воскресенье, 6 мая 2012 г.
Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 2
Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 2
«Отправиться на гору Балкан...»
Балық – город или рыба?
Рассуждая о шумерских абгалях, о сходстве их функций с функциями гиперборейцев в греческом мифе, мы не могли избавиться от мысли о двойном значении слова балық в древнетюркском языке. В современных тюркских языках слово балық означает, как известно, самую обыкновенную рыбу. Второе значение этого слова – город. Из истории известны названия городов Ілебалық, Бесбалық, Ханбалық, Гобалык. В одном этом слове присутствуют две загадки.
Во-первых, несовместимыми кажутся два значения одного слова. В контексте этих значений актуальным кажется вопрос: почему человеческое поселение и водное животное называются одним и тем же словом?
Во-вторых, таинственным кажется появление слова балық в значении «город» в языке кочевников, а не оседлого народа. Иранский (согдийский), тохарский, китайский языки, санскрит никакого отношения к этому слову не имеют, т.е. слово является собственно тюркским. Зачем кочевой народ придумал собственное слово, передающее понятие «город», и почему это понятие он передал словом со значением «рыба»? Это слово присутствует не только в поздних документах, оно встречается уже в высеченной в первой половине ҮІІІ века на камне надписи Культегина (три раза балық и один раз балықлақы > «в городе»). Очевидно, что слово это существовало за несколько веков до этого[5]. Наши возможности отгадки древней тайны этого слова ограниченны, однако свобода поиска доступна вполне. В первую очередь, нам представляется интересным попытаться связать двойное значение слова балық (город – рыба) с шумерскими мифологическими представлениями об абгалях, Оаннесе и Кулулу.
Согласно шумерскому мифу, мифологические существа – абгали – первыми научили шумеров строить города, т.е. цивилизацию. Греческий историк ІҮ-ІІІ вв. до н.э. Берос, знакомый с персидской и вавилонской средой, описывает шумеро-аккадский образ Оаннеса. По его словам, Оаннес в шумеро-аккадском мифе считался первочеловеком в облике получеловека-полурыбы.
В начале люди жили в дикости, подобно зверям, до тех пор, пока полурыба-получеловек по имени Оаннес не вышел из моря и не научил жителей Вавилонии письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т.д., т.е. основам человеческой цивилизации. Исследователи связывают этот мифологический образ, ставший известным благодаря труду греческого историка, со следующими образами шумерского мифа: а) Энки, б) Кулулу, в) абгали.
Здесь: а) Энки – главное божество, связанное с водой и подземным миром, бог-культуртрегер, обучивший людей многим искусствам.
б) Кулулу – спутник бога подземного мирового океана Энки (Эйя) в шумерской (шумеро-аккадской) мифологии. Он изображается в виде рыбы-человека, т.е. верхняя половина тела человеческая, а нижняя – рыбья. В новоассирийской глиптике и рельефах в рыбоподобной одежде изображены жрецы – заклинатели культа этого бога. В.К. Афанасьев указывает на соответствие этого образа образу Оаннеса[6].
в) об абгалях мы уже говорили. Эти существа, подчиняющиеся богу Энки, живут в подземном мировом океане пресных вод Абзу, считается, что большинство городов в Месопотамии построено ими. Т.е. абгали являются первыми цивилизаторами.
Теперь попробуем из этих определений вывести краткую семантическую цепочку.
«Мифологический персонаж, образ» > «живущий в подземных водах» > «по внешнему облику получеловек-полурыба» > «строитель городов». Последние два звена этой цепочки – «получеловек-полурыба» > «строитель городов» – вполне могли породить в тюркском (точнее, прототюркском) языке понятия балық – «рыба» и балық – «город», т.е. здесь с уверенностью можно говорить о некоей связи шумерской мифологии и тюркского языка.
Происхождение слова балық в значении «город» связано с древней цивилизацией, существовавшей на берегу моря. Если эту гипотезу рассматривать в контексте приведенной ранее картины миграции гиперборейских языков, то подобная цивилизация должна была существовать в ареале Апшерона-Куры (Азербайджан, Южный Кавказ). Альфа-гиперборейцы (протошумеры) память об этой цивилизации пронесли вплоть до 4-3 тыс. до н.э., когда были зафиксированы первые письменные тексты, греки же сохранили полученный от протоэллинов миф о гиперборейцах. Очевидно, что прототюрки также сохраняли эти воспоминания в течение некоторого времени, однако у них не было письменности, поэтому древний образ постепенно размывался, в конце концов отпечатавшись лишь в слове балық с его двойным значением и в понятии Балкан[i].
Происхождение слова
Поздняя праформа слова балық – бал (ық –суффикс). В казахском языке есть слова, похожие на это, например, балшық (малшық ,палшық) – грязь, глина, малшыну, малмандай болу – промокнуть до нитки, малту (балту, малтығу, балтығу) – плавать, балқу, балқыту – плавить. Вероятно, слова русского языка плавать (плавание) и плавить произошли от тюркского словосочетания балав ет: балав ет («делай балав») > полав еть > плавить, плавать. В этот ряд можно включить казахские слова былапыт (грязь, излишне, как попало), былжырақ (мягкий, незатвердевший), быламық (похлебка, жидкая мучная каша), былық (неразбериха, путаница) , былшыл (хлюпание, пустословие, болтовня), былқылдақ (трясущийся, колыхающийся, топкий, вязкий). Русское слово болото имеет тюркское происхождение. Общее значение корня бал (был) приведенных слов – «густая жидкость», «раствор», «месиво»[7], т.е. состояние, среднее между жидким и твердым.
При этом следует иметь в виду, что такое «полужидкая субстанция», глина, грязь является мифологическим, прежде всего антропогоническим материалом. В большинстве мифологических традиций человек создан из глины, грязи. Мир также был создан из комочка глины, донного ила и т.д. Прототюрки сохранили память о таком космогоническом творчестве лишь в слове балық (город). Вполне возможно, что тюркское слово бала (малай – ребенок, мальчик)[8], казахское архаическое былазық (мангистауцы называют так женское семя) являются отголосками мифологического представления о творении человека из глины.
Подводя итоги, исследователям стоит искать следы не каменно-мраморной, а глинобитной Атлантиды и Гипербореи.
Балық – Балх
Строка «Ауғанға» Асан бидің асқан жері в четверостишии акына Тумена
Маңғыстау – машайықтың басқан жері,
Қасиет-кереметі тасқан жері,
Жер жүзін желмаямен жеті айналып,
«Ауғанға» Асан бидің асқан жері.
Мангистау – земля суфийских наставников,
Где явлены были их чудеса,
Земля, откуда бий Асан,
Семь раз на крылатом верблюде объехав мир, удалился в Афганистан[ii],
– это лишь один пример выражения «удалиться, перевалить через горы в Ауған», часто употребляемого в казахском фольклоре и произведениях старинных казахских поэтов и сказителей. Казахи придают конкретный географический адрес тому месту, куда можно «удалиться, эмигрировать, уйти через горы» (ауу). Это – Афганистан. При этом имеется в виду не весь современный Афганистан, а его северная, «бактрийская» часть. Этот регион казахская эпическая, фольклорно-генетическая память знает как Жиделі-Байсын. Это Байсын также имеет вполне реальный характер, т.к. в этом крае есть географический объект Байсынтау (Байсунтау) – гора Байсун.
Байсунтау – горный хребет, входящий в Гиссаро-Алайскую горную систему, составляет юго-западные отроги Гиссарского хребта. Длина – около 150 км, самая высокая точка достигает 4424 м. На карте этот хребет следует искать на территории Сурхандарьинской области на самом юге Узбекистана на границе с Афганистаном, там, где находится известный читателям город Термез. Итак, Жидели Байсын – фольклорное название земли в Сурхандарьинской области (20,8 тыс. кв. км), долины реки Сурхан, окруженной со всех сторон горными хребтами Кегитан (3139 м), Байсунтау и Бабатау (2290 м).
На юге этого края течет река Амударья. Достигнув Термеза на этом берегу, мы можем, перейдя через реку, попасть в афганский город Хайратун. Это – земли древней Бактрии, в географии – Бактрийская равнина. Эта равнина длиной 400 км и шириной 140 км также окружена горами. Если рассматривать Амударью не как природную границу, а всего лишь как «протекающую посреди долины реку», то Бактрийская равнина и равнина Жидели-Байсын образуют единое целое – Большой Жидели-Байсын. На территории исторической Бактрии сейчас располагается область Балх (площадь – 12,6 тыс. кв.км, население 0,6 млн. чел., центр – город Мазари-Шариф) современного государства Афганистан. Старое название городка Вазирабад (7-8 тыс. чел.) неподалеку от Мазари-Шарифа – Балх, в казахском произношении – Балық или Балқы. Прошлое этого маленького городка связано с большой историей.
Балхаб или Балх – это также река в Северном Афганистане. В верхнем течении она называется Дарагез или Банда-Амир. Она берет начало в западной части Гиндукуша, на горе Баба, достигнув Бактрийской равнины, она попадает в пески и разветвляется. Река теряется в песках, не достигнув Амударьи. В песках в долине Балхаба находятся оазисы Мазари-Шарифа и Вазирабада (Балха). На берегу этой реки некогда стоял город Балх (Балық, Балқы).
Древний город Балх, появившийся около ҮІ-ІҮ вв. до н.э., находился вблизи от современного городка Балх (Вазирабад). Этот город был столицей Бактрии (и назывался также Бактрия). В ІІІ-ІІ веках до н.э. он был столицей Греко-Бактрийского государства, а позднее столицей Кушанской империи. Заставляет задуматься сходство названия древнего города Балх с тюркским словом балық в значении «город». Почему этот город назывался Балық? Даже если это тюркское название, то почему оно образовано не по модели «Определение + балық», как например Илебалык, Бесбалык, Ханбалык, Гобалык, а просто Балық? Не обязательно сразу пытаться ответить на этот вопрос. Сама его постановка пробуждает стремление к поиску.
Когда появилось название Балх города Бактрия? После прихода в этот регион в ҮІІІ-ІХ веках карлуков и халашей, ортодоксальной историей признаваемых тюрками? Или же история этого названия уходит в глубь времен? Эта проблема требует тщательного исследования, пока же отметим, что в древнеиндийских эпосах «Рамаяна», «Матсья-Пурана» встречается название страны Бахлика. Согласно этим эпосам, существовали некогда две враждующие династии, называвшиеся династии Луны и Солнца. Первым царем Лунной династии был человек по имени Пуруравас Айла[iii]. Пуруравас Айла был, кажется, сыном пришлого ( ауған –эмигрировавшего) из Бахлики царя. Это во-первых. В «Матсья-Пуране» страна, из которой прибыл отец Пурураваса, называется Илаврита-варша (или Илаврита-варта). Илаврита-варша – название Средней Азии в древнеиндийской мифоэпике. Это во-вторых. Если мы совместим сведения двух эпосов, то получится, что Бахлика и Илаврита-варша соответствуют друг другу в качестве «родины отца героя». В таком случае Бахлика оказывается еще одним названием Средней Азии или Северного Афганистана (Бактрии) в древнеиндийской мифоэпике. Если мы вспомним, что город Балх находится на земле исторической Бактрии, то отождествление Балха и Бахлики окажется более убедительным. Слово Бахлика нам известно в русской транскрипции, в казахском произношении это слово имеет форму Бақлықа, Бақлық. Возможно, первоначальная форма слова – Баһлик, Бһалик? В ситуации неустойчивости звука һ слово это могло произноситься как Балық. Название Бахлика индийского эпоса стало известным не позднее 1 тыс. до н.э., вполне возможно, что речь должна идти о 3-2 тыс. до н.э. Вполне вероятно, что индоарии, в течение 2 тыс. до н.э. переселявшиеся в Среднюю Азию, оттуда в Афганистан и затем на Индостан, сохранили в своих мифах и эпосах названия стран, в которых они побывали, – Илаврита, Балык.
***
Археологи пишут о формировании в начале 2 тыс. до н.э. на Бактрийской равнине нового центра древневосточной культуры со своим собственным обликом. Результаты археологических раскопок указывают на существование десятков земледельческих поселений на землях Бактрии, по течению рек, берущих свое начало на склонах Гиндукуша. Эти поселения из сырцовых кирпичей обращают на себя внимание передовой для того времени техникой строительства[9].
Эта цивилизация возникла еще до прихода индоариев в Бактрию. Здесь сформировалась местная традиция обработки металла. Происхождение этой культуры, этническая принадлежность которой остается неопределенной, связано с Месопотамией, Эламом. Об этом говорят результаты археологических исследований: «Отдельные металлические изделия, и в первую очередь так называемые гарпуны, древних могил Бактрии перекликаются с находками в эламо-месопотамском мире, заставляя думать об их общем происхождении»[10]. Упоминание здесь сходства с Эламом усиливает вероятность прототюркского происхождения бронзовой культуры Бактрии. Памятники этой культуры несут на себе явные следы культа змеи и дракона: «Темный мягкий стеатит служил благодатным материалом для изготовления миниатюрных флаконов и парфюмерных коробочек… нередко украшенных гравированными орнаментами, в том числе в виде извивающихся драконов… Каменные амулеты с гравированными изображениями борьбы драконов и змей, олицетворяющих борьбу добра и зла. В свою очередь медные перегородчатые печати открывают неизвестный до сих пор пантеон древнебактрийских божеств, главное место среди которых занимают антропоморфные крылатые божества с птичьими головами… Подлинным шедевром бактрийского искусства является уникальный серебряный топор в виде птицеголового демона с кабаном и крылатым драконом»[11].
***
«Видевдата» называет Балх «город с воздетыми знаменами», а в «Пуранах» Бактрия в целом несколько раз называется «Кетумалла – (страна) с гирляндами знамен». Легенда о знаменах Балха принадлежит общему для «Видевдата» и «Пуран» древнейшему (первая половина 1 тыс. до н.э.) жанру – древнему протооригиналу или архаическому эпосу.
Археолог Г.П. Фрэнкфорт в результате проведенных в Бактрии археологических исследований доказывает, что памятники археологического слоя между 2200-1800 годами до н.э. не являются индоиранскими, а принадлежат цивилизации Хараппы. Лежащий непосредственно на хараппском слое бактрийский слой связан, имеет преемственность с хараппской культурой. Дравидское происхождение древнейшей цивилизации Хараппы давно уже доказано в науке. Дравидский язык, перешедший в тамильские языки Южной Индии, по своему строению считается родственным древнеэламскому и современным тюркским языкам. Здесь можно было бы привести мнение С.П. Толстова о том, что тюркский язык образовался в результате синтеза дравидского, угорского и иранского языков. Таким образом, вполне возможно, что древнее население Бактрии говорило не на дравидском, а на происходящем от него дравидо-тюркском языке. Невозможно также отрицать, что с появлением здесь индоиранцев прежнее население не могло исчезнуть в один момент, оно продолжало жить в смешанной этнической среде в течение многих десятков веков. У нас есть право предполагать, что культура Бактрии (Северный Афганистан и Южный Узбекистан) на рубеже 3-2 тыс. до н.э. являлась прототюркской оседлой культурой Балха – Балыка, находившейся в тесной связи с культурами Элама и Хараппы.
***
Судя по историческим документам, в этом регионе находился город Бактра, как считается построенный в ҮІ-ІҮ веках до н.э., в ІІІ-ІІ веках до н.э. он был столицей Греко-Бактрийского эллинистического государства, образовавшегося в результате походов Александра Македонского. Свой статус столицы город сохранил и в І-ІІ веках н.э. в Кушанской империи. Если же опираться на исследования И. Дьяконова, то здесь до середины ҮІ в. до н.э. существовало государство Бактрия, в названный период вошедшее в состав Персидской империи Ахеменидов. Судя по названию страны Бактрия, можно предположить, что столица страны находилась в том же районе, что и современный город Балх-Бактра.
И. Дьяконов предполагает, что до государства Бактрия на этой территории существовало государство Арйашайана. По гипотезе историка, Арйашайана – «страна ариев», государство около 1000 лет до н.э. включавшее северо-запад современного Афганистана, северо-восток Ирана, ареал рек Теджен и Герируд в Туркменистане и южные районы Узбекистана и Таджикистана (или земли вплоть до Хорезма).
По мнению И. Дьяконова, основным наследником арийского государства Арйашайана, хранителем арийской мифологии и эпоса стала Бактрия, т.е. историческая Арийана и ее центр находились в области Балх. Интуитивно мы ощущаем своеобразную «магию» (особое историко-географическое значение) Балха-Бактрии, в течении полутора тысячелетий являвшейся столицей сменявших друг друга и ныне забытых государств и объединений. Тот факт, что это «священное пространство» было сакральным и для тюрков-казахов, заставляет задуматься, подталкивает к поискам.
Арии или индоиранцы пришли сюда во 2 тыс. до н.э. (не позднее ХҮІ века до н.э.), до этого – в 3 тысячелетии до н.э. здесь существовала неизвестная цивилизация, ученые рассматривают ее в качестве протодравидской цивилизации, одной из ветвей цивилизации Хараппы в Индии.
Итак, если мы попытаемся выделить этапы 3-тысячелетней истории Балха-Бактрии или Жидели-Байсын, то:
3 тыс. до н.э.
Прототюркская цивилизация
Обычно ее относят к дравидской цивилизации Хараппы, но мы считаем ее прототюркской.
2 тыс. до н.э.
Индоиранская цивилизация
Появление индоиранцев на этой земле можно датировать ХҮІІІ-ХҮІ вв. до н.э. В ХҮІ-ХҮ веках до н.э. часть ариев мигрировала в Индо-Пакистан, а другая часть осталась здесь и была «иранизирована» вторым индоиранским этническим массивом. Начали формироваться древние варианты «Ригведы».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий