-отыру. Имя Куль присутствует и в мифологии коми, здесь он предстает противником Ена в дуалистическом мифе. Куль-отыр – хозяин загробного мира, он также участвует вместе с Нуми-торумом в создании мира, т.е. по своему характеру он аналогичен самодийскому Нга, тюрко-алтайскому Эрлику, он создает все живое, в том числе и людей, наделяет их душами. В качестве повелителя нижнего мира Куль-отыр берет у Нуми-торума списки людей, которые должны умереть, и доставляет их на лодке в свой мир. Еще одно имя Куль-отыра – Йол-нойер, которое переводится как «правитель низа». Это имя напоминает шумерское имя владыки подземного мира Нергал (Нергал > Нер-гол > Нер-йол > Нойер-йол). Мы уже говорили о шумеро-финно-угорских мифо-лингвистических параллелях (например, сходство Ен и Ан), поэтому сходство имени Куль с шумерскими терминами Ки-галь, Кур-галь, Гала, Гула не должно удивлять читателя. В ряд персонажей, чье имя происходит от связанной с миром мертвых праформы ал (ел, хал, хел), можно включить Хель германской мифологии. Хел (древнеисланд. Hel) – название царства мертвых в подземном мире в германо-скандинавской мифологии и имя хозяйки этого мира. Обращает внимание близость этого имени к мифологическим персонажам с именем Хал кавказского ареала. Заставляет задуматься и название реки Гьелль (Гьйолль), текущей перед вратами царства Хель. Термин исландской мифологии хельги (священный, посвященный) может восходить к понятию Ки-галь (ки-ел, ср. каз. киелі – священный, сакральный) или понятию хал[39]. Немецкое название ада – Holle, английское – Hell, эти слова переводятся как «место собрания» (этот перевод соответствует значению казахских слов кел (побудит. наклонение глагола «приходить»), қал (оставайся), қалып кою (остаться)). *** Тюркский образ албасты абсолютно соответствует образам типа хал, ал кавказского ареала в плане мифологического характера образа, а также в плане этимологии слова, но в тюркском, казахском языке сохранились и другие имена с первоначальной основой ал (кал, хал). Одно из них – Келін (совр. каз. невестка, сноха) и другие слова с этой основой. Эти слова полностью утратили свой мифологический характер, однако они и их современные значения позволяют реконструировать их древнюю, забытую мифологическую природу. В старинном родословии в книге Курбангали Халиди «Тауарих хамса» три казахских жуза называются үш Келімбет (три Келимбета): Старший жуз – Қара Келімбет (Черный Келимбет), Средний жуз – Сары Келімбет (Светлый Келимбет), Младший жуз – Ақ Келімбет (Белый Келимбет). Это один из вариантов более привычных нам имен Ақарыс, Жанарыс, Бекарыс, однако с учетом смысла этих имен название народа в целом не может не казаться странным. Слово Келімбет образовалось в результате соединения двух слов – келін + үмбет, по этой же модели образованы имена Орманбет (орман+үмбет), Сырымбет (сырым+үмбет). Есть также понятие Мұхамбеттің үмбеті – умбет (умма, сообщество) пророка Мухаммеда. В таком случае как можно объяснить, что весь казахский народ называется Келімбет – умбет Келина? Что это за Келин, имеющий собственное сообщество? Быть может «первых трех казахов», стоящих в одном ряду с прародителями Майкы, Алашем, Жайылқаном, Созаком, Сабияном казахской генеалогии и сахаба – спутником пророка Мухаммеда – Анесом, назвали «умбетом Келина» просто так, по ассоциации? Но даже в этом случае должна существовать важная причина, чтобы подобная ассоциация могла возникнуть. Эта странность в тексте родословной указывает на то, что происхождение этих имен связано не с историей и этнографией, а с мифологией. Попытка разгадать тайну этого имени уводит нас во тьму времен и неизведанные дали. Чтобы объяснить это имя, нам предстоит сравнительный мифо-лингвистический обзор мифологии кочевников, народов Центральной Евразии вообще. «Три Келимбета» – это не единственный пример, когда слово келін присутствует в именах родословных. Келінберді (букв. «данный Келином», ср. Құдайберді, Тәңірберді, Аллаберді – «данный Богом». – Пер.) – один из двух сыновей, младший сын Адая в родословной адайского рода. Генеалогическая легенда так объясняет это имя. Жена Адая, родив старшего сына Кудайке, много лет больше не беременела. Когда Кудайке вырос, стал джигитом и женился, его мать, как бы «состязаясь» со снохой (келін), забеременела и родила одновременно с ней. Рождение второго сына Адая было истолковано как результат благодати, плодородия, принесенного невесткой, поэтому ребенка назвали «Данный невесткой». Так имя Келимберди объясняет современная родословная, наверное, существовало подобное объяснение и «трех Келимбетов», однако следует отметить, что это всего лишь народная этимология, она не может считаться научной. *** Сначала необходимо собрать однокоренные со словом келін понятия и попытаться через их общие значения реконструировать древний, первоначальный смысл. В казахском языке существуют слова келіншек (молодуха, молодая замужняя женщина), қалың мал (выкуп за невесту, калым, где мал – это «скот», т.к. калым традиционно выплачивался скотом, точнее лошадьми. – Пер.), қалыңдық (невеста), қалжа (ритуальная пища для роженицы), қатын-қалаш (женщины), все это понятия, связанные с браком. Общий корень этих слов – кел или қал, вся суть скрыта в этом корне. Чтобы сопрячь между собой выходящую замуж девушку и материальное богаство, получаемое за нее, необходима мифологическая логика. Если брачующаяся девушка – это келін (кел) или қалыңдық (қал), а выкуп за нее также қалың (қал), то общий корень обязательно должен быть связан с мифологическим представлением, относящимся к древнему браку, его ритуальной стороне. Лишь в этом случае становится объяснимой традиция давать имена Келімбет, Келінберді[ii]. Қалың (Келін, Қал) – бог семьи и семейного очага, бракосочетания в древней мифологии, вероятнее всего, богиня, покровительствующая так же девушкам и молодым женщинам, младенцам, роженицам, плодородию вообще. В таком случае: Современное значение слова Келин или Калын в мифологии – богиня семьи и брака, один из образов, параллельных матери Умай, покровительница рожениц и младенцев. Келін Жена сына главы семьи Девушку, вошедшую в семью в качестве жены сына, стали называть келин именем древней покровительницы. Келіншек Жена сына главы семьи, однако слово превратилось в обобщенное название замужних молодых женщин. То же, что и в предыдущем случае. В связи с демифологизацией древнее значение примитивизировалось, превратившись в общее название. Қалың (мал) Выкуп, материальное богатство, выплачиваемое стороной жениха родителям невесты за «уход и правильное ее воспитание». Калын – богиня плодородия, поэтому ей следует заплатить (принести ей жертву) за то, что выходящая замуж девушка некогда благополучно родилась и выросла, или чтобы обеспечить ее способность к деторождению. Қалыңдық Невеста. Так называют уже засватанную девушку, обычно уточняя «невеста такого-то». Этим словом также называют только что вышедшую замуж молодую женщину. Это слово также связано с древним представлением, но это производное, вторичное название. Қалжа Скот (обычно, молодняк, например, ягненок) или «свежее мясо, мясной бульон» , предназначенный для роженицы. Это также жертва для богини Қал или помощь, предоставляемая богиней роженице. Қалаш В казахском языке это слово употребляется только в паре со словом қатын (женщина): қатын-қалаш. Если исходить из закономерности употребления спаренных слов в казахском языке, то слово қалаш является синоним слов әйел, қатын, ұрғашы, т.е. его значение – «женщина». Это – очень древний мифологический образ предказахов, о котором не знают современные казахи, да и средневековые казахи помнили его лишь фрагментарно. Это – одно из забытых сокровищ словарного фонда нашей мифологии, которое ныне возвращается к нам. Имена трех Келимбетов – прародителей казахских жузов в общенациональной родословной (а также и другие имена генеалогии с корнем келін) – памятник тех давно прошедших времен, когда казахи помнили о древнем божестве Қалың (Келін), мусульманское понятие үмбет относится к более позднему, ногайлинскому периоду. Мы – община древней покровительницы Қалың (Келін). *** Мужским или женским является образ Қалын (Келін), ставший основой для имен Келимбет и Келинберди? В мифологии первоначальный облик этого персонажа был женским, но во времена патриархата персонаж начинает восприниматься как мужской. Тем не менее усиление патриархальных обычаев в условиях кочевого общества не означало полного исчезновения матриархальных представлений, отголоски матриархата отмечены историками даже в средневековом кочевом обществе. В современных родословных Келимбет и Келинберди предстают мужчинами, пращурами, однако не вызывает сомнений, что в древней генеалогической традиции Калын-баба (В Книге третьей «Мифологии предказахов» автор использует слово баба с ударением на последнем слоге, в современных тюркских языках означающее «отец, дед, предок-мужчина», в его первоначальном значении «мать». – Пер.) имела женский облик. Существует исторический пример мужской ипостаси образа Қалың. Это – Калин-царь – «эпический противник» русских богатырей в сохранившей мифологический характер древней русской (украинской) былине «Илья Муромец». В ряду сказочных врагов Ильи Муромца есть образ «поганого кочевника» – хана степняков. Это «татарин», в контексте исторической ситуации конкретизируемый как Кудреванко, Батый Батыевич, Скурла, Бадан, Ковшей и Калин-царь. Историчность образа Батыя Батыевича очевидна, его праобразом является Бату-хан. Скурла, Бадан, Ковшей, Кудреванко и Калин, насколько можно судить по имеющейся в нашем распоряжении литературе, исторических прототипов среди монголо-татар и предшествовавших им кипчак-половцев, уз-торков, черноклобучников и печенегов не имеют. Эти имена были выбраны из многих других имен, чтобы олицетворять тюрков-кочевников, оказавших огромное влияние на ход русской истории. Этот факт позволяет предположить, что: 1. Калин – этноним, название кочевого рода-племени, оказавшего сильное влияние на историю русского народа в определенный исторический период; 2. Калин – имя реально существовавшего вождя такого рода-племени; 3. Калин – имя бога (покровителя) такого рода-племени. Русский ученый так говорит о формировании сказочно-былинного цикла «Илья Муромец»: «Наиболее очевидная «историческая» локализация Илья Муромца связывает его с Северо-Восточной Русью (Муром, село Карачаево), но для эпохи ХІ-ХІІ вв., когда, видимо, сформировалось ядро сюжета об Илье Муромце и произошла привязка его к Киеву и к кругу богатырей князя Владимира, характерна конкретность киевско-черниговско-брянских топографических указаний; Киев, Чернигов, Брянские леса, Моровийск или Моровск, Карачаево, Карачев(а), река Смородинная неподалеку от Карачева, на берегах которой находится старинное село Девятидубье (ср. девять дубов, на которых находился Соловей Разбойник), там же Соловьев перевоз и т.п. Популярность образа Ильи Муромца в белорусских сказках, отличающихся архаичностью, также делает вероятным предположение о более ранней привязке Ильи Муромца к этому ареалу»[40]. Вывод, который можно сделать из этого фрагмента, таков: на формирование «татарского образа» в русском эпосе повлияли кочевники, в первую очередь, кипчаки-половцы, а также предшествовавшие им огузы и печенеги и их потомки – черные клобуки, берендеи, торки, узы, агаряне. Тюркские топонимы в ареале формирования сказки, характер мифологических сюжетов и образов вообще подталкивают к легкомысленной гипотезе: а не является ли сама эта русская сказка-миф произведением кочевников, соседствовавших с русскими в Х-ХІ веке (или еще ранее) и позднее обрусевших? Имя Калин-царя из русской былины имеет общее происхождение с именем Келин (Калын), ставшим основой для имен Келинберди, Келимбет-Калымбет. Это имя русской былине «подарил» еще до кипчаков один из родов огуз-печенегов, агарян, касог-черкесов, алан-ясов[41] или какая-либо группа их смешанных потомков. Калша Кадыр Согласно одной из казахских генеалогических легенд, имя первопредка казахского народа – Қалша Қадыр. В древние времена после кровопролитной битвы тяжело раненный молодой батыр по имени Калша Кадыр остался лежать один в безлюдной степи. К умирающему воину с неба слетела лебедица, которая напоила его водой и исцелила его раны. Эта лебедь (гусыня) была девушкой-пери. Выздоровев, Калша Кадыр женился на ней. У них родился сын, которого назвали Қазақ. У Қазақа было три сына – Ақарыс, Жанарыс и Бекарыс, от них и пошел казахский народ. Это поздняя мифо-генеалогическая легенда, созданная в средние века. Чтобы реконструировать первоначальный миф, мы сосредоточимся на двух моментах – имени Қалша и его «прародительской» функции. Сами по себе эти два факта способны многое прояснить для нас. Слово қалша образовалось из соединения слова қал и ажа: Қал-ажа > Қалажа > Қалжа > Қалша. Присоединенное к имени Қал слово ажа позволяет предположить «змеиный облик» древнего персонажа. Имя Қалша заставляет вспомнить имена матери Ал (Хал) в кавказском мифе, праматери Шалаш (Шалуш) в хурритском мифе, прародительницы Калташ-эва (Калч-эква, т.е. Калыш-эква) в мифологии манси (угоров). Первоначально Калша являлся не мужским, а женским персонаж, это следует уже из общего корня (праформа қал) этого имени и казахских слов келін, келіншек, қалыңдық, қалың мал, қалжа, имеющих отношение только к молодым женщинам. Қалжа, как мы уже объясняли, – это молодняк скота (или мясной бульон), зарезанный специально для роженицы. Вероятнее всего, в древние времена животное, зарезанное для питания роженицы, представлялось жертвой, посвященной божеству по имени Калжа, покровительствовавшему разрешившимся от бремени женщинам. Уместно также вспомнить забытое слово қалаш, употребляющееся сейчас только в словосочетании қатын-қалаш, значение которого вполне однозначно. Қалша > Қал-әже – прародительница казахов, а значит также и «правительница страны предков в потустороннем мире», т.е. «повелительница мира мертвых».

Комментариев нет:

Отправить комментарий