воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 1

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 1 Таз – Даса – Даха. Има. Семь совершенных пиров. Эфталиты. Жидели Байсын. Абдулла – отец хана Алаша. Мать Хал и Албасты. Қалша – Халаш – Алаша-хан. Хион и Қиян. Аргиппеи. Аримаспы. Суперэтносы в 3-1 тыс. до н.э. на казахской земле Безмолвной можно назвать историю Казахстана и прилегающих степных пространств (Волга, Северный Кавказ, Средняя Азия, Юго-Западная Сибирь) 3-2 тысячелетий до н.э. Никаких письменных источников об этом времени не существует. Самыми первыми сведениями об обитателях этого региона считаются описания исседонов, аргиппеев, аримаспов в трудах греческих авторов ҮІІ-Ү вв. до н.э. Я мечтал воспеть историю степи до саков-скифов и исседонов, но поскольку письменных сведений не существует, можно лишь попытаться реконструировать с помощью мифолингвистических сравнений и анализа этнические названия этого времени сновидений . Конечно, говорить о точности таких этнонимов, соответствии их конкретным этносам и даже о существовании этих этнонимов в реальной истории довольно трудно. Поэтому восстановленные таким путем этнонимы мы используем: а) как условные названия; б) как обобщенные названия, указывающие на определенное этническое пространство, а не на конкретный этнос. Наш список реконструированных (ретроспективных) этнонимов таков: 1. Этноним таз. 2. Этноним абар. 3. Этноним има. 4. Этноним эфталит. 5. Этноним халаш (алаша). 6. Этноним хион (қиян, киян). Первый этноним – Тазы Мы не знаем, каковы были этнические названия Гамма-4в-гиперборейцев (прототюрков), распространившихся в 4-2 тыс. до н.э. из Южной Туркмении по Средней Азии и Казахстану, а оттуда до Алтая и Саян, т.к. не существует письменных документов, зафиксировавших эти этнонимы. Тем не менее, анализируя некоторые сведения более поздних, имеющих отношение к 2-1 тыс. до н.э. мифо-эпических текстов и письменных источников, мы выяснили, что одним из древних этнонимов прототюрков было слово таз. *** Значение слова таз. Это слово образовалось из позднейших вариантов чтения элементов знака абак. Основной словообразующий элемент здесь – анг (нг) – название точки в центре круга. Перед этим словом была приставлена праформа т (тіршілік – жизнь, туу – родить, тұру – стоять, от – огонь), в результате чего образовалась составная праформа танг. Танг – это «порождающая сущность», т.е. «сингулярная точка пространства-времени, дарующая жизнь». Из этого слова позднее образовались такие слова. Тангир (тенгир, тенгри, тәңір) – «творящие пространства». Тангиз (тенгиз, теңіз) – «порождающие пространства», таким образом значения слов тангир и тангиз схожи, т.к. форманты ир, из в конце слов аналогичны. В соответствии с тремя направлениями фонетических изменений праформы нг, праформа танг может меняться следующим образом: Танг > Тан > Тал > Тар Танг > Тан > Там > Таб (Тап) Танг > Тай > Тадж > Таг (Так, Тах), а также Тадж > Таш (Тас), Тай > Тад (Тат). В этой главе мы рассмотрим только цепочку Танг > Тай > Тадж > Тах > Тас. Слово может изменяться, но основное его значение, смысловой характер остается стабильным. Иначе говоря, слово тас (таз) также может означать «порождающую сущность», однако мифологическое понятие само по себе не может превратиться в этноним. Для того, чтобы стать этнонимом, ему требуется промежуточная ступень изменения значения. На определенной ступени развития космогонического мифа слово танг (таз, тах) означает первоначальную порождающую сущность, а затем в соответствии с мифологической персонификацией (морфизм) обретает значение «первоначальное живое существо, порождающая личность». В антропогоническом мифе (о создании человека) и в теогонии (создание богов) это слово стало означать «Изначальная Мать-богиня, дарующая жизнь» (Великая мать). Таким образом, Танг (Таз, Тах) обрело значение «праматерь богов и людей». Лишь после этого на определенной исторической ступени люди (конкретный этнос или суперэтнический массив) начали считать себя потомками матери Танг (Таз, Тах). В результате возник мифологический этноним, постепенно превратившийся в реальный исторический этноним. Реликты этого слова сохранились в современном казахском и других тюркских языках. Приведем примеры. В словах таз, тазша, тазша бала (Таз, тазша – плешивец, мальчик Тазша – персонаж-трикстер, широко распространенный в казахском фольклоре. Обычно это мальчик или юноша, пасущий скот, обладающий хитростью, сноровкой, неким таинственным знанием и связанный с потусторонним миром. – Пер.) казахского фольклора сохраняется имя Таз-әже. Не останавливаясь на образе Тазши в современном казахском фольклоре, попробуем реконструировать древнюю мифологическую природу этого образа. Тазша > Таз-ажа (әже) – «Изначальная мать (мать-змея), дарующая жизнь». Вряд ли можно говорить о совпадении значения реконструируемого слова таз со значением этого слова (плешивый, лысый) в современном казахском языке, поэтому пока мы ограничимся тем, что Таз – имя собственное «древней бабушки (матери)» в мифе. Итак, Таз әже (тас ажа > тас аша > тазша) – один из основных, широко распространенных персонажей предказахской мифологии, это можно утверждать, исходя из того, что персонаж этот остается активным, не забыт в казахском фольклоре. Уместен вопрос: каким образом мы установили, что в основе образа Тазша-бала современного фольклора находится древний мифологический образ «Матери природы» или «Великой богини-матери»? Действительно, в сохранившихся в фольклоре сказочно-эпических описаниях мальчика Тазши трудно обнаружить древний мифологический характер, однако кое-какие возможности для этого сохраняются. Попробуем перечислить свойства, позволяющие реконструировать древний облик. Первое, точнее, единственное свойство – облик мальчика Тазши. Неприглядность внешнего вида этого персонажа по сравнению с другими людьми означает в мифологии – в системе дуалистических представлений – его принадлежность к миру иному, потустороннему миру. Согласно дуалистическим представлениям, тот мир – антипод этого мира, т.е. свойства потустороннего мира изображаются противоположными свойствам этого мира. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, т.к. он максимально полно и содержательно рассмотрен в книге Е. Турсунова «Генезис казахской бытовой сказки». Опираясь на положение о том, что большинство сохранившихся в казахском фольклоре мужских образов (ергежейли, албасты, марту, майкы и др.) начали формироваться в каменном веке, в матриархате, можно предположить, что и у истоков образа мальчика Тазши находится женский образ Таз ажа (или Таз ана) времен матриархата. Существует достаточно косвенных фактов в пользу этой гипотезы. Можно привести еще один пример сохранения слова Таз в мифологии тюркских народов. В мифологии алтайских тюрков есть персонаж Таз-кан (или Таз-каан), это мать бога Ульгена (Улькена), выполняющего в этой мифологической традиции функцию «Главного Бога – Творца». Если Ульген и Эрлик – главные боги алтайского мифопознания, кто может быть выше их? Конечно, Таз-каан – «изначальное существо, мать или творец богов». Если в реконструированной нами космогонической троице Эрлик и Ульген являлись, соответственно, олицетворениями «нижнего и высшего миров», то Таз-каан – абак, «изначальная порождающая утроба», «Великая мать-богиня». Это полностью соответствует нашему определению танг (тас, тах, тай) – «порождающая сущность». Достаточно уже этого точного соответствия, чтобы доказать прототюркское происхождение слова. В современных тюркских языках можно найти следы значения «первожизнь, изначальная жизнь» слов таз, тас (дас, дах). 1. Если слово тас означало «первая жизнь», тогда в тюркских языках слово тас (камень) должно было иметь значение «первовещь, первоматериал творения». Из этого значения возникли более поздние тюркские слова тау, таг, даг (гора). 2. Слово тас в словосочетании тас төбе (каменный холм, макушка, верх) в казахском языке можно понимать и как «камень», и как «открытый, гладкий, блестящий». Тас төбе > «каменное небо» – одно из универсальных мифологических понятий древности. Можно также показать, что выражение тас төбе могло иметь и значение «изначальное небо, небо времени оно». 3. В казахском языке слово тас имеет значение «точно», «абсолют», например тас қараңғы, тастай қараңғы, тас түнек (букв. каменная темнота; темнота, подобная камню; каменная тьма) – «абсолютная тьма», тас керең (букв. каменная глухота) – «полная, абсолютная глухота», тас түйін болу (букв. быть каменным узлом) – «абсолютная решимость, собранность, готовность», тастай он жыл өтті – «прошло в точности (букв. подобных камню) десять лет». Из этих значений можно увидеть смыслы начальной праформы танг (тас, тах). 4. Происхождение значений казахских слов тақ (трон, престол) и тақта (доска) также, возможно, связано с праформой танг (тас, тах) (доказательное рассмотрение требует слишком пространного разговора, поэтому мы не будем останавливаться на этом). Возможно, и слово тәж (тадж, корона), считающееся иранским, происходит от этой праформы (оно означает «огненный, сверкающий нимб, абак»). 5. Следы этой праформы можно наблюдать также в словах, обладающих несомненной мифологической окрашенностью: тазқара, таз, тазы, құмай тазы (птица-собака, борзая или гончая собака). Тазкара (таз, тазы, кумай тазы): а) гончая собака, рождающаяся из орлиного яйца; б) короткошерстая охотничья собака; в) питающаяся падалью птица с голой шеей (гриф, грифон); г) песиглавая птица или крылатая собака. Образ «птицеголового демона», изображенный рядом с кабаном и драконом на найденном в Бактрии (Жидели-Байсын) серебряном топорике эпохи бронзы, может быть связан с тюркским образом кумай тазы – тазкара. В свете предположения о том, что Бактрия (Жидели-Байсын) до прихода индоариев была очагом культуры прототюркского народа даса (даха), хотелось бы верить в вероятность цепочки преемственности «этноним даса» > «слово тазқара» > «птицеголовый демон». *** Если в мифологической модели времени (преемственности поколений) таз – это не просто этноним, а название «первого поколения людей (и богов)», то в трехчленной вертикальной модели мира это слово означает «обитателей нижнего, потустороннего мира». Значение слова таз (лысый, плешивый) в современном казахском и других тюркских языках возникает лишь после этих изменений. Исторические и мифологические – пусть и немногочисленные – примеры этнонима таз можно обнаружить в других традициях. Наша задача – привести эти примеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий