воскресенье, 6 мая 2012 г.
Гиперборея: ІІІ раздел Серикбол Кондыбай Шумер и уральцы Часть 4
Гиперборея: ІІІ раздел Серикбол Кондыбай Шумер и уральцы Часть 4
Так же был образован и самодийский миф о Нга и Нуме. Нга плавает в мировых водах, из воды или со дна (нг – «середина», «дно», «глубь») достает точку-кроху-кусочек, зародыш земли (нг – «зародыш», «точка») и создает землю, вселенную (нг – «земля», «вселенная», «пространство»). Нга создает человечество (нг – «зародыш, ребенок, потомок, человек»). Это также пример «создания сюжета мифа» путем сопряжения различных слов и значений, полученных из одного знака.
Шумеро-самодийское сходство – это не случайность, а закономерность. Здесь ни шумерская, ни самодийская сторона не имеют приоритета. Они лишь очень давно унесли с собой в разных направлениях и сохранили слово-понятие, принадлежащее гиперборейскому началу. Если шумерского Энки мы знаем лишь через древние шумеро-аккадские тексты, то самодийское мифическое слово сохраняло свою суть в живой традиции с 6-5 тыс. до н.э. вплоть до ХҮІ-ХІХ вв. н.э.
Пророк Ной-Нух
Нга и Энки – это не единственный пример параллельных имен. Имена, образованные на основе слова нг – «точки в середине круга» – сохранились и в других мифологических традициях. Выявив и связав между собой такие имена, мы получим еще один аргумент в пользу нашей гипотезы о гиперборейском начале и миграции.
Например, Нух-Ной, Нишке, Нукуз, Эней.
Салып өттім, білмеймін неге сүрең,
Болашақтың болмашы елесімен,
Бастау алған Нұхының кемесінен,
Адам деген байғұспын аласұрған,
Арман менен амалдап таң асырған.
Сабыр Адай[i]
Имя пророка Нуха в мусульманском предании является примером имени, восходящего к точке-нүкте. Имя Нухы, Нух (nuh) восходит к праформе нг (нг > нһ > нуһ > нух).
Мусульманское Нух, как и христианское Ной, происходит из иудаизма. Еврейское слово noah сопоставляется с корнем глагола NHM и объясняется как «покой, успокоение», однако первоначальное происхождение этого еврейского слова и смысла следует искать не в иудаизме, а в гиперборейской традиции. Евреи (семиты вообще) освоили это слово в 3-2 тыс. до н.э. в период контактов семитоязычных племен с гиперборейскими племенами кура-аракской культуры.
Нух (Ной) – персонаж, пророк трех религий (иудаизм, христианство, ислам), связываемый в комплексе легенд с потопом, спасением человечества от всемирного потопа. Мы не будем пересказывать широкоизвестную легенду о нем, а лишь остановимся на его имени.
Если слово нух происходит от слова нг – нүкте, то сам миф и значимые показатели в мифе должны быть связаны со знаком абак. Нух, Энки и самодийский Нга – фактически параллельные образы: если Энки и Нга связаны с водой и создают людей, то и образ Нуха в определенной мере связан с первичными мировыми водами (всемирный потоп). Иудаистский миф снизил его первоначальный статус, заимствованный из чуждой гиперборейской традиции, «превратив» в человека, но все-таки не «рядового» человека, а «спасителя человечества». Эта функция позволяет считать и Нуха «творцом человечества». Соответственно, образы Нуха, Энки и Нга оказываются схожи не только именами, но и мифологическими свойствами.
Утка и знак абак
Утка или водоплавающая, ныряющая в воду птица – один из самых примечательных образов, восходящих к древнейшим вариантам «чтения» знака абак. Среди мифологических традиций этот образ лучше всего сохранили архаические мифологии северных народов. Например, в угорском (ханты-мансийском) мифе Куль-отыр в облике утки (гагары) достает зародыш земли со дна первородного океана, а Нуми-торум делает землю устойчивой, создает животных и людей, обучает человека рыболовству, охоте и изготовлению одежды[28]. В другом варианте земля образуется из ила, который лули-гагара, трижды нырнув под воду, достала со дна клювом, еще в одном варианте Корс-торум (а не Нуми-торум) посылает Куль-отыра в облике гагары за землей[29].
В тунгусской (эвенки, эвен-ламуты, негидаль, нанайцы и др.) мифологии говорится, что в начале была лишь вода и два брата. Младший из братьев достает со дна комочек земли (вариант – землю приносит птица) и, положив его на воду, засыпает на нем. Старший брат пытается тянуть землю к себе, в результате земля растягивается. Два брата создают из глины образы людей и животных[30].
Среди тюрков этот мифический мотив присутствует лишь у тюрков Саяно-Алтая. Здесь две утки плавают по воде, одна из них достает со дна кусочек ила и создает землю. Эти утки – Ульгень и Эрлик[31]. Творцы вселенной в самодийской мифологии Нго и Нум также имеют облик утки. Варианты таких мифов различаются, иногда противоречат друг другу у названных народов, отдельных диалектов, родов и племен, однако можно восстановить простейший мифический сюжет.
Утка, нырнув в воду, достает со дна зародыш земли. На типологическом уровне этот мотив соответствует мотиву «дочь водного пери в облике лебедя прилетает в царский сад, чтобы отведать яблока с золотой яблони», т.к. оба представления восходят к знаку абак, его прочтению.
Если круг в знаке абак – мировые воды, то точка в центре круга – «земля посреди вод» или «земля на дне вод». Это мифологическая модель первоначальной вселенной, а также «большого мира» в конкретной мифологической традиции. Однако это – статическая, т.е. замершая модель. Жрецу необходимо объяснить возникновение пера, поэтому необходимо вывести на сцену простой персонаж, приводящий в действие статическую модель «первичных вод и долженствующего быть на дне вод зародыша земли». Таким персонажем может быть летающая, плавающая, ныряющая птица – утка. Именно такой вариант «чтения» знака был реализован в мифологии самодийцев, кетов, угров, тунгусо-маньчжур и тюрков Саяно-Алтая.
В современном тюркском, казахском мировосприятии, фольклорном наследии невозможно обнаружить такой миф, такой образ утки, т.к. тюркская мифология прошла через несколько ступеней изменений (последняя – мусульманская), а потому утратила первоначальные представления. Но само казахское слово үйрек (утка) является свидетелем существования такого мифологического представления.
В словаре Махмуда Кашгари приводится древний вариант слова үйрек – өрдәк (МК 1-134). Это напоминает нам древний антропоним Өрдек, сохранившийся в казахских родословиях, а также имя божества венгерской мифологии Өрдөк, считающегося тюркским по происхождению.
Первоначальный вариант слова үйрек – унгірек (үңірек): үңрек > үйрек > удрек > үрдек, т.е. вариант өрдәк словаря Махмута Кашгари не древнее казахского үйрек, как можно было бы подумать. Отсюда следует, что праформа нг (унг, уң) – название точки в центре круга – была основой образования слова үйрек.
К праформе нг восходят и казахские слова сүңгу (нырять), сүңгі (наконечник копья, а также повелит. наклонение глагола сүңгу), сүңгуір (ныряющий, подводный), поэтому не должна удивлять способность утки (үңрек – үйрек) нырять (сүңгу). В качестве схожего примера из других языков можно привести русские слова с корнем ныр – нырять, нырок и др.
Нырять, нырнуть, ныряние. Все эти слова по-казахски означают то же, что и казахское сүнгу. Первоначальный вариант корня ныр – нгр (нгыр, ңгыр, нгур); это – прототюркское слово (үңгір, үңрек, с-үңгр). Возможно, слово перешло из прототюркского в славянские языки еще в праславянские времена.
Нырок – русское название птицы, родственной утке. Это слово объясняется через современный русский корень ныр, однако в действительности это слово восходит к прототюркскому үйрек (унгрек > уңрек > нрек > нырок). Литовское название гагары (гагара – разновидность утки, слово также восходит к слову унгрек) – водоплавающей птицы, связанной с актом творения и потусторонним миром – Naras также происходит от корня унгр. Параллель в «утином»вопросе, существующая в балтийских (литовский), славянских (русский) и тюркских языках, указывает на взаимоотношения этих языков в глубокой древности, и приоритет здесь на стороне тюркского языка.
Самодийский Нга, типологически параллельные ему персонажи угорской, саяно-алтайской тюркской, кетской, тунгусо-маньчжурской мифологий достают зародыш земли со дна первичных вод в облике утки (или гагары), поэтому этимологию слова үйрек можно попытаться объяснить через нг-точку. В соответствии с замещением нг > й слово үйрек в прототюркском языке имело форму үңгрек, үңг. Это слово (үңгрек, үңг) схоже с именами Энки, Нга, Нух, Энгурра, т.е. казахское слово үйрек хранит в себе древнюю мифологическую информацию.
***
Слово нг – название точки в центре круга – в качестве некоей точки соединения, границы привело к возникновению новых понятий. Среди таких понятий преобладающими оказались понятия, означающие «низ, глубина». Например, в тюркских языках от этой праформы нг > унг произошли слова үңгі (ствол, дуло ружья), үңгу (копать), үңгір (пещера), шұңқыр (яма), аңғар (речная долина). В словаре Махмута Кашгари значение «спуститься вниз» передано словом ынымды[32], слово ын или ыным означает «низ, вниз». В казахском языке слово ын превратилось в ыл > ылди (нижняя часть. Однако праформу в значении «низ», «нижний мир» развили индоевропейские языки.
В древнеиндийском языке Naraka – «подземное царство», это слово нарака передает значение «дыра», «яма». Первоначальный вариант слова – прототюркский: нгар (үңгір, аңғар) – «та, другая сторона НГ» (НГ-нің ар жағы). В тохарском языке А преисподняя называется наре (nare), это слово также восходит к прототюркской праформе нгар. Таково же происхождение славянского слова нора.
Нижняя сторона, мир обычно связывается с водой, первоначальное индоевропейское общество прототюркское понятие нгар восприняло также в значении «вода» и развило это направление. Можно привести некоторые мифические названия индоевропейской мифологии, восходящие к праформе *Ner-/*Nor-.
Noreia в иллирийском мифе. Neria, Neriena в итальянской сабинской мифологии. Nerthus в древнегерманском языке. В древнегреческой мифологии бог моря Нерей и его дочери нереиды. Бог моря в скандинавской мифологии Njordr (Ньорд). Этот германо-скандинавский Ньорд, как и греческий Нерей, является именем (образом), родственным самодийскому Нго, шумерскому Энки, тюркскому Нукузу, а также семитскому Нуху. К этим образам мы вернемся позже.
Dinnara в хетском мифе. Норка в русской сказке. Все эти образы происходят от значения «нижний, вода», при этом не следует забывать, что в основе всех этих имен находится прототюркское нг-ар (нг-ер, нг-ур).
Самое главное, именно от слова нгар происходит современное тюркское слово жер (земля): унгер > нгер > йер > жер (гер, шер, джер, латинское терра, древнегреческое Гера, германское йерд). Корень зем в русском, балтийских языках, латинское гумус, тюркское құм (песок) восходят к праформе Нгам, т.к. и Нгам, и Нгер – это порождающее лоно, Мать-земля, пещера.
Лодка и знак абак
По христианской традиции ковчег пророка Ноя пристал к горе Арарат, по мусульманской традиции пророк Нух пристал к горе аль-Джуди. Образ Арарата в легенде указывает на место, где она была создана, – Южный Кавказ. По нашей гипотезе, этот ареал – начальная точка миграций гиперборейцев. Легенда о Ное у древних семитов появилась, в первую очередь, в результате перелицовки кавказских легенд, шумерский вариант о потопе прямого отношения к семитскому не имеет. Казахские слова ұя (гнездо, нечто полое, например, ұй – дом, улей), ұйқы (сон), ұйық (то, что собирает, концентрирует вокруг себя что-то), ұйытқы (закваска), үйік (нагромождение, куча) также происходят от вариантов праформы нг (унг): ұя > ұңғ (яма, полость), ұйқы – ұйық > ұңғық, үйік > үңгік. Эти слова имеют отношение к потустороннему миру (сон – сновидение – мир иной), могиле (курган, үйік), лодке и ковчегу (ұя). Слово ұя (ұңғ) может быть связано и со словом Нух, и с Ноевым ковчегом (ұя – ұңғ – қайық (лодка)), и с «уткой» Нга (ұя – ұңғ, үйрек – үңгрек). Как видите, используемые в повседневной жизни слова имеют древние, забытые значения.
Главный атрибут Нуха (Ноя) – его «ковчег» или «лодка». В Библии, чтобы передать это значение «ковчег», используется то же слово, что и для называния обмазанной смолой корзины, в которой младенец Моисей был отпущен плыть по Нилу. Таким образом, изображение ковчега на плоскости представляет обычный знак абак. Если ковчег – эллипс (круг), то точка в центре круга – сам Ной и олицетворяемый им «зародыш» > «будущее человечество».
Ю. Шилов показал, что внешний вид древних курганов в причерноморских степях, план расположения и форма могилы, тела и инвентаря иногда напоминает лодку, ладью (образ ладьи, в которой душа умершего попадает на тот свет), т.е. округлая форма кургана – круг знака абак – «мировые воды, потусторонние воды», могила под курганом (вместе с мертвецом) – точка в центре круга – «Ноев ковчег». Символика «спасения Ноем человечества от всемирного потопа», «переправы лодочником душ умерших в потусторонний мир» и «нырка Нга в глубь первичных вод за зародышем земли» одинакова (имитация потустороннего океана). «Лодочник из Каменной Могилы близкий родственник библейскому Ною»[33].
Ю. Шилов указывает, что слова индоевропейских языков навь, наус, наве, нэюс со значением «покойник», «смерть» , «потусторонний мир» происходят от древнего слова нау-с (лодка): «Возникнув около середины 4 тыс. до н.э. вместе с первыми «пирамидами степей», символика могилы-ладьи просуществовала до конца курганного обряда, до утверждения христианства. Эта символика породила сходство древнерусского «навь» и древнегерманского «наус», что в обоих случаях означает «покойник», латинского «наве» и греческого «нэюс», что значит «смерть» и «потусторонний мир», но во всех случаях эти слова происходят от очень древнего нау-с, «ладья»[34]. Казахское слово науа (блюдо, лодка) относится к этому ряду.
Но это половинчатая, незавершенная этимология, слово наус (лодка) также восходит к слову нг знака абак, т.к. если круг – это вода, то точка нг в круге-воде является лодкой, точно так же если круг – могила, потусторонний мир, то точка в центре круга – мертвец.
Попробуем теперь рассмотреть этимологию казахского слова қайық (лодка). В языке орхоно-енисейских тюрков звук й произносился как д[35] (қайық > қадық)[36]. А в прототюркском языке? Первоначальный прототюркский вариант произнесения слова й – нг, т.е. слово қайық в прототюркском языке имело форму қаңғық, қаңғ. Некоторые из таких примеров представлены в таблице.прототюркский 1 тюркский (протоказахи) 2 тюркский (небесные тюрки)
Қаңғын
Аңғақ
Үңг
Ұңғқы
Ұңғық
Құңғық
Қаңғық
Үңгрек
Үңгір
Үңг
Сүңг
Күңг Қайын
Айақ
Үй
Ұйқы
Ұйық
Құйық
Қайық
Үйрек
Үйір (ойыр, ойық)
Үй (ой)
Сүй (сұй > сұйық, су)
Күй (құй) Қадын
Адақ
Үд
Ұдқы
Ұдық
Құдық
Қадық
Үдрек
Үдір
Үд
Сүд (сүт)
Күд (құт)
В другом месте мы показали мифологическое значение слова қаңғ[37]. Мы можем утверждать, что символика ковчега Ноя (ковчег – қайық – қаңғ) и Отукена, Ергенекона, Кангхи параллельна. И в заключение отметим, что тюркское слово қайық, қаңғ восходит к точке нг.
Слово қайғы (горе) в имени Асан қайғы является результатом изменений: қаңғұқ > қайық > қайғы. Кажется более уместным толковать слово қайғы здесь не в смысле обычной лодки, а в значении қаңғ – пространство, т.к. Асан кайгы, как и Франграсйан «Авесты», Афрасиаб «Шахнаме», Асянь-шад из китайских источников, является образом, связанный с представлением о Кангха – Кангюй. Значение «лодка» слова қаңғ > қайық сохранилось в тюркских языках в слове шан, шанақ. Шанақ – «деревянная посуда, чаша, тостаған»[38], шире – выдолбленный из дерева полый предмет (например, корпус домбры, кобыза, барабана). М. Кашгари объясняет слова қазық, қадзық как «выдолбленный из дерева предмет, посуда» (МК 1-440).
Нишке
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий