воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 4

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 4 *** Заставляет задуматься сходство этнонимов Урумей и Арамей (вероятный умляут урм-арм). Выводу о неслучайности этого сходства препятствует лишь представление о этническом происхождении урумеев и арамеев. Арамеи упоминаются с середины 3 тыс. до н.э., это семитское племя, родом из Аравии, в ХІҮ в. до н.э. вторгшееся в Сирийскую пустыню и среднее течение реки Евфрат. Поэтому не может быть никакого родства между семитоязычными арамеями и кавказскими урумеями. Однако вполне вероятно, что и арамеи, и урумеи использовали мифо-генеалогические комплексы, имеющие общее происхождение, и в результате сделали своим этнонимом или названием политического образования одно и то же древнее мифологическое название. Это напоминает такие примеры использования народами разного происхождения одного названия, как казахи (қазақ) и казаки, славянские болгары и тюркские булгары, Рим и Византийская Ромея. Таких примеров имяобразования в истории достаточно. В этом контексте предположение, что арамеи и урумеи использовали родственные представления, уже не кажется выходящим за рамки возможного. Как бы то ни было, арамеи и урумеи существовали в одно время, регионы их обитания не столь удалены, фактически входят в единое историческое пространство древней Западной Азии. Вероятно, Урм или Урум – имя мифологической праматери, первочеловека. Также это слово может означать первичное мифическое пространство – общество, дом, город, пещеру, могилу. Анализ значения ур и происходящих от него других слов указывает на существование такого значения, однако здесь следует уточнить, что речь идет о лингвистическом анализе на основе тюркского языка. ***Имя главного бога в мифе Урарту – Халди. Он изображался в виде воина-мужчины верхом на льве, однако мы считаем этот образ связанным с древнекавказским образом богини Хал. Имя Халди может иметь значение, связанное со словом хал и образом Хал, например, являться словосочетанием, означающим «сын Хал» или «дарованный Хал» и т.д. В ІХ разделе мы покажем, что образ Хал был широко распространен, и этот пример указывает на вероятность связи Урарту с древнегиперборейской средой. В урартских текстах в качестве жены Халди упоминается Арубани (Арубаини) или Уарубани. Присутствие в этом имени вероятной праформы ар или уар – повод к размышлению. ***Подводя итоги, можно сказать, что первоначальное понятие Урум возникло на Южном Кавказе в «гиперборейскую эпоху» (6-5 тыс. до н.э.). Часть гиперборейцев унесла это понятие в Шумер, где оно предстало в виде названий городов Урук, Ур. Еще одна группа гиперборейцев взяла его с собой на восток, понятие урум (Ұрым) в ономастиконе современных тюрков является наследием этой группы. Им же принадлежит образ Вары, сохранившийся в «Авесте». Третья группа гиперборейцев унесла это понятие на запад и в результате ряда перипетий оно стало названием города Рима. Потомки четвертой, оставшейся на Кавказе группы гиперборейцев, стали известны спустя несколько тысяч лет как урумеи. Урарту – последние наследники этой ветви до процесса ее армянизации. Елисейские поля Нам не привелось побывать во Франции, но о знаменитых Елисейских полях (Shamps Elysees) в Париже слышали и мы. Это название появилось в результате европейского увлечения древней греко-римской цивилизацией (классицизм): Елисейские поля – понятие древнегреческой мифологии. Если обратимся к энциклопедическому определению, то Елисейские поля или Элизиум (элизий) – название рая, страны сказочного блаженства в древнегреческой мифологии. Древние греки считали, что в Элизиум отправляются после смерти духи прославленных героев – любимцев богов, чтобы вести там счастливую, полную блаженства жизнь. Нет единого мнения о местоположении Элизиума, иногда его помещают в подземное царство, а иногда в долину на «крайнем западе земли», куда не могут попасть смертные. С одной стороны Элизиум в типологическом плане напоминает германо-скандинавский рай павших воинов Вальхаллу, с другой стороны, в его основе лежат сохранившиеся лишь в тюркском языке понятия ел (страна) и өл (смерть). Таким образом, можно утверждать, что название Элизиум, как и Вальхалла, имеет прототюркскую основу (ср. с казахским словом елес – призрак, привидение). Если слово Элизиум означает «мир мертвых» > «страна блаженства», то есть возможность реконструировать некоторые забытые аспекты этого образа 1. В представлениях первобытного общества Элизиум – «страна предков», «страна праотца». В классовом обществе, в эпоху государственности изменяется характер понятия. В мифическом эпосе Элизиум начинает пониматься как «страна предков-героев», его положение меняется. Теперь эта страна находится не в мире мертвых, более того, она может пониматься уже не как страна мертвых, а во временном плане как страна первоначального, давно умершего героического предка, прародина. Можно заметить, что в греческой мифологии такая трансформация началась, но не была завершена. Вообще, мифологическое представление об Элизиуме не столь часто встречается в греческой мифологии, отсюда предполагается, что первоначально этот образ был известен лишь в одной ограниченной среде. 2. Слово Элизиум образовано от праформы эл, которая является умляутным вариантом прототюркского слова өл, ел. В качестве похожего примера можно упомянуть казахское елес (призрак, привидение, дух умершего). Нашу прототюркскую версию подтверждают ортодоксальная этимология слова от «индоевропейской» праформы вель (uel), а также выведение из этой праформы имени соперника громовержца, имеющего змеиный облик, и названий подземной страны-пастбища. 3. Необходимо связать понятие Элизиум (Элизий) с комплексом праформ эл – ил – юл (эллин, илион, эол, юлий, иллирий). Название Элизиум в протоэллинской (2 тыс. до н.э.), протоиллирийской, протоилионской (троянской) мифологии могло пониматься как «древняя страна предков» – «первоначальный Эл». Отсюда возникает необходимость поискать «первоначальный Элизиум» на Южном Кавказе. 4. Элизиум и Кавказ. В качестве реликта вероятной протогреческой-протохурритской преемственности можно рассматривать понятия Ел и Елда в чечено-ингушской мифологии, т.к. эти современные языки сближают с хуррито-урартским языком. ***Елисейские поля – Элизиум или «Элисиос леймон» – рай, предназначенный для героев. О нем пел древнегреческий поэт Гомер. Как уже говорилось, туда после смерти отправляются избранные герои, такие как Менелай, Ахилл. По Гомеру, Элизиум находится в Аиде, т.е. в мире мертвых[27]. Есть и другой, типологически близкий Элизиуму образ «островов блаженных», вероятно возникший в другой среде, о нем писали Гесиод и Пиндар. В этом варианте после гибели Ахилл отправился на остров Левка (аналог «острова блаженных», помещаемый в устье Дуная) и там женился на Елене. Вообще, Гесиод полагал, что почти все греческие герои после смерти обязательно оказываются на «островах блаженных». В индоевропейской мифологии потусторонний мир – это вольные зеленые луга, на которых живут духи умерших. Названия этого потустороннего мира в разных традициях образованы с помощью корня *uel[28]. Мы считаем ошибочным ограничивать это мифологическое представление тесными рамками индоевропейской мифологии, мы уже доказывали, что точно такие представления существовали и в прототюркской мифологии. Если же мы обратимся к проблеме «общеиндоевропейского происхождения» праформы *uel, то это поверхностная концепция, основанная лишь на внешних признаках. Во-первых, происхождение праформы *uel – өлік (мертвец, өлген – умерший, өлу – умереть) прототюркское: вел > ел > өл > ул. Это слово до сих пор широко используется во всех тюркских языках. Во-вторых, «индоевропейское» происхождение корня вель мифолингвисты «установили» не на базе всех индоевропейских языков, а лишь привлекая сохранившиеся материлы германской, индоиранской, славянской, балтийской, тохарской, хето-лувийской и греческой мифологий. При этом ученые даже не задумались о возможности заимствования этого корня названными мифологическими традициями и языками из чуждого языка. Мы считаем этот корень прототюркским, в таком случае корень этот перешел в названные языки в очень древние времена. Тохарское слово wal (умереть) объясняется тесной связью тохаров с прототюрками и тюркским миром. Вообще говоря, можно предположить, что понятие вель (өл) вошло в индоевропейский язык в 4-3 тыс. до н.э. в результате контактов индоевропейцев (трипольская культура) с гиперборейцами (куро-аракская культура) в украинских степях и превратилось в названия отдельных мифологических образов первоначальной индоевропейской мифологии, сформировавшейся в период кеми-обинской и ямной культур этого пространства. Позднее, когда индоевропейская общность (ямная культура) распалась, протохетты и лувийцы через Кавказ ушли в Анатолию, лувийцы сохранили в своем языке слово ulant – «мертвый» (мертвец), а хетты слово uellu («густая трава», сравните с казахским өлеңді –«шелковистая, мягкая трава»). Вполне вероятно, что народ Эл, уходя с Кавказа через Анатолию к Эгейскому морю, унес с собой понятие элизиум, позднее превратившееся в понятие греческой мифологии. Появление мифологических понятий с корнем вель в славяно-балтийской, индоиранской, германской мифологии связано с первоначальной прототюркской средой. Поэтому нет необходимости искать некое новое объяснение. Греческое слово елег (от этого глагола произошло слово элегия) означает «плакать», оно и по значению, и по форме близко тюркскому жыла (плачь, йыла, еғла, ығла, ыла, ела). Значения таких казахских слов, передающих настроения человека, как елеңдеу (тревожиться, беспокойно оглядываться), елегізу (тревожиться, ждать чего-то), елжіреу (расчувствоваться, быть нежным), елту (увлекаться, заинтересованно принюхиваться), созвучны греческому елег. Разве слово елес (призрак, привидение) не близко греческому слову Элисиос? Кроме того, связанные с камланием и трансом шамана понятия еліру, елту, желігу (В совр. казахском языке «одушевляться, буйствовать». – Пер.), название шаманки в древнем казахском языке елті (В совр. казахском языке «жена муллы». – Пер.), как нам кажется, отсылают к представлениям о мире ином. В конце концов, первоначальное значение древнетюркского слова йел (ел, жел, йәл), которому в современном мировосприятии соответствовуют «жын-шайтан» (Джинны, черти, т.е. сверхьестественные существа. – Пер.), первоначально связано с представлением о потустороннем мире. Итак, мы считаем правильным искать происхождение таких слов греческого языка и мифологии, как елег, елисиос, елизиум, в прототюркской среде. Аид – Айта – Ээт В орхоно-енисейских памятниках небесных тюрков звуки лт, нт, нч имели отдельный знак (букву). Интересно, что пять вариантов знака-буквы звука нт представляют известный нам знак абак, т.е. круг с точкой (вариант: три точки, черта или трезубец). Это само по себе заслуживает внимания, т.к. название нт знака абак открывает путь к реконструкции чрезвычайно древних мифологических представлений. Звук нт (знак абак) может дать значение анда (анта, онда, сонда, ана эақта – «там, в той стороне»). В древнетюркской письменности этот звук передается несколькими знаками (буквами), однако в дописьменную эпоху появления знаков это слово могло передаваться одним лишь знаком абак. Попробуем реконструировать первоначальный облик слова нт > анта (анда): это Нг-да или Нг-та , здесь да (та) – обычный формант направительно-местного падежа, отвечающего на вопрос «где?», «в чем?», «у чего?». Например, үй-де дома), қала-да (в городе), ана жақ-та (в той стороне), аспан-да (в небе), астын-да (снизу). В таком случае, слово нг-та (нг-да) означает «в месте, пространстве, называемом нг». Здесь уместно вспомнить суждение О. Сулейменова о шумеро-хуррито-тюркском сходстве в вопросе форманта да. «Большинство падежных показателей в шумерском разрушены и не твердо опознаны исследователями. Так формантом направительного падежа считают «да», а отложительного – «тан». В соседнем территориально и во времени языке (хурритском) обнаружены многие точки соприкосновения с шумерским. При восстановлении облика шумерских формантов важны показания языков взаимодействовавших. В хурритском «да» - местный падеж, «дан» - отложительный (т. е. антиместный). Эти два падежа - самые древние и в системе алтайских языков. Сравните: «да» - местный (общетюркский), «дан» - отложительный (общетюркский)»[29]. Таким образом, падежное окончание да является общим для шумерского, хурритского и тюркского языков, поэтому можно с уверенностью предположить, что и метод словообразования, примененный в анта (нг-та) свойственен и для хурритского, а также родственного ему урартского и др. языков. Рассмотрим вероятные пути изменения слова нг-та. Нг-та > н-та > л-та > р-та Нг-та > й-та. Можно показать такую цепочку, связанную со словом Ан-та. Анг-та > Ан-та > Ал-та > Ар-та (этим же путем образованы казахские слова анда (там), алда (впереди), артта (сзади). Анг-та > Ай-та. Итак, все приведенные слова на деле означают «там, в той стороне, на той стороне, впереди, сзади», т.е. «в другой стороне». Через это прототюркское слово можно объяснить значения имен некоторых хуррито-урартских, этрусских, греческих мифологических образов. Отсюда же происходит латинское слово анти (против, напротив). Основное понятие в этих словах – Анг или Нг. Фонетические варианты его изменения – ан (н), ал (л), ар (р), ай (й). О понятии Нг мы уже говорили. Аңғар (речная, горная долина), үңгір (пещера). Нг обладает, в частности, значением «владыка иного, нижнего мира» (повелитель страны предков в потустороннем мире), «мир иной» (страна предков в потустороннем мире). Присоединенный к этим словам формант та (да) – это обычный направительно-местный падеж. Проверим правильность нашей гипотезы, рассмотрев это слово в конкретных мифологических понятиях. Айта (aita,eita) или Энту – повелитель подземного царства в этрусской мифологии. Изображался в шлеме в виде вольчей головы[30]. Это имя образовалось в результате изменения Анг-та > ай-та. Аид или Гадес – повелитель мира мертвых в греческой мифологии, само царство мертвых также называется Аид. Имя Айта этрусской мифологии является параллелью имени Аид. Этимология слова Аид объясняется как «безвидный», «невидимый», «ужасный» (отрицающий префикс а перед греческим словом оид), однако ошибочность этой возникшей позднее этимологизации очевидна. Гомер называет Аид «щедрым» и «гостеприимным», еще один эпитет Аида – «богатый» (плутос). Все эти эпитеты соответствуют образу «дарующей богатство Праматери рода > повелителя страны мертвых» в первоначальном мифе. Имя Аид возникает путем изменения Анг-та > Ай-та > Аид. Что интересно, греки не почитали Аида. На всем греческом пространстве его культ существовал лишь в Элиде[31]. Да и то двери посвященного Аиду храма открывались раз в год, чтобы впустить лишь жрецов-служителей культа. Как нам представляется, совпадение двух обстоятельств – праформа эл в топониме Элида и культ Аида в этой области Греции – заслуживает внимания. Мы показали лишь один пример этрусско-греческой мифологической параллели, дополненный материалами мифологии кавказских народов, он может стать аргументом в пользу нашей «гиперборейской теории». В вайнахской (чечено-ингушской) мифологии Ел – название потустороннего мира, имя его повелителя – Елда (Ел-да)[32]. Имя его также восходит к корню анг (енг): анг-та > енг-да > ен-да > ел-да. Мифический Ел иногда размещается под землей, иногда далеко на западе. Мифологические герои могут получить в этом мире различные блага, т.е. и здесь присутствует характер «страны праматери-покровительницы рода». В вайнахской (ингушской) мифологии есть также образ Елта, имя которого схоже с Елда. Елта – бог злаков, покровитель диких животных, сын бога Селы[33]. Названная мифологическая функция позволяет предположить, что этот образ выделился, как и Елда, из первоначального общего образа. К тому же имя Села может быть связано с древним образом Хал. Айтар. Имеющий семь обликов Айтар – бог плодородия, покровитель домашних животных в абхазской мифологии. Он описывается как собирательный образ семи богов, имена которых – Джабран (покровитель коз), Жвабран (покровитель коров), Ачышашана (покровитель лошадей), Алышкентыр (покровитель собак), Анапа-нага (покровитель полей), Амра (солнце), Амза (луна)[34]. С уверенностью можно предположить, что в древности образ абхазского Айтара имел совершенно другой характер. Имя Айтар также возникает из слова анг-та: Анг-та > Ай-та(р). Покровительство скоту указывает на принаждежность Айтара нижнему миру, поэтому имя Ээт греческой мифологии можно отождествить с Айтаром, тем более, что древние греки родиной Ээта считали Колхиду, т.е. современную территорию Абхазии. Эа и Ээт Греческий герой Ахилл после смерти отправляется на остров Левка, где женится на Елене, по другому варианту он оказывается на Елисейских полях, где берет в жены Медею. В этих двух вариантах мифа обращают на себя внимание следующие моменты. В первом варианте имя Елены включает корень ел, а Елена с «острова – воинского рая» может оказаться повелительницей мира мертвых. Выбор во втором варианте имени Медея отсылает нас к мифо-географическому пространству, связанному с образом этой девы. По греческому мифу, Медея – дочь царя Ээта, правившего в стране Эя (Колхида, как считается, грузинская часть Кавказа). В мифе об аргонавтах рассказывается, как Ясон (сын Эсона – младшего брата Пелия, царя города Иолк (современный Волос)) из рода эолидов отправляется за море в страну Эя за золотым руном. Думаем, что миф об аргонавтах известен большинству читателей (в свое время он дважды был опубликован в сборнике греческих мифов на казахском языке), поэтому мы не будем специально рассматривать сюжет мифа вообще, а сделаем акцент на некоторых моментах мифа. Существуют три основных позиции относительно природы мифа об аргонавтах. Согласно первой, это не дошедшая до нас эпическая поэма, сформировавшаяся в ҮІІІ в. до н.э. на основе легенд о первых плаваниях греков в Черное море и в западную часть Средиземного моря в результате проекции событий в мифическое время, а также в результате свойственной эпосу систематизации и гиперболизации. С этим связана пестрота маршрута мифических мореплавателей. Согласно второй позиции, сюжет мифа является сказкой. И действительно, отдельные мотивы мифа свойственны волшебной сказке: невыполнимое задание, которое главный герой выполняет с помощью дочери своего противника, победа над враждебными существами, которых герой поссорил между собой. Согласно третьему мнению, миф об аргонавтах является видоизмененным вариантом мифа о странствиях героя в подземном царстве[35]. В действительности, каждая из этих позиций заслуживает внимания, миф вобрал в себя все три аспекта, но мы предпочитаем интерпретировать «путешествие героя за золотым руном по маршруту Иолк-Эя» как путешествие в потусторонний мир. 1. Странствие за золотым руном на типологическом уровне схоже с путешествием героя тюрко-монгольского мифа за богатством в «страну матери-покровительницы рода», т.е. в «мир мертвых»[36]. Плавание Ясона в Эю за золотым руном тождественно странствию героя тунгусского фольклора в страну Праматери-покровительницы Рода за овечьей шерстью шингкелевун. Ядром мифа об аргонавтах было именно такое представление. 2. Название страны, где находится золотое руно, – Эя. Это название соответствует понятию ие в тюркском языке и мифологии, оба слова (ие и эя) происходят от первоначального понятия точки в знаке абак – нг (енг) (т.е. от понятия, близкого имени шумерского Энки). Мы уже отмечали, что слово енг может превращаться в йа (эя, эе, ие), а также енг > ен > ел. Названия страны Эя может иметь вариант произношения Ел. Ель – это «потусторонний мир, мир мертвых». В этом случае Эя действительно является «потусторонним миром», а герой Ясон действительно отправляется за золотым руном на тот свет[37]. 3. Имя царя Эи Ээта также восходит к понятию нг. Он – аналог шумерского Энки и самодийского Нга. В качестве близких мифических образов можно упомянуть вайнахского Елду, этрусского Айту (Ейту), греческого Аида, урартского Халди, т.к. все эти имена происходят от слова анг-та. Цепочка изменения слов в данном случае: енг-та > ей-та > ейт > ээт[38]. В этот ряд можно включить уже рассмотренные казахские слова елті, елту. Можно предположить, что первоначальный характер понятия елті соответствует представлению о «хозяйке потустороннего мира». 4. Приведем, пусть и слабоватую, гипотезу, о связи казахского слова елтірі (руно, шкурка) с понятием елт (елт-тері – Елті ананың терісі – «руно матери Елт»). Это соответствует мотиву казахской (тюрко-монгольской) архаической сказки о странствии героя в страну «духа-покровителя рода», откуда он возвращается со скотом, шкурами (кожами) и шерстью (Турсунов Е. Генезис казахской бытовой сказки. С. 63). Змей-дракон охраняет золотое руно, что также отсылает к представлениям о потустороннем мире и «стране предков (змей-предков) в потустороннем мире». 5. Женитьба Ахилла на Елисейских полях именно на Медее (иноземке, а ведь создатели мифа могли назвать имя любой из греческих мифических красавиц) не случайна. Ее имя, вероятно, образовано слиянием слов мат (мать) и эя (ие): мат+эя > матэя > медея, таким образом имя дочери царя Ээта страны Эи Медеи –является одним из имен «Праматери-покровительницы рода в стране мертвых». Тоже можно сказать и о Елене, на которой Ахилл женится в другом варианте мифа. 6. В мифе об аргонавтах упоминается один из древнегреческих этнонимов пеласг. Пеласги – это древний народ, населявший древнюю Грецию еще до ахейцев. Упоминание в мифе этого этнонима показывает, что миф принадлежит древнейшим временам. 7. Еще один момент: миф об аргонавтах, в первую очередь, имеет отношение к грекам-эолийцам. Ясон – эолид, принадлежащий племени эолийцев, от отправляется в странствие из города Иолка. Современный город в Фессалии, расположенный на месте древнего Иолка, называется Волос. Как видите, в мифе сосредоточены слова с корнем эол, иол, вол. Это говорит не только о связи прото-эолийцев или протоэлов с миром Анатолии, Южного Кавказа, но также и о том, что образы Ээта, Эи, Медеи принадлежат мифам, сформировавшимся именно в эолийской среде. Мы уже показали, что эти имена (слова) связаны с кавказо-гиперборейским пространством, в таком случае происхождение сохранивших миф протоэолийцев (протоэллинов) также связано с этим регионом. 8. И последнее, название корабля Арго схоже не только с греческим словом архаиос (архео), но и с тюркским арғы (потусторонний). Если навт в слове аргонавт означает «путешествие» (ср. навигация, аэронавтика, космонавт), то слово аргонавт в целом может означать «путешествие в потусторонний (мир)», т.е. и здесь присутствует прототюркское значение. 9. Имя Ээт является параллелью образам этрусского Айта, греческого Аида, вайнахского Елда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий