воскресенье, 6 мая 2012 г.
ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 6
ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 6
Хиониты-эфталиты, т.е. династия «семь аланов» также появилась в Приаралье, поэтому происхождение и мифо-генеалогические комплексы двух народов, несмотря на разделяющие их четыреста лет, связаны с одинаковой средой.
В контексте такой исторической реконструкции можно говорить о сходстве названия эфталан > эфтал > етал (жеті ал) с компонентом Жиделі в топониме Жиделі-Байсын в эпосе «Алпамыс». Налицо цепочка изменения слова: жиделі > иделі > етел > етал > эфтал.
Во-первых, соответствие жиделі – эфтал подтверждается географически. Территория эпической страны Жидели-Байсын охватывает район Сурхан-Балх на современной афгано-узбекской границе. Столица исторического государства эфталитов находилась в городе Балх (Балық), т.е. на территории Жидели-Байсын.
Во-вторых, вполне возможно, что один из древних пластов эпоса «Алпамыс», относящийся к реальному Жидели-Байсын ҮІ-ХҮІ веков, сохранился в этом регионе. Этот регион был местом обитания кочевников, однако располагался по соседству с территориями оседлости и городами, поэтому местные исторические предания сохранялись дольше, чем в пространстве открытой степи. К тому же местный оседлый субстрат не исчезал, сохранялся, несмотря на многочисленные волны завоевателей. Поэтому фрагменты сформировавшейся в ҮІ-ҮІІ веках легенды о стране эфталитов Йедели или Йедели-Байсун сохранились в последующие века, невзирая на смену религии и изменение этнического облика. Они вступили в реакцию с фольклором пришедших сюда в ХІІІ-ХІҮ веках «монголоязычных» коныратов, в результате чего в ХҮІ-ХҮІІ веках сформировался новый вариант эпоса «Алпамыс», принадлежащий «жидели-байсынским коныратам». Часть этих коныратов в ХҮІ-ХҮІІ веках присоединилась к «ногайским» (узбеко-казахо-каракалпакским) коныратам, одна из групп которых в ХҮІІ-ХҮІІІ веках вошла в казахский Средний жуз, в результате эпос «Алпамыс» был включен в сокровищницу казахского эпического фонда. В таком контексте вполне возможно говорить о преемственности названия эфтал ҮІ века и современного казахского Жиделі.
Косвенный вывод, следующий отсюда, – один из пластов имен и сюжетов казахского эпоса «Алпамыс» относится к эпохе эфталитов Ү-ҮІ веков. Высказывая это предположение, мы попытались показать сходство некоторых имен и событий казахского эпоса «Алпамыс» с именами и историческими событиями, вероятными понятиями эпохи эфталитов.
Эпос «Алпамыс»
Исторические эфталиты
Эпическая земля Жидели-Байсын – родина батыра Алпамыса «родом из племени конырат».
Реальная земля Жидели-Байсын – столица эфталитов в период расцвета их государственности.
Кейкуат – имя ханского пастуха в «стране калмыков», где Алпамыс семь лет находился в плену. Кейкуат помог Алпамысу высвободиться из зиндана, за что батыр сделал его царем этой страны.
Кейкуат (Кей-Кубад)– шах персидской династии сасанидов, соседствовавших с эфталитами. Годы жизни 488-531. Лишившись трона в своей стране, он нашел убежище у эфталитов. Царь эфталитов женил его на своей дочери и дал ему войско. Благодаря помощи эфталитов, Кей-Кубад в 496 году вернул себе персидский трон.
Конырат – название рода, из которого происходит эпический Алпамыс. Древнее мифо-эпическое происхождение Алпамыса не имеет отношения к конкретным этническим коныратам, однако этот древний образ в ХІҮ-ХҮІІ веках превратился в эпический персонаж именно в среде «жидели-байсынских локай-коныратов», «обретя» вследствие этого коныратское происхождение. Возможны и другие причины[27].
Кунх – имя царя эфталитов. Вероятно, правильный вариант произношения имени Қоңғ. Исходя из существования имени Кунх и традиции называть эфталитов хуннами, хуна, хун, можно предположить, что у эфталитов существовало представление о қоңғ > қаңғ. «Превращение» Алпамыса в конырата может быть связано со сходством значений и слов қоңғ > қоңырат.
В легенде о Ергенеконе, пусть и не упоминаемой у эпических коныратах, но связанной с коныратами вообще, есть имя Қиян.
Эфталитов также называли хион, хийаона. Это название встречается в «Авесте», что говорит о существовании уже в то время эпических сюжетов о хионитах.
Имя жены Алпамыса – Гуль-Баршин – на уровне топонимической легенды связано с Сырдарьей, Кзыл-Ординским регионом. С этим эпическим женским образом связывается исторический город Баршынкент, существовавший в этих местах. К тому же и огузский эпос «Бамси-Байрак и Бану-Шешек» (из эпического цикла «Книга моего деда Коркута. – Пер.) сформировался в районе Сырдарьи на основе древнего эпоса об Алпамысе.
Мы уже приводили мнения исследователей о том, что прародиной эфталитов является Приаралье, нижнее течение Сыра и Амударьи. Таким образом, и этот регион связан с историей эфталитов. Если поездку Алпамыса за своей невестой Баршин рассматривать как исторический маршрут, то путь его пролегал от Жидели-Байсына до Кзыл-Орды.
Жеті пір (жеті кәміл пір) – «Семь святых покровителей» помогают эпическому Алпамысу в трудную минуту. Происхождение этого образа связано с мусульманским представлением абдал.
Заставляет задуматься сходства слова абдал (семь покровителей) с этнонимом эфталит, первоначальная форма которого может быть абд-ал или жеті-ал.
Без сомнения, в эпосе «Алпамыс» можно обнаружить и другие отсылки к эпохе эфталитов, но для этого следует проанализировать все казахские, узбекские и другие варианты эпоса. К сожалению, в нашем распоряжении таких текстов нет, а потому мы вынуждены ограничиться сказанным.
Другие проблемы, связанные с названием Жидели
Во-первых, это связь термина с понятием собака. Этноним эфталит, прославившийся в Ү-ҮІ веках, мог сохраниться в последующие века среди тюркских народов в форме италы. В таком случае фольклорная традиция восточных тюрков могла дать новое этимологическое объяснение «легендарной стране италы» в соответствии с новым озвучиванием. Иначе говоря, исторический этноним, первоначально связанный с числительным семь, теперь превратился в связанное с образом собаки (ит) название сказочно-легендарной страны. Так, «образ страны» изменился до неузнаваемости.
И название Жиделі, и название эфталит могут быть «прочитаны» как ит елі – «страна собаки». В тюркском фольклоре существует сказочно-легендарная страна с названием ит елі, в тюркской среде встречается и этноним ителі. На нынешнем этапе исследований ждать значительных открытий от этого сходства не приходится, однако мы специально остановились на нем ввиду его эвристического потенциала. Представление о стране италы, итаалы, «мужчины которой имеют песьи головы, а женщины – человеческий облик и удивительно красивы», сохранившееся в эпико-легендарной традиции тюркских народов (в основном, у восточных тюрков – кыргызов, саяно-алтайцев, а также у монголоязычных народов), связано с эфталитами. Если считать «песьеглавость» легендарной страны характеристикой, которую восточные тюрки дали в своих легендах западным тюркским народам, традиционно приверженным «культу собаки», то можно предположить, что сначала восточные тюрки связали название страны йеті-ал не с числительным жеті-йеті, а со словом ит (собака) в соответствии с распространившимся культом собаки. Если так, то легендарная страна италы вполне может означать исторических иделі-байсынских эфталитов. Эфталиты говорили на тюркском языке, однако пришедшие сюда с востока в 560-ые годы небесные тюрки отличались от них не только расовым обликом, но и в плане языка, обычаев и ритуалов, религии. Эти отличия в верованиях двух изначально родственных обществ объясняются тем, что в течение тысячелетий восточные тюрки смешивались с монгольскими, тунгусскими, тибетскими народами, в то время как среднеазиатские тюрки сохранили европеоидный облик, являлись «арийскими тюрками», смешивавшимися с иранскими народами и имевшими в языке значительный индоевропейский (иранский) субстрат. Трансформация итаалы > иделі > жиделі и италы > йеталы > эфтал является вполне вероятной и логичной. Культ собаки был распространен среди индоиранцев, но и тюрки, в том числе среднеазиатские, имели исторические культ собаки и культ змеи.
У казахов есть словосочетание ит арқасы қиян (букв. «степь – собачья спина», о культе собаки у тюрков и подобных устойчивых словосочетаниях см. раздел «Культ собаки / волка» в Книге четвертой «Мифологии предказахов». – Пер.), означающее очень удаленное место. Почему это значение связано с ит арқа – спиной собаки – неизвестно.
Во-вторых, это «проблема равнины Идавель». Мы написали отдельную книгу о сходстве некоторых имен и образов германо-скандинавской мифологии со степной, тюркской мифологией (См. С. Кондыбай «Казахская степь и германские боги». А. СаГа. 2006. – Пер.). Перечень германо-тюркских соответствий можно дополнить сходством название Жидели и названием равнины Идавель, на которой расположена страна богов-асов Асгард: Идавель > Иделі > Жиделі. Возможно, это сходство случайно, однако в контексте тюркской основы понятий Асгард, Вальхалла, нельзя обойти вероятность тюркского происхождения мифического топонима Идавель.
Абдулла – отец Алаша-хана
Почему эфталиты возводили свое происхождение к «семи алам» или «семи аланам» (Эфталу)? Самое простое объяснение состоит в том, что понятие эфтал > «семь ал» являлось прежде всего мифо-генеалогическим. Эфталиты или их правящий род считали себя прямыми потомками «благородного, обладающего особой природой» Эфтала или семи алов. Главный вывод отсюда – существование в среднеазиатской среде мифо-генеалогического культа, специально посвященного этим «семи персонажам». Этот культ был использован новой династией в качестве династийно-родового, а затем и государственного названия.
Было бы уместно рассмотреть здесь связанные с понятием «семь алов» представления другого общества. Мы имеем в виду казахские легенды об Алаша-хане. В обоих известных вариантах генеалогической легенды об Алаше или Алаша-хане присутствует имя, возможно имеющее отношение к «семи алам». Это имя отца Алаша-хана Абдул-Азиз или Абдулла[28].
Слово абд в вариантах имени Абдулла, Абдул переводится с иранского как «семь». Абдулла > Абдал, Абдул > Абдал, т.е. опять мы видим значение «семь алов». Таким образом, легенда говорит, что Алаш (Алаша), считающийся первопредком и первым ханом казахов, происходит от неких «семи алов». Мы уже говорили о том, что типологическую параллель комплекса имен и образов «Абдулла – Алаш» можно обнаружить в индоарийском мифе о Вивасвате. Бог солнца и творец человечества, «восьмой сын», «полубог» Вивасват и Алаш, следующий за «семью», занимают одинаковое место, в типологическом плане это один и тот же образ.
Индоарийское имя и образ Вивасват появился в 3-2 тыс. до н.э. во времена индоиранского единства, т.к. в иранской мифологии есть параллельный образ Вивахванта. Если Вивахвант – отец первочеловека Йимы, то индоарийский Вивасват – отец Ямы, Ману. Имя Вивасват (Вивахват) переводится как «сияющий», вероятно, это имя сформировалось как эпитет первоначального, забытого позднее имени. Индоарийские и иранские представления основываются на общей базе, но развивались по отдельности, в разных направлениях. Нас же интересует характер первоначальных представлений во времена индоиранского единства. Казахский образ Алаша-хана, реконструируемый образ Семи алов, от которых происходят эфталиты, позволяют предположить, что арийская мифология в Средней Азии и Казахстане имела еще одно – среднеазиатское (ирано-тюркское) – ответвление. Мы утверждаем это, т.к. названные понятия и сюжеты не могут возникнуть в пустом пространстве, необходима первоначальная основа, из которой они развиваются. Образ Эфталана-Абдала переплетается с зороастрийскими иранскими и индоарийскими древними мифологическими представлениями, однако его характер отличается от них и в аспекте имени, и в аспекте сюжета, что и указывает на существование другого источника образа. Мы не можем отказаться от прототюркской версии этого источника, т.к. если бы казахская легенда отталкивалась от древнего индоарийского «оригинала», то вместо имени Алаш использовалось бы имя Вивасват, а в случае зороастрийского или митраистского «оригинала» – Митра. Допустим, что отсутствие этих имен в казахской легенде вполне объяснимо, к тому же трудно что-либо однозначно утверждать относительно эфталитов ҮІ века, однако присутствие компонента ал в именах казахской легенды позволяет говорить о существовании в глубокой древности западных прототюркских представлений, остающихся неизвестными нам. Сказанное относится к проблеме генезиса понятий, а что можно сказать об исторической стороне вопроса?
Главный вопрос, возникающий в контексте обнаруживаемых параллелей: есть ли историческое объяснение сходства имен Абдуллы-хана и его сына Алаша с эфталитами, происходящими от Семи алов? Как нам представляется, такое объяснение можно обнаружить.
Хан Абдул-Азиз (Абдулла) отправил своего от рождения больного проказой (алапес) сына в корзине по течение реки Сырдарьи. Выросший в нижнем течении реки, недалеко от Аральского моря Алаша становится вождем, ханом образовавшегося в этом регионе воинского сообщества. Мы уже говорили о существовании научных гипотез, связывающих первоначальную родину эфталитов-хионитов с Приаральем, нижним течением Сырдарьи и Амударьи. Итак, здесь можно указать четыре совпадения.
1. Алаша-хан создает свое государство в том же месте, что и эфталиты. Это регион Арала и Сырдарьи.
2. Имя отца Алаша-хана Абдулла или Абдул имеет то же значение, что и слово эфтал. Иначе говоря, генеалогия Алаша и вероятная генеалогия правителей эфталитов одинаковы в типологическом плане.
3. Основа ал в имени Алаша-Алаш является основным словобразующим компонентом этнонима эфталит.
4. Легенда об Алаша-хане привязана к Средней Азии, то же самое можно сказать об эфталитах из Жидели-Байсын.
Этих четырех совпадений легенды об Алаше и сведений об исторических эфталитах достаточно, чтобы признать их неслучайность. В связи с этим можно реконструировать следующие вероятностные исторические ситуации.
В І веке н.э. в одном из регионов Средней Азии рухнуло государственное образование. Указать точно этот регион мы не можем, т.к. письменных сведений об этой катастрофе у нас нет. Возможно, это событие было результатом одного из столкновений накануне образования в Средней Азии Кушанской империи. Итак, государство было разрушено, и немногочисленная группа во главе с представителями царской династии ушла в казахские степи к северу от Хазарского и Аральского морей. Здесь они объединили разрозненные племена сарматов (Яньцай) и создали государство, в китайских источниках зафиксированное под названием Аланья. Утвердившаяся у власти династия возводила свое происхождение к некоему Алу, называла себя Алаг или Алан. Это имя сначала превратилось в название государства, затем в название объединенных в этом государстве племен, а еще позже в общее наименование всех сарматов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий