воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 4

Гиперборея; Х раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы Часть 4 Если попробовать соединить историю, миф и слово... Одна из групп гиперборейцев (І-прототюрки), в какой-то отрезок 6-5 тыс. до н.э. мигрировавшая с территории Азербайджана через Каспийское (Хазарское) море на туркменский берег и вышедшая к горе Балхан, назвала свою новую родину Балық или Балхан. Другая группа гиперборейцев (ІІ-прототюрки), в один из периодов 4-3 тыс. до н.э., двигаясь из Ирана, перевалила через Копетдаг и создала в Южном Турменистане бронзовую культуру Анау, Намазгытепе, Алтынтепе, Гуюксора, известную в науке как «анауская культура», построила городскую цивилизацию необожженного кирпича. Именно в этот период слово балық начинает обретать значение «город». Представители этой группы прототюрков на рубеже 3-2 тысячелетий до н.э. создали еще одну цивилизацию Балыка в современном Жидели-Байсын (области Термеза в Узбекистане, Балха, Мазари-Шариф в Афганистане). Название поселения Балх современного Везирабада, в арийское время называвшегося Бактра сохранилось с «той эпохи Балық». Прототюрки в течение 4-2 тыс. до н.э. передвигались через Среднюю Азию в казахские степи и далее, в направлении Алтая и Саян. Существовавшая от Туркмении до Саян языковая целостность была нарушена переселением с Волги восточной группы индоевропейцев (индоиранцев), начавшимся на рубеже 3-2 тысячелетий до н.э. и принявшим массовый характер во 2 тыс. до н.э. Во 2-1 тыс. до н.э. Средняя Азия подверглась полной, а казахская степь – частичной иранизации. Возвращение тюрков началось в середине 1 тыс. до н.э. и было реализовано в первые века нашей эры хуннами, затем небесными тюрками, огузами, карлуками. Современных туркменов и жидели-байсынских узбеков можно считать потомками прототюрков, вернувшихся на свои земли через две тысячи лет. Такова историческая сторона вопроса, а где находится первоначальный Балық (Балқан)? Это – очаг южнокавказской гиперборейской неолитической культуры создателей овальных глиняных домов на азербайджанском побережье Каспия в ареале Куры и Апшерона. Гиперборейцы, жившие на морском побережье среди болот и топей, строили свои поселения из глины, связали свою жизнь с Каспийским морем. Изменения уровня моря создали условия для формирования первых мифов о потопе, само море, природные источники нефти и газа на Апшеронском полуострове, каспийские тюлени и др. местные реалии подтолкнули к созданию мифологических мотивов «морских людей», «сотворенных из глины людей», позднее обретших место в мифологии почти всех народов. Некогда в древнейшие времена уровень моря поднялся, еще раз вызвав «наводнение, потоп». Когда глинобитные города гиперборейцев начали уходить под воды Каспийского моря, их жители устремились в разные стороны. Одна их группа по морю достигла противоположного берега, осев у горы Балхан (Оқ-Балқан) в современном Туркменистане. На новой родине потомки гиперборейцев забыли часть достижений первоначальной гиперборейской культуры, а некоторые из прежних умений развили в соответствии с новыми природно-хозяйственными условиями. В то время Амударьи не впадала в Аральское море, ее воды через Узбой попадали в Каспий. В пространстве между Балханом и Саркамысом раскинулась веерообразная дельта реки, многочисленные протоки, поросшая камышом пойма создали своеобразный ландшафт, богатый рыбой, водоплавающей птицей и зверем. В таких условиях данная группа прототюрков забыла освоенные на прежней родине земледелие и городскую культуру, вернулась к охоте и рыболовству. Эту культуру называют кельтеминарской, в территориальном плане она охватывает Северо-Западную Туркмению, Каракалпакию, Устюрт, Мангистау и Жылой. Первая волна прототюрков через Узбой вышла на берега Арала, по Амударье и Сырдарье распространилась по казахской земле. Изменился быт и характер, остались лишь смутно припоминаемые фрагменты легенд о некогда существовавшем и ушедшем под воду городе Балық, горе Балкан. Потомки гиперборейцев, весной и осенью глядя на стаи летящих над степью и приземляющихся на воду птиц и как бы отвечая на гогот гусей и уток, пронзительные крики цапель, произносили про себя: «Эй, птицы небесные, мы знаем, вы летите на Балкантау, эту гору видели и мы»[v]. Протошумеры – это еще одна волна гиперборейцев. Шумерские тексты сохранили фрагменты мифа о «человеке-рыбе». Сопрягая эти мифы с казахскими словами Балық, Балқантау, мы получаем возможность прояснить некоторые непонятные моменты мифов. По шумерскому мифу, под землей находится «мировой» океан пресных вод, который называется Энгурра (соответствует каз. үңгір – пещера) или Абзу (соответствует казахскому слову абақ). Владыкой этого океана является бог Энки или Эйя (соответствует каз. ие – хозяин, владелец). У Энки есть семь помощников, по-шумерски называемых абгаль, а по-аккадски – апкаллу. В греческом мифе им соответствуют абарис, абарид (другое название гиперборейцев), в казахском (шире, тюркском) языке абақ, абат, абас, албасты, алып (великан). Позднеантичные тексты (труд жившего в Вавилоне греческого историка Бероса, ІҮ-ІІІ вв. до н.э.) содержат фрагмент мифа об одном из абгалей по имени Оаннес (реконструируемое нами оригинальное имя Абан). Оаннес в шумеро-аккадской мифологии считается первочеловеком в облике полурыбы-получеловека. В начале люди жили в дикости, подобно зверям, до тех пор, пока полурыба-получеловек по имени Оаннес не вышел из моря и не научил жителей Вавилонии (до того – шумеров) письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т.д., т.е. основам человеческой цивилизации. Типологически Оаннес – цивилизатор, одаривший человечество первыми достижениями культуры. В шумеро-аккадской мифологии есть еще один похожий образ. Это Кулулу – спутник бога подземного мирового океана Энки (Эйя). Он изображается в виде рыбы-человека, т.е. верхняя половина тела человеческая, а нижняя – рыбья. В новоассирийской глиптике и рельефах в рыбоподобной одежде изображены жрецы – заклинатели культа этого бога. Сочетание в мифах об Оаннесе и абгалях мотивов «человек-рыба», «появление из моря», «обучение строительству городов» полностью соответствует тюркскому слова балық (город, водное животное, глина, вода). Исходя из этого, можно с уверенностью предположить, что и у прототюрков существовал миф о человеке-рыбе, вышедшем из моря и научившем людей строить города. Подземные великаны, помогающие батыру, в казахской сказке «Ер-Тостик» и «Дотан-батыр» – это еще один отголосок древнего мифа. Шумерский миф сохранился и дошел до нашего времени благодаря древней письменной традиции, а точно такой же прототюркский миф был забыт, угас во тьме тысячелетий. Осталось лишь слово балық, хранящий свою тайну топоним Балқан и повторяемое подобно затверженному заклинанию, смысл которого забыт, выражение Барар жерің Балқантау, ол да біздің көрген тау. Для древних тюрков – потомков прототюрков – горы Балкан превратились подобно германскому Туле, кельтскому Аваллону, буддийской Шамбале в ирреальное, мифическое пространство с меняющимися координатами, в образ волшебной страны, рая. Горы Балкан в Туркмении, в разных уголках Башкирии, в Сары-Арке являют собой «координаты», конкретизированные фольклором и мифом древнетюркских обществ (кочевых этносов), сохранивших память об этой стране. Каждое имя и название, сохраненное казахским фольклором и кажущееся простеньким на первый взгляд, является «узелком на память», связанным с древними мифологическими знаниями. Научившись развязывать эти узелки, можно поднять знания о казахской мифологии на совершенно новый, неожиданный с прежних позиций уровень. Балық и Балқантау – это лишь один из таких узелков, лишь один из многих примеров в нашем наследии. Тому, кто научится «развязывать узелки» нашей мифологии, необходим будет заинтересованный читатель, нацеленный понять исследователя. И лишь тогда наше наследие будет актуализировано, возродиться к жизни в сознании казахов. *** Слово балқан образовано путем соединения двух слов – бал и қан. Теперь уже невозможно точно сказать, какова была первоначальная форма первого из компонентов: краткое бал или более полное балық. Возможны оба варианта. После соединения слов балық и қаңғ один из двух қ обязательно исчезает (балық-қаңғ > балықаңғ > балқан). О значении слова бал > балық мы уже говорили. Кроме того, это слово бал может являться еще и фонетическим вариантом слова бұл (бұ, бұны – это, этот, этого): бал-қаң – «этот мир, это пространство, бытие», т.е. «реальность, средний мир, мир людей». Это можно видеть на пример вариантов этнонима балқар – бұлқар (балгар – булгар), здесь этнонимы балқар (малқар), бұлғар (былғар) сформировались в результате присоединения этнонимообразующего форманта ар к слову балық, бұлық (балық-ар > балқар, бұлық-ар > бұлқар). В первую очередь, Балкантау – это название мифического пространства. Это можно понять и из этимологии слов балық, қаңғ, и из значения и характера фрагментов фольклорных текстов, связанных с этим названием. В башкирском реликтовом эпосе «Заятулек – Хыухылу» есть поэтические строки о Балкантау. По легенде, Заятулек и Хыухылу похоронены на горе Балкан. Главный герой эпоса Заятулек просит у водного царя гору Балкан, сначала джинны и пери поднимают из водной глубины копию Балкантау или иллюзию горы. Для нас в данном случае не интересна событийная канва эпоса, важен сам эпический мотив «поднятой из глубины вод горы». В эпосе есть понятия истинной Балкантау и ложной Балкантау, однако фактически оба эти варианта являются одним и тем же объектом.. Первоначальный мифический мотив башкирского эпоса – поднятая из-под воды гора Балкан. Таким образом, гора Балкан в мифе обладает двумя основными свойствами. Во-первых, это гора и вместе с тем подводный мир. Во-вторых, это место изобилия. На горе Балкан во множестве водятся волки, медведи, лисы, змеи, виды птиц, на которых можно охотится, растет густой лес. Конечно, это изобилие в формулировке охотника, если бы образ формировался земледельцем или другим представителем оседлой цивилизации, то и «ассортимент» получился бы другим. Главное, отождествление Балкантау с изобилием, богатством, процветанием. В этом аспекте Балкантау башкирского эпоса можно, как нам кажется, отождествить с горой Қарақан в эпосе «Алпамыс». Қарақан тау басында бар ұясы... Қарақан таудың түлкісі... Қарақан тауда қамалым... Қарақан тауда қан шием... Қарақан тауда бабамыз...[13] На вершине горы Қарақан есть гнездо... Лисица горы Қарақан... Замок мой на горе Қарақан... Моя кроваво-красная вишня на горе Қарақан... Наш предок на горе Қарақан... В этих строках эпоса описывается некая гора Қарақан (мифо-эпическое пространство), на которой водятся звери (лисица) и птицы (гнездо), зреют плоды (вишня), стоит обиталище (замок), есть почитаемые предки (баба), т.е. на ней сосредоточено все, что нужно человеку. Балканы и Қарақан – это две горы, символика которых одинакова, к тому же их названия образованы на основе одного мифологического понятия (қаңғ, Қара-қаңғ > Қарақан)[14]. В казахском варианте эпоса «Алпамыс» это чудесное, загадочное понятие сохранилось лишь как название, однако слово несет в себе древнейшую информацию, забытую современным казахским сознанием. «Замок на горе Қарақан» – это также не просто красивое словосочетание, а сохранившийся в памяти потомков знак, в котором сплавлена историческая истина и мифологическое представление древних времен. Гора Қарақан – это еще одно эпическое название исторической Бактрии, фольклорного Жидели-Байсын. Балкантау – это название некоего позитивного пространства, хорошего мира. Достичь его, увидеть его – мечта человека. Балкантау – связанный с водой, водным дном мир, в мифологии его можно считать подводным миром. Балкан – первоначальное пространство, начало, двойственное по своей сути (не твердое, но и не жидкое, а нечто среднее – кашеобразное месиво). Балкан – страна предков под водой. Балкан – средний, т.е. «этот» мир. Бұлың (древнетюркское «угол, сторона»), бұлақ (родник, источник). Балқан – город-пространство. Фактически, Балкан – это : а) прототюркский аналог Энгурры и Абзу, т.е. Балкан – это подземный мировой океан пресных вод и подземная гора, первоначальное пространство, в котором сотворен мир (глина, зародыш земли) и человек (балшық – глина, бала – ребенок); б) аналог Гипербореи в греческом мифе; в) сохранившийся в тюркском бессознательном образ ареала Апшерона-Куры, т.е. изначальной реальной Гипербореи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий