воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 1

Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 1 Абзу – Апшерон. Уббе. Балх. Илаврита варша. Гора Карахан Атлантида на дне Хазарского моря? Скорее всего это еще одна из сотен выдвинутых за последние два века гипотез о местонахождении легендарной Атлантиды, тем не менее, мы посчитали необходимым высказать свое предположение о каспийской Атлантиде. Исследователи говорят о «Мангышлакской регрессии» Хазарского (Каспийского) моря, т.е. об эпохе снижения уровня моря, имевшей место в 14000-6000 годах до н.э., т.е. 8-16 тысяч лет назад. В то время уровень моря был на 20 метров ниже современного, что составляет 48-50 метров ниже уровня мирового океана. В 6000-5000 годах до н.э. (7-8 тысяч лет назад) начался подъем уровня моря («Новохазарская трансгрессия»). В эту эпоху воды Амударьи вливались в Каспийское море через Узбой. В различных исследованиях высказываются разные гипотезы о климатических условиях Хазарского ареала в голоцене. Периоды повышенной влажности и засушливости в разных исследованиях в целом указываются одинаково, речь идет лишь об отличиях в датировках этих периодов. Такие отличия не позволили нам составить единую непрерывную хронологическую таблицу, отражающую изменения климата и уровня Каспийского моря за последние 10 тысяч лет (возможно, у занимающихся этой проблемой географов и есть такие таблицы, однако у нас не было возможности ознакомиться с фундаментальными работами по проблеме). Мы вынуждены высказать свои предположения, несмотря на досадную нехватку сведений. Если уровень Каспийского моря до 6 тыс. до н.э. был ниже современного, то понятно, что территория, находящаяся сейчас под водами Каспийского моря у побережья современного Азербайджана, в ту эпоху являлась сушей, а площадь моря была несколько меньше современной. Расстояние между мысом Тюлений на юго-востоке современного Апшеронского полуострова и Куулы-Маяком на туркменском побережье – 200 км (вообще, расстояние между Баку и Красноводском – 300 км, между устьями Куры и Узбоя – 430 км). В ту эпоху, когда уровень моря был на 50 м ниже уровня океана, расстояние между двумя берегами составляло 130-150 км. Мелкие острова современного Бакинского архипелага, а также острова на востоке Апшерона – Нефтяные камни и Жилой – соединялись друг с другом, составляя сушу. Если в этом ареале в 8-7 тыс. до н.э. сформировалась оседлая неолитическая культура, подобная находившемуся западнее Чатал-Гуюку, тогда в следующий период подъема уровня Каспийского моря (7-6 тыс. до н.э.) очаг этой культуры не мог не уйти под воды наступающего на берег моря. Возможно ли, чтобы в ареале Апшерона-Куры существовала неолитическая культура, ставшая праобразом Атлантиды (или Гипербореи)? В результате природного катаклизма или совпавших по времени нескольких катастрофических факторов эта цивилизация могла уйти на дно Каспийского моря. Природные силы, способные вызвать такую катастрофу, в этом ареале известны. Во-первых, изменение уровня моря, высокая амплитуда колебаний которого составляет по меньшей мере 20-28 метров, возможность наводнения, определяемая непостоянством Каспийского моря. В условиях равнинного, низменного побережья такой подъем уровня моря означает уход под воду десятков и даже сотен километров суши. Это и есть реальный вариант «всемирного потопа». Только в течение голоцена «потоп» на побережье Азербайджана мог повториться несколько раз. Во-вторых, сейсмическая активность, возможность землетрясений. Названный регион расположен вдоль Альпийского пояса горообразования (Кавказ-Копетдаг), являясь регионом с заметной сейсмической активностью. Ареал Апшерона-Куры принадлежит региону, в котором за последние 10 тысяч лет неоднократно происходили такие ужасающие катастрофы, как Ашхабадское (1948 год) и Спитакское (Армения, 1987 год) землетрясения. В-третьих, климатические изменения, возможность обильных осадков. Близлежащая Ленкорань имеет высочайший показатель влажности, поэтому нельзя отрицать возможности сезонов и лет с очень сильными дождями в ареале Апшерона-Куры. Сильные непрекращающиеся ливни в течение одного сезона, случающиеся хотя бы раз в течение десяти-ста лет, сами по себе способны вызвать наводнение на низменной равнине. Об этом хорошо знают казахи, живущие на северо-восточном побережье Каспия, в Жылое (вспомните поэму Кашагана Куржиманулы «Потоп»). Нельзя также сбрасывать со счета характерные для ареала Апшерона-Куры грязевые вулканы (патлавук), выбросы нефти и газа на поверхность земли и воды. Таков «пакет» природных факторов, сопровождавших возникновение, развитие и разрушение цивилизации Хазарской Атлантиды (Гипербореи) в ареале Апшерона-Куры. Теперь обратимся к сохранившимся мифам о гиперборейцах, к мифологическому и квазиисторическому наследию « потомков Гипербореи» – шумеров, греков, тюрков. До нашего времени сохранилось не так много греческих сведений о Гиперборее, поэтому приведем их полностью. «Выше Скифии живут исседоны, еще выше этих – аримаспы, за аримаспами находятся Рипейские горы, с которых дует Борей и никогда не сходит снег, а за этими горами живут Гипербореи до другого моря...»[1]. Эти сведения повторяют слова Геродота: «Выше по ту сторону Северного ветра, на побережье, обращенном к океану, живет счастливейший народ – гиперборейцы». В приведенных цитатах сведения о расположении народов, живущих за скифами, связаны с этапом развития античной греческой географии, когда реальность смешивалась с фантазией, географические сведения с мифологическими представлениями. Нас в данном случае интересует образ гиперборейцев, живущих на побережье некоего далекого моря. «Другое море» и народ, живущий на его побережье, – таковы важные для нас на данном этапе исследования индикаторы. Подводя итоги, гиперборейцы жили на берегу чужого для греков моря. Если создатели первоначальной легенды жили на кавказском побережье Черного моря, то они могли сохранить смутную память о «другом море по ту сторону Кавказских гор» – Каспийском (Хазарском) море. К тому же греки считали Каспийское море океанским заливом[2]. Итак, наши гиперборейцы населяли азербайджанское побережье Каспийского моря (Кура-Аракс). Позднее, когда гиперборейцы разбрелись по свету, потомки тех, кто ушел в Армению и Курдистан, стали забывать представления о «прежней стране предков», превратившиеся со временем в миф о прекрасной стране прошлого на севере, по ту сторону гор. Греческий миф о Гиперборее – это также вариант первоначального мифа, подвергшийся изменению в конкретной среде, соответственно, обретший новый характер. Географическое указание первоначального мифа – «на севере, за горами» – сохранилось в поздних мифах эллинских греков – потомков протоэллинов. Однако эллины стали понимать это указание как «к северу от Эллады», поэтому они «отправили» гиперборейцев сначала в Фессалию, потом во Фракию, еще позже в Северное Причерноморье, а после знакомства со скифами – «за Скифию». До нас дошло представление именно этого времени. Снег и холод, свойственные образу Гипербореи у греков, – это характеристики географического «севера» того же времени. Абзу – «подземный мировой океан пресных вод» шумерской мифологии – это должно быть также мифологизированный образ Каспийского моря. Греки «вынесли» этот океан на земную поверхность, представляя его как некое «другое море – Океан» по ту сторону гор. Абгали шумерской мифологии, обитающие в Абзу, и Абарис, персонифицирующий гиперборейцев в греческом мифе, являют собой родственные имена. Абгали научили шумеров строить города и одарили другими искусствами, абарисы (гиперборейцы) научили греков всем искусствам и наукам, т.е. налицо одна и та же функция. Второе название океана Абзу – Энгурра, т.е. үңгір (пещера). В греческой мифологии титан Крон, потерпев поражение от своего сына Зевса, заснул вечным сном. Гиперборейцы, считающиеся потомками титанов, унесли почитаемого ими Крона в Гиперборею, поместив его тело в глубокую пещеру из златовидного камня. В том месте, где успокоился Крон, было создано святилище. Его жрецы не только поклонялись здесь богам, но и изучали разные науки. Глубокая пещера (каз. үңгір), в которой спит вечным сном Крон, и подземная пещера Энгурра являются пространственными образами одного происхождения и одинакового характера. Слово Абзу (Апсу) соответствует знаку Абас (Абақ), о котором мы уже говорили, и его названию. С этим словом связаны интересные факты. Во-первых, слово абзу соответствует казахскому слову абыз (жрец, волхв, колдун, шаман, мудрец, прорицатель). Само слово абыз образовано путем присоединения множественного окончания ыз к слову аб в значении «первоначальное, древнее поколение, потомство» или в производном значении «жрец»,т.е. слово абыз подразумевает не одного жреца, а множество, коллектив жрецов. В этот ряд можно включить индоиранское слово кави (кавай, жрец, певец), этрусское капен(кепен, жрец), древнеримское авгур (разновидность жреца), сохранившееся в русском языке слово капище, а также слово қапы (ворота, дверь) тюркских языков. Все эти слова восходят к праформе (к)аб. От этого же корня происходят слова абгаль, абарис. Согласно греческим представлениям, основная «специальность» гиперборейцев – жречество, шумерские абгали также являются жрецами. Сходство этих слов невозможно не заметить. При этом слова древних языков соответствуют казахскому понятию и по смыслу. Во-вторых, слово Абзу напоминает реальный топоним – название полуострова Апшерон: Абзу > Апшерон. Возможно, первоначально Апшерон назывался Апас-оронг > Апса-орон > Апшерон. Значение слова орын (место) в казахском языке известно, в таком случае название полуострова, возможно, означает «место Абзу». Особенность Апшеронского полуострова, выдвинутого в Каспийское море, – выход на поверхность постоянно горящих источников природного газа. Это природное явление, удивляющее даже современного человека, производило неизгладимое впечатление на сознание древнего неолитического человека. Самовозгорающийся и неугасимый, вечный огонь, вырывающийся из-под земли! Великое чудо. Вероятно этот фактор повлиял на особенный путь развития гиперборейского жречества. А «полая (қуыс) страна» Кобустан (Кобыстан, Гобустан)[3] в преддверии полуострова? Многочисленные природные и искусственные пещеры, хранящие следы разных периодов истории человечества с палеолита, высеченные на камнях рисунки, возможно, оказали прямое влияние на появление понятий абақ, үңгір, абзу. Среди петроглифов Кобустана есть изображения лодки с сидящими в ней людьми. Этот рисунок был показан когда-то в ТВ-передаче Юрия Сенкевича «Клуб кинопутешествий». Прославленный путешественник Тур Хейердал побывал здесь, стремясь связать эти «ладьи» с ассами-скандинавами. Это и есть «ковчег» пророка Ноя. *** Возможно тюлени Каспийского моря повлияли на формирование представлений древних гиперборейцев о «морских людях» (Оаннес, Кулулу). В этнографических материалах мангышлакских туркмен (Джикиев) упоминается вера в то, что тюлени некогда были людьми. Кто поручится, что у древних гиперборейцев не было представлений, пусть и отличающихся от туркменских, о человеке-тюлене? *** Если обратиться к проблеме «человек и вода» в традиции тюркских народов, то заслуживают внимания итоги анализа слов балық (тюрк. рыба, город) и Балкан. Мы специально рассматриваем эту проблему в последующей главе «Балық – Балх», поэтому здесь ограничимся напоминанием о том, что у тюрков также существует представление о «стране людей в море или на дне моря». В тюркской, казахской мифологии есть понятие үббе (ювха). Оно зафиксировано у хорезмских узбеков и туркменов, каракалпаков, казахов Сырдарьинского ареала, казанских татар. Ювхи – это девушки-змеи, известны и ювхи мужского рода. Они живут на дне моря (водоема, реки), под водой у них есть свои города[4]. По верованиям казахов, время в подводном городе отличается от земного. Вероятно, первоначальная форма слова үббе или ювха – унг-абақ: унг-абақ > уй-абых > уйбха > ювха, үббе. Иначе говоря, в основе слова присутствуют праформы Нг (Энки, Ной/Нух) и Абақ (Абзу). Это позволяет предположить, что в основе представлений об уббе лежат те же апшерон-гиперборейские представления, что дали начало древнему шумерскому мифу об Энки и обитателях Абзу (абгаль – получеловек-полурыба). Представления об уббе могли сохраниться в течение 4-5 тысячелетий, возникнув в ареале Арала и Междуречья во времена древних дельта-гиперборейцев (кельтеминаров). *** Закономерно возникает вопрос: если неолитическая культура Гипербореи (Атлантида) существовала в этом ареале, почему ее следы не были обнаружены ни на земле, ни на морском дне? На этот вопрос мы можем ответить следующим образом. Во-первых, не стоит искать Атлантиду, как ее изображал Платон. Когда Платон описывал мифическую Атлантиду, на него оказали влияние достижения классической греческой цивилизации (градостроение и архитектура, мореплавание, наука и искусство), т.е. уровень культурной традиции, в которой он сформировался. Поэтому, воображая Атлантиду, мы воображаем эллинские города с мраморными храмами, колоннады, голоногих аристократов в ниспадающих гиматионах. Мы же говорим о простой неолитической оседлой «Атлантиде». В условиях Кура-Апшеронского ареала, ушедшего под море, главным строительным материалом при строительстве городов был не камень, а гончарная глина. Строительный камень не так легко найти в равнинном ландшафте низины, в то время как глины всегда достаточно. Поэтому поселения хазарских атлантов строились из сырцовых кирпичей или непосредственно из глины. Глина по своей прочности далеко уступает камню, глиняные строения, оставшись после «потопа» под водой, в течение нескольких веков размякли, были размыты и исчезли. Поэтому нелегко будет обнаружить следы древних археологических стоянок под морем, в его осадочных слоях. Наша Атлантида – это Атлантида, построенная из глины. Во-вторых, современная морская акватория этого ареала с конца ХІХ века привлекла внимание геологов, морское дно было тысячи раз пробурено, однако геодезисты, геологи и бурильщики, не имея никакого представления о «хазарской Атлантиде», никогда и не пытались обнаружить ее следы. Если этот наш труд увидит свет, и ознакомившиеся с ним азербайджанские энтузиасты займутся этой проблемой систематически, то возможно обнаружатся новые факты и доводы в пользу нашей гипотезы. *** Если в ареале Апшерона-Куры действительно существовала неолитическая оседлая культура, то сомнительно, чтобы она исчезла в результате однократной природной катастрофы. Эта цивилизация, как и другие оседлые культуры того времени, деградировала постепенно, пока не угасла. Тем не менее, можно предположить, что неустойчивый уровень моря помог уничтожить ее последние следы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий