воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: ІІІ раздел Серикбол Кондыбай Шумер и уральцы Часть 2

Гиперборея: ІІІ раздел Серикбол Кондыбай Шумер и уральцы Часть 2 Мы обнаружили всего лишь две-три шумеро-самодийские параллели, однако они выявляют фундаментальнейшую связь, преемственность. Например, Намму и Энки в шумерском мифе имеют параллелью самодийские образы, называемые Нум и Нга. Очевидно фонетическое сходство, т.е. имена близки друг другу внешне: Намму > Нум, Энки > Нга. Такое внешнее сходство, взятое само по себе, может быть случайностью. Поэтому следует поискать другие совпадения, и они действительно обнаруживаются. Шумерская мифология Самодийская мифология Намму Мать-богиня, праматерь, «мать, создающая небо и землю», «мать, давшая жизнь всем богам» (это постоянные эпитеты Намму). Нум (Ном, Ноп, Нуп) Нум – верховный бог, творец-демиург, создавший мир (землю), животных и людей. Энки Владыка Абзу (подземного мирового океана пресных вод), а также всех вод на поверхности земли. Нга (Нго, Нгуо) Второй из главных богов, дуалистический противник Нума, фактически также верховный бог, но ему придан характер владыки «нижнего мира». Как видите, шумерским Намму и Энки соответствуют самодийские Нум и Нго. Намму и Энки – связанные между собой персонажи, таковы и Нум и Нго. В конкретном мифе связь Намму и Энки – это отношения матери и сына, а Нума и Нго – двух братьев. Однако это не первоначальные гиперборейские представления, а дуалистические представления, возникшие позднее, в конкретной культурной традиции, в урало-сибирской среде патриархального родо-племенного общества, поэтому данное расхождение кажется незначительным. У ряда народов, проживающих на севере Евразии – самодийцев, кетов, тунгусов, угорцев, тюрков Саяно-Алтая – сформировался общий космогонический, антропогонический мотив[9]. Возможно, его следует отнести к 3-2 тыс. до н.э. Основная структура этого мифологического микросюжета устойчива, единообразна, однако в разных языковых, диалектных средах существует множество его вариантов, отличающихся небольшими деталями. Приводить эти варианты, имеющие лишь небольшие отличия, означало бы повторяться, поэтому мы остановимся на простом варианте общего для этих народов мифа. Итак: «В начале не было ничего, все занимало безграничное пространство первородных вод (океана). Главный бог (творец-демиург) в облике утки нырнул под воду и достал со дна зародыш земли – кусочек грязи (глины, ила), затем превратив его в большую землю». Во многих вариантах демиург не одинок, это два брата (две утки), в соответствии с условиями дуалистического мифа один из них создает «хорошую землю», а другой – «плохую землю». «Создав землю, главный бог затем создал из глины животных и людей». В дуалистическом варианте животных и людей создают два бога, один из них создает «хороших» животных, а второй – «плохих». Один наделяет человека душой, а второй делает его подверженным болезням и смерти. Самодийские Нум и Нга являются персонажами именно такого мифологического сюжета[10]. Опираясь на эти немногочисленные сведения, мы можем, тем не менее, провести параллель между шумерскими и самодийскими мифологическими образами. Таблица образно-функциональных сходств:Шумерская мифология Самодийская мифология Намму 1. Намму – мать-богиня, праматерь, «мать, создающая небо и землю», «мать, давшая жизнь всем богам». 2. Намму связана с подземными водами. 3. Намму в Абзу (в океане подземных вод) создает людей из глины. Нум (Ном, Ноп, Нуп) 1. Нум – верховный бог, творец, создавший мир (землю), животных и людей. 2. Нум в облике утки достает со дна вод зародыш земли. 3. Нум создает из глины людей. Энки 1. Энки – владыка Абзу (подземного мирового океана пресных вод) и всех вод на поверхности земли, т.е. он владыка нижнего мира. 2. Энки создает из глины человечество, животных и дает им души. Нга 1. Нга – повелитель нижнего мира (в ненецком варианте). Нырок Нга (как и Нума) в облике утки можно рассматривать как знак его связи с водой. 2. Нга (вместе с Нумом) создает из глины людей и животных. Шумерский Энки – владыка Абзу (Энгурры) – подземного мирового океана пресных вод[11], Нга же, плавая по первичным водам, достает со дна вод зародыш земли[12]. Итак, наряду со сходством имен есть возможность указать два-три мифологических образно-функциональных сходства. Это уже не случайность, а показатель реальной шумеро-самодийской преемственности. Есть и другое сходство, которое можно назвать главным. Этимология имен позволяет реконструировать первоначальный, общий гиперборейский характер шумеро-самодийских образов. Эта реконструкция возможна лишь благодаря «чтению» знака абак. *** Знак абак состоит из круга и точки (об этом подробнее в разделе «Чтение» знака абак»). Круг и точка соответственно имеют названием простейшие слова. В нашей ситуации название круга – м (ам), а точки – нг. Если полностью прочесть знак с использованием этих слов, то получим слово ам-нг (аманг > абанг – абан > апан). Попробуем интерпретировать элементы знака в соответствии с мифологическими свойствами.Если круг – ам – «вода», то точка – нг – «земля (зародыш земли) посреди вод» или «земля (ее зародыш) на дне вод». Это указывает на место Намму и Энки относительно Абзу ( подземных вод). Если Намму – олицетворение Абзу (т.е. подземных вод), то Энки – существо посреди (или на дне) вод. Если круг – ам – «материнское лоно», то точка – нг – «семя, зародыш в этом лоне». Если круг – ам – мать, то точка – нг – «дитя, потомок». Это представление ясно выразилось в отношениях Намму (матери) и Энки (сына). Это представление также присутствует в мотиве «создания» Намму и Энки, Нумом и Нго людей. Есть и другие способы «чтения» знака абак, однако в контексте данной темы достаточно двух приведенных вариантов чтения. Главное – шумеро-самодийская параллель ясно проявляется в, по меньшей мере, двух-трех реконструированных вариантах «чтения» знака. Нг – точка в центре круга может породить множество значений. Значения нг в соответствии с указанными в таблице свойствами таковы: Нг[13] – глина, земля, зародыш земли. Нг – элементарное пространство (атом, кроха). Нг – семя, зародыш, ребенок (сын), потомок, человечество. Шумерский Энки, как и самодийский Нга (Нго, Нгуо) восходят именно к этой праформе нг: НГ > е-НГ-и > э-НК-и и НГ > НГ-а. Позднее мы покажем пути образования имен Намму и Нум и их значения. *** Шумеро-самодийское сходство – это не случайность, а закономерность. Однако позволяет ли это сходство утверждать, что шумеры прямо повлияли на протоуральцев? Вряд ли. История – это не арифметика, где складывают две единицы, и не элементарная геометрия, где между двумя точками можно провести лишь одну прямую. Здесь необходимо применить интерполяцию. Очевидность сходства (связи) между Шумером (точка А) и Самоди (точка В) не означает существование прямого отрезка-вектора между этими точками, вполне возможно существует неизвестная нам промежуточная, опосредующая точка, и не одна. Также возможно, что точка А (протошумеры) и точка В (протоуральцы) соединены не прямой, а отрезками-лучами, исходящими из первоначальной точки Х (т.е. не А > В, а два отдельных вектора-отрезка, начинающихся в одной точке Х > А и Х > В). Мы считаем наиболее вероятной именно эту возможность. Точкой Х здесь мы называем Гиперборею. Итак, нельзя говорить о первенстве Шумера или Самоди. Они лишь сохранили, унесли в разных направлениях понятие из гиперборейского источника. Если нам Энки известен благодаря древним шумеро-аккадским текстам, то самодийское мифологическое имя сохранялось с 6-5 тыс. до н.э. до ХҮІ-ХІХ вв. н.э. – утратив внешний блеск, но удержав суть, – лишь благодаря замкнутой жизни самодийских народов, вдали от столбовой дороги истории, на таежно-тундровом «острове». Признание шумеро-самодийского сходства, подобно цепной реакции, открывает возможность утверждать неслучайность шумеро-финно-угорских и шумеро-тюркских параллелей. Для нас психологически очень важно продемонстрировать на примере этих двух слов, двух образов одноуровневость, общее происхождение шумеров – народа, первым в истории земного человечества изобретшего письменность, и самодийцев – внеисторического, согласно европоцентристской парадигме, народа, т.к. мы и сами объявлены, заклеймены неисторическим народом. Великие Матери: от Намму до Умай Этапы развития мифологического сознания коротко можно изобразить следующим образом. Первоначально люди поклонялись неодушевленным предметам, в науке такие объекты поклонения называют фетишем, а такое сознание – фетишизмом. Постепенно усиливается вера в существование души у каждого объекта. Так происходит переход от фетишизма к анимизму. Animus означает дух, anima – душа. Итак, появляется представление о наделенности душой, одушевленности каждого предмета. Первоначальный анимизм связан с демонизмом, т.е. представлением об определении человеческой судьбы некоей силой. Эти ступени развития можно изобразить в виде цепочки фетишизм > преанимизм > анимизм. По определению Г. Узенера, преанимистический демон – «бог именно этого мгновения». Первоначально демон – это сила, действующая быстро, внезапно и неожиданно. Человеку ничего не известно о нем, не существует его определенного, завершенного образа, т.е. этот образ еще не сформирован, но это уже не просто фетиш. Например, сильный ветер сломал дерево, так что падающее дерево, упав на голову проходящего человека, убило его. Это и есть неизвестный человеку «демон именно этого мгновенья». В результате накопления таких случаев – непосредственно наблюдавшихся или переданных изустно, – начинает формироваться представление о частных демонах некоторых объектов, событий и явлений. Когда демон, первоначально не имеющий образа, имени, формы и облика, начинает обретать определенный характер, происходит переход от преанимизма к анимизму. Древние анимистические демоны – это титаны, киклопы, сторукие, Тифон, Эринии, Кербер, Химера, Сфинкс. Стихийно-чудовищная тератологическая мифология матриархата завершается с обобщением образов Горгон, Сфинкса, Эхидны, Химер в образы великих матерей или богинь-матерей[14]. Во время расцвета матриархата среди таких демонов выделяются образы, обладающие женскими чертами, они обобщаются в образе Великих матерей или Богинь-матерей. В мифологических традициях большинства народов мира есть мифологический персонаж Богиня-мать ( Великая мать, Мать богов). Богиня-мать – древний образ, в узком смысле соотносимый с Землей, в широком смысле – с женским творческим началом в природе. Этот образ можно было бы называть также Мать-земля, Мать-вода, т.к. в каждой мифологической традиции этот образ имеет множество названий и разновидностей. Тем не менее, на образно-функциональном уровне можно заметить, что все эти варианты восходят к одному первоначальному образу. Наиболее древним обликом Богини-матери являются «верхнепалеолитические Венеры» – статуэтки с подчеркнутыми женскими половыми признаками. Эти статуэтки создавались с культовой целью, они находятся во множестве на неолитических и энеолитических стоянках. Видимо, женские статуэтки являются главным памятником, созданным человеком за 35000 лет. Фактически образ Богини-матери является первым образом, получившим «божественный» статус. Эту «первичность», «приоритетность» мы собираемся сделать лейтмотивом предстоящего повествования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий