воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 5

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 5 *** В этот ряд имен можно также включить имена кавказской урартской и хурритской мифологий. В хурритской мифологии Алалу – бог неба, а Алани – богиня преисподней, аналог шумерской Эрешкигаль. Праформа ал в этих именах восходит к понятиям нг > анг (енг) > ел (ал): Анг-ана > Ан-ана > Ал-ана. Хурритский Алалу принадлежит первому поколению богов, от власти его отстраняет Ану, в свою очередь свергнутый Умарби. Поэтому можно предположить, что в протоурартское время образ Алалу был очень значимым, по сути, основным. Параллелью образа Алалу в урартской мифологии является образ Халди. Возможно, праобраз Халди, превратившегося в верховного бога в сборном пантеоне эпохи урартской государственности, имел тот же характер, что и вайнахский Елда, абхазский Айтар, греческий Ээт и Аид, т.к. слово халди образуется в результате цепочки изменений: (х)анг-да > (х)ан-да > (х)ал-да > халди. Этим же путем образовались имя греческой богини Лето – матери Аполлона и Артемиды, название «реки забвения» Лета в греческом царстве мертвых, имя славянской Лады, т.е. все они имеют значение «Великая Богиня-мать» или «дух-предок в стране мертвых»[39]. Нам представляется, мы сумели показать, как понятие, образованное путем присоединения к слову нг (анг, кенг, канг) падежного окончания да (та) и означающее «потусторонняя страна предков и ее персонификация», родившись на Кавказе, продолжило свою жизнь среди прототюрков на востоке, а также в греческой и этрусской мифологии на западе. Казахские слова елті, енді, анда, андас (побратим в двух мирах), айдын (водная гладь, большое озеро) хранят отголосок этого древнего понятия. И, самое важное, мы сумели показать связь тюрков, а также цепочки Кавказ – (Троя) – греки – этруски – (Рим) с Гипербореей в этом вопросе. Амазонка – Абас ене – абысын Мы уже отмечали, что одним из вариантов озвучивания слова абақ является слово абас, т.к. существует закономерность чередования звуков қ –с при переходе от одного языка к другому. Интересно, что эта закономерность характерна для родственных языков. например, иранское Хома родственные им индоарии произносят как Сома, таких примеров достаточно: хусрава > сушрава, сура > хура, асура > ахура и др. Замещение с > к характерно и для романо-германских языков. Эта закономерность также устойчиво проявляется и в тюркских языках. Например, казахи называют воду су, а башкиры – ху, красавица сұлу > хылу и др. Казахское қ у саха-якутов превращается в с: слово абақ якуты произносят как абас. Эта закономерность существовала и в прототюркском языке. Если вспомнить, что первоначально звук б в слове абак > абас произносился как м, то станет ясно, что амас представляет более раннюю форму слова. Значения абака – «мать и дитя» > «праматерь» – могут быть связаны и со словом амас. Амас – мать и дитя. Амас – семья. Амас – род, племя, народ. Амас – праматерь. Рассмотрев лишь одно из этих значений амас – праматерь, мы увидим, что оно породило производные значения, имеющие отношение к женщине. Прежде чем приступить к анализу, отметим, что по происхождению понятие амас является прототюркским. В качестве производного можно назвать слово абысын (абысын > абасун > амасун), в казахском языке оно означает «старшая женщина», «старшая из невесток в семье или роде», «старшая жена», т.е. абысын – «старшая (большая) жена (мать)». В связи с этим словом возникает необходимость рассмотреть широко известный благодаря греческой мифологии образ и слово амазонес (русский вариант амазонка), т.к. нетрудно заметить, что это – считающееся греческим – слово и образ соответствуют тюркскому слову и понятию амас (абас > абысын). Амазонки – племя женщин-воительниц в греческой мифологии. Они возводят свое происхождение к богу войны Аресу и Гармонии. Греческая мифическая география предлагает два варианта местоположения амазонок. Согласно первому варианту, амазонки живут у реки Фермодонт вблизи города Фемискира в Малой Азии (Анатолии), по второму (трагедия Эсхила «Прометей») – в предгорьях Северного Кавказа и на побережье Меотийского озера (Азовское море). По Страбону, амазонки вступают в браки с чужеземцами или мужчинами из соседних племен ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены амазонки луком, боевым топором, легким щитом, сами изготавливают шлемы и одежду. Они поклоняются Аресу и богине-охотнице Артемиде. В греческих мифах рассказывается о прославленных амазонках, таких как Ипполита, Антиопа, Пенсифелия, о их битвах с греческими героями, вообще говоря, легенды о них были широко распространены. Образы амазонок появляются в греческом изобразительном искусстве с ҮІІ в. до н.э., поэтому можно предположить, что в греческую мифологию они вошли несколько раньше. Иными словами, греки познакомились с этим представлением, когда начали осваивать западное побережье Анатолии (ХІІ-ҮІІ вв. до н.э.), поэтому логично, что именно Анатолийское побережье указывается в греческом мифе в качестве места обитания амазонок. По греческому мифу, город Эфес в Анатолии (построенный, по мнению археологов, греками в ХІІ в. до н.э.) и знаменитый храм Артемиды в этом городе (время строительства – ҮІІІ-ҮІІ до сер. ҮІ в. до н.э.) были построены амазонками. Здесь стоит отметить, что название города Эфеса (греч. Ephesos) является однокоренным со словом амазонка: Эфес > Абас > амас > амасун. Вероятно, начавшие строить в ХІІ в. до н.э. город греки в соответствии с требованиями родного языка восприняли местное название не в форме абас, афас, амас, а именно эфес. Как бы то ни было, ясно, что название этого древнего города было заимствовано из местного языка. Возможно, матриархальный характер окружающих племен или образ абысын в мифологии местного населения проник в греческий миф, постепенно превратившись в выразительный образ греческой мифологии. Есть основания предпологать, что на западном побережье Анатолии в ХІІ в. до н.э. и ранее существовало племя амазон (афасун > эфесун > абысын) с доминированием женской власти. Этноним (эфесун > Эфес > Абас) этот мог восходить к наименованию некоей мифо-генеалогической Великой матери, Праматери. Учитывая вполне вероятную связь эфес > абас, можно предположить, что догреческие насельники эфесской территории говорили на одном из гиперборейских (прототюркских) языков. Эту же гипотезу мы высказывали относительно Трои и троянцев. В греческой мифологии амазонки, возглавляемые Пенсифелией, участвовали в греко-троянской войне на стороне троянцев. Если троянцы являются гамма-гиперборейцами, то и этнос эфесун (амазон) вполне может принадлежать этой группе выходцев с Кавказа. Итак, в указанный период греки познакомились с племенем эфесун, обитавшим на одном из участков западного побережья Анатолии и почитавшим мать Абас, превратившим ее имя в свой этноним (абасун > афасун > эфесун). Греки ввели в свой миф название этого племени как название образа женщин-воительниц. Возможно, название амазон появилось позднее, в связи с другой исторической ситуацией, но вполне вероятно, что и предшествующее название было близко слову амазон по звучанию и происхождению. Например, греки могли первоначально называть в своих мифах воительниц эфесун, но позднее, встретив похожее слово амазон, предпочли второй вариант. Все это предположения, но вполне оправданные. Если греческий миф считает амазонок строителями города Эфес и храма Артемиды в нем (богиня-охотница, по сути, является воительницей, к тому же она младшая сестра гиперборейского Аполлона), при этом название города и основавшего его племени могут быть произведены от одного корня, то почему бы не высказать такую гипотезу? С ҮІІ-ҮІ вв. до н.э. греки начали знакомиться с северным и северо-восточным побережьем Черного моря, т.е. со степным миром Киммерии-Скифии. На побережье начали появляться греческие колонии. Греки встретили племена, в которых женщины также носили оружие. Что интересно (по нашему предположению), эти племена так же почитали некую Великую мать Амас или Амасун, поэтому греки, уже знакомые с образом эфесун (амазон), стали и новое племя, в котором доминировали женщины-воительницы, называть амазон. В новую мифо-географо-историческую эпоху «родина амазонок» была перемещена с уже полностью эллинизированного западного побережья Анатолии на берега Азова и Танаиса-Дона. Иными словами, сововкупность трех факторов – а) матриархат местных народов, б) совпадение этого признака с образом амазонок в греческом мифе, в) присутствие в языке или генеалогии местного народа связанного с женщиной понятия амас, амасун, – стало толчком к формированию «новых» мифов об азовских амазонках. Греки сформировали новую этимологию для слова амазон в соответствии со своим языком: якобы это слово означает «безгрудые», т.к. амазонки выжигают левую грудь, чтобы было сподручно пользоваться оружием. Мы уже отмечали безосновательность этой этимологии. Кто был реальным прототипом азово-донских амазонок греческого мифа? Исследователи таким прототипом считают савроматов. Геродот писал о савроматах, обитавших в ҮІІ-ІҮ вв. до н.э. в Волжско-Уральском регионе, что ими «управляют женщины». Археологические раскопки подтвердили доминирование матриархальных отношений у савроматов: на территории обитания савроматов обнаруживаются богатые женские захоронения с оружием, конской упряжью, жреческими атрибутами[40]. Сведения Геродота и данные археологических раскопок говорят о большой вероятности того, что именно савроматы повлияли на формирование азово-донского образа амазонок. Вернемся к Геродоту: «Геродот рассказывает, что Савроматы произошли от смешения Амазонок с юношами Скифскими: по тому жены первых всегда ходили воевать вместе с мужьями, и всякая девица долженствовала убить неприятеля прежде своего супружества»[41]. Отсюда следует, что савроматы сформировались в качестве отдельного этноса в результате смешения некоего первоначального этноса (этносов) со скифами или родственным им в культурно-языковом плане этносом. Первоначальная этническая территория савроматов известна, это ареал Волги и Урала (современный западный Казахстан), а также степи Кустаная и Тургая. Время – ҮІІ-ҮШ вв. до н.э. исходя из этих данных, можно предположить, что основополагающий скифский этнос – «исконные (царские) скифы» – в ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э. жили в бассейне Волги и Урала, под напором исседонов они откочевали в ҮІІ в. до н.э. на запад от Волги, в сторону Черного моря, заняв киммерийскую территорию, и стали ядром формирования в этом регионе «новоскифского» этноса. «Древние скифы», оставшиеся на прежней территории, т.е. в бассейне Волги и Урала, а также на прилегающих с востока землях, смешались с западной группой новых пришельцев (вероятно, исседонов), сформировав новую этническую структуру, получившую название савроматы. Вероятно, племена савир и има в составе исседонов, до ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э. обитавшие на Алтае и в Южной Сибири, объединили силы, чтобы установить контроль над волжско-уральскими скифами, в результате чего сформировался новый смешанный этнос под названием саврима (савромат). Существует множество исторических примеров соединения двух этнонимов в один в результате объединения двух племен, например, каталан (гот и алан), вандал (венд и ал), кельтибер (кельт и ибер), төлегетай (теле и қытай), маңғытай (маңғыт и қытай), в этом контексте наша гипотеза о происхождении этнонима савромат соответствует устойчивой закономерности. С исторической точки объединение названий племен савир и има не может произойти в результате завоевания одного племени другим, обычно составное название возникает в результате объединения двух племен для захватнических походов. Поэтому и происхождение двух названных племен не может быть скифским. Мы изложили свои мысли о компоненте има в этнониме савромат в другом месте (см., например, раздел ХІІ книги). Коротко говоря, Има – это имя образа «первочеловека», «праматери». Племя, взявшее это имя в качестве этнонима, почитало образ Матери (женщины) Има, Богини-матери Има, для него, вероятнее всего, был характерен матриархальный уклад. Это полностью соответствует образу и имени Амас (ама > има) – «праматери», «матери-богини», а также близко образу амазонки. Были ли савроматы ираноязычными? Современная историческая наука придерживается именно такого мнения, однако от сарматского языка не сохранилось ни слова, поэтому у нас есть право выдвигать другие гипотезы. Во-первых, савроматы действительно могли быть ираноязычными. Во-вторых, савиры и има могли вначале говорить на прототюркском языке, позднее, в результате смешения со скифами и образования савроматского этноса: а) савроматы могли говорить на прототюркском языке, пополненном иранизмами (лексическим фондом скифо-иранского языка); б) в результате смешения со скифами они могли забыть прототюркский язык и перейти на иранский (скифский) язык; в) мог существовать конгломерат соседних племен, говоривших на двух языках (иранском и прототюркском). В-третьих, первоначальные савиры и има, а позднее и савроматы могли говорить совершенно на другом языке (например, на одном из финно-угорских языков). Гипотез достаточно, однако наиболее вероятным является следующий вариант: первоначально прототюркские племена (савиры и има) в результате смешения со скифскими (как принято считать, иранскими) племенами бассейна Волги и Урала были ассимилированы последними и иранизировались. Подобных примеров в истории кочевников достаточно, например, монголоязычные каи, покорившие тюркоязычных йемеков, как и монголоязычные чары, покорившие тюркоязычных кипчаков, были ассимилированы покоренным народом и тюркизировались, точно также как в течение двух-трех поколений тюркизировались потомки монголов эпохи Чингис-хана. Это этногенетические явления одной природы. Птолемей в І в. упоминает народ савар (савир). В. Скурлатов, предварительно объявив этих саваров (савиров) индоевропейским народом, производит от них тюркских савиров и славянских северов[42]. По прошествии 1100 лет в Ү-ҮІ вв. н.э. в исторических документах появляется название тюркского (гуннского) племени савир. Унаследовавший это название род присутствует в составе современных туркменов, у казахов сохранился род шапырашты, их от тюркских савиров отделяет еще полтора тысячелетия. Этноним савир, похожий на компонент савр в этнониме савромат, исчезнувшем после ҮІІ-ІҮ вв. до н.э., появился снова через несколько веков, отсюда можно предположить, что он сохранялся как реликт среди североказахстанских и южносибирских племен. Если бы древний этноним савир сохранялся бы в промежутке между ІҮ в. до н.э. и 1 в. н.э. в среде сарматов, а затем аланов, то он упоминался бы в ряду с другими этнонимами сармато-аланской эпохи, такими как язиги, роксоланы, аорсы, сираки. Савиры Ү-ҮІ вв. н.э. – это тюркоязычный народ, если бы они являлись осколками прежних савроматов, тюркизировавшихся в гуннскую эпоху, то их бы и называли савроматами. Поэтому савиров новой эры можно считать частью, осколком прежних савиров ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э., сохранившимся в Южной Сибири. Вероятнее всего, сибирские савиры, сохранявшиеся в течение нескольких веков в качестве реликтового этноса, в І-ІҮ вв. н.э. последовали за хунну вместе с другими тюркскими и угорскими племенами, достигли района Волги и Урала, здесь окрепли и вышли на историческую сцену в Ү-ҮІ вв. Мы можем также предположить, что и сибирские осколки древнего племени има или имат, также последовавшие за хунну, позднее стали основой для формирования угороязычных мадьяров. Иначе говоря, к слову има присоединилось окончание множественности т (т – окончание множественности не только в иранских и монгольских языках, это окончание также использовали протоугоры и часть прототюрков до хуннской эпохи), образовав этноним имат. В соответствии с закономерностью образования новых этнонимов хуннской эпохи (например, хазар, авар, тохар, салар, кангар, булгар) к этому этнониму присоединился формант ар (это – прототюркский формант), образовав этноним мадьяр: имат > имад > мад + ар > мад’ар > мадьяр. В этом контексте мы можем утверждать связь между словом амазонка и современным казахским абысын (старшая из женщин, невесток одной семьи или взаимное обращение этих невесток друг к другу). Эфесских амазонок и казахских абысын разделяют, по меньшей мере, 3 тысячелетия и несколько тысяч километров. Они могут быть связаны друг с другом только через гиперборейцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий