воскресенье, 6 мая 2012 г.
Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 6
Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 6
Время Урана
Греческий миф сохранился лучше других, поэтому при рассмотрении общих проблем мы в первую очередь будем обращаться к сведениям этой традиции. В греческой мифологии время правления богов можно разделить на три эпохи.
Первая, древнейшая эпоха – эпоха Урана. Уран был свергнут своим сыном Кроносом («Временем»).
Вторая эпоха – эпоха Кроноса, которого лишил власти его сын Зевс (Диос).
Третья эпоха – эпоха олимпийских богов, т.е. Зевса. Эта последняя эпоха составляет основу сюжетной системы греческой мифологии.
Эта хронология относится не к историческому, а мифологическому времени. Она позволяет хотя бы приблизительно представить порядок трансформаций в духовной культуре и мифологии греческого общества, при этом разумеется следует иметь в виду, что о точном определении времени речь не идет.
Попробуем сначала рассмотреть первоначальный мифологический характер трех эпох.
Уран – бог неба в греческой мифологии[43], он представляет первое поколение греческих богов. Однако в общеиндоевропейской мифологии, в том числе и греческой, имя Диос или Зевс – а не Уран – обладает значением «открытое небо», «дневное светлое небо». Отсюда можно понять, что значение «небо» не было исконным для Урана. Уран – бог неба и супруг богини земли Геи в мифологии. По древнейшим представлениям земля и небо изначально составляли целостность, распавшуюся позднее в результате космогонических процессов надвое. Это представление свойственно многим мифологическим традициям, в том числе и предказахской. Мифологи отмечают вторичность, производность образа Урана относительного его супруги Геи («… что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба»). Мы отдаем себе отчет в том, что здесь имеется в виду временная эволюция мифологических представлений, однако, по нашему мнению, существует еще один аспект этой проблемы. Дело в том, что протогреческая мифология впитала в себя некоторые представления чуждой культуры. Если имя Гея является греческим, то Уран вполне может быть не греческим и даже не индоевропейским,а заимствованным из чуждого языка именем.
Уран не одинок в мифологической традиции индоевропейских народов. Его тезки есть в хеттской и индоиранской мифологиях.
1. Аруна в хеттской мифологии.
2. Варуна в индоиранской мифологии.
Ортодоксальные исследователи выводят эти имена из одного слова, привычно считая его индоевропейским. «Само имя Варуны исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, славянским Волосом (Велесом), литовским Велнясом и т.д. Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны»[44]. Индоевропейские параллели не вызывают сомнений, однако первоначальное значение слова выводится из чтения знака абак, поэтому мы считаем это слово прототюркским (гиперборейским). Искуственный «Общий лексический фонд индоевропейского праязыка» пополняется путем вычленения общих корней различных индоевропейских языков. Например, достаточно, чтобы какое-нибудь слово присутствовало в двух-трех языках из множества так называемых индоевропейских языков, тут же это слово или его корень, реконструированный пракорень объявляется «общим индоевропейским пракорнем». При этом:
1. Не предпринимается усилий по исследованию происхождения и первоначального значения слова или пракорня.
2. Не рассматривается возможность заимствования выявленного в двух-трех индоевропейских языках слова или корня из другого, не входящего в индоевропейскую семью языка.
3. Не проверяется возможность существования этого корня или похожих слов в других языках.
Реконструированные в результате таких половинчатых, не доведенных до конца исследований «индоевропейские корни» принимаются за истину. Поэтому, если часть этих «реконструированных корней» соответствует своему определению, то другая часть оказывается ложной.
***
Аруна – бог неба в мифологии древнего анатолийского «индоевропейского» народа хеттов. Индоиранский Варуна – божество, связанное с мировыми водами, надзирающий за истиной и справедливостью. Как видите, имена трех образов восходят к одному слову, однако описания их различны. Тем не менее есть возможность реконструировать первоначальное значение и свойства, сосредоточившись, в первую очередь, на характеристике Варуны.
Знак абак – круг и точка – составляет глубинную основу имен и свойств этиъ образов. Круг – «мировые воды», точка – «земля посреди вод», «человеческий космос». Отсюда идет связь Варуны и Аруны с водой, таким же был первоначальный характер Урана, позднее в греческой мифологии превратившегося в «небо». «Небо» и «море» принадлежат одному семантическому гнезду («мировые воды»). Поэтому рассматриваемая троица богов относится к ряду самых первых «образов творцов». Действительно, индоиранский «великий бог» Варуна вместе с Митрой составлял пару верховных богов. Позднее, в иранском зороастризме Варуна предстал главным богом Ахура-Маздой.
Круг знака абак – простейшая геометрическая форма, рамка. Среди сложных описаний Варуны в индийской мифологии мы выделили главные – и первоначальные – его свойства.
Варуна – мировые воды, мировой океан. Этим он придает миру форму, исполняет функцию рамки, отделяющей хаос от космоса.
Варуна – «вседержитель».
Варуна – устроитель вселенной, персонификация космического порядка (рита).
Варуна – источник высшего Космического закона, гарант космического порядка. Иначе говоря, хранитель истины и справедливости.
Все эти характеристики связаны с кругом знака абак, т.е. с ограничивающему, рамочному свойству линии окружности, т.к. круг – это форма, символизирующая постоянство, устойчивость, порядок.
Этимология имени Варуны, как и других его индоевропейских параллелей, возводится к так называемому «общеиндоевропейскому корню» uer- со значением «окружать», «охватывать», «огораживать». «Характерно, что значение имени Варуны восходит к общеиндоевропейскому корню uer – «окружать» и т.д., а принадлежностью его является аркан. Окружение ассоциировалось с сотворением, приданием хаосу формы, превращением его в космос»[45]. Здесь также «общий корень» получен в результате реконструкции путем выявление «вероятного общего корня» из похожих слов разных индоевропейских языков с учетом их значений. Теперь попробуем взглянуть на слова и значения казахского языка с корнем ор (uer), являющимся прямой параллелью указанному «общеиндоевропейскому корню»: орау (охватывать, завертывать), ор-алу (возвращаться), ор-ағыту (ходить вокруг), ор-ай (завиток волос на макушке), өр-леу (подниматься), өр-мек (сеть, паутина), ұрық (семя), ұр-ғашы (самка), ұр-ым, қ-ор-шау (огораживать, ограда), ор-та (середина, центр), ор-да (ставка, народ-войско, государство) и др. Это лишь малая часть слов с корнем ор (ұр, өр, ар, ер, ыр, ір). Очевидно соответствие значений всех этих слов значению так называемого «индоевропейского корня» – «окружать», «охватывать», «огораживать», кроме того они обладают и дополнительными значениями. Самое главное, если «индоевропейский корень» лишь реконструируется, то в казахском (тюркском вообще) языке этот корень до сегодняшнего дня сохраняет жизненность, порождает употребляемые в повседневной речи «живые слова».
Еще одна характеристика индийского (индоиранского) Варуны – связь его образа с «арканом, скользящей петлей»[46] («...его принадлежностью является аркан») и «змеей»[47]. В словаре Махмуда Кашгари слово «аркан» звучит как «ұрқұқ», «ұрұқ»[48]. Два тюркских значения этого слова (змея, аркан) сами по себе уже указывают на прототюркский генезис слова «Варуна».
Характер слова
Слово ұран также происходит от чтения знака абак. Круг – ур, точка – нг, чтение знака абак в целом – уранг, урунг, оронг, оранг, аранг, арунг и др. В соответствии с закономерностью звуковых замен можно вывести и другие варианты чтения слова. В большинстве языков звук ң (нг) превращается в простое н, поэтому первоначальное слово произносится как уран, урун, орон, аран, арун, или с использованием звуков казахского языка – ұран, орын, оран, өрен, ерен, ұрын.
Позднее знак был забыт, но он сыграл решающую роль в формировании значений слова.
Круг ор – слово оран: таким путем образовалось значение «змея», и не просто змея, а «змея, окружив некую точку (нг), кусающая себя за хвост». И действительно, круг, очерченный вокруг точки, напоминает лежащую кругом змею.
Оран
В ХІ-ХІІ веках среди тюркоязычных кочевников (кимаков-кипчаков) появился этноним ұран (уран, оран). Он использовался как этническое название одной из частей тогдашних кипчаков. Например, в источнике, описывающем события конца ХІІ века, говорится о хане Алып Қара Ұран (Гигантский Черный Уран) и его сородичах – уранцах. Известная из истории государства Хорезм-шахов Туркан-хатун была внучкой этого Алып Кара Урана, Рашид-ад-дин указывает, что она родом из уранов. Слово Ұран является калькой (переводом) названия монголоязычного племени қай, ставшего правящей династией кипчаков и кимаков, т.к. слова қай и ұран имеют значение «змея». Тюрко-арабский словарь ХІІІ века слово ұран переводит как «змея, гадюка». Этноним ұранқай (уранхай) является тавтологией, соединением двух слов – тюркского ұран и монгольского (?) қай – с одним и тем же значением. В качестве этнонима оно появилось в ХІІ-ХІІІ веках, до сегодняшнего дня в разных уголках Казахстана сохранились топонимы Ұранқай.
Вообще, проблема Ұран-қай была подробно рассмотрена С. Ахинжановым, поэтому мы не будем останавливаться на связанных с этим словом эпизодах кимак-кипчакской истории. Нам нужно здесь лишь слово ұран.
С. Ахинжанов предложил вероятную этимологию слова: «Возможно, этот термин восходит к древнетюркскому слову «урун» – «проникать», «прижиматься», или, что кажется более верным, слово «уран» гомогенно с тюркским глаголом «ора» – «наматывать», «мотать» и является производным от этого глагола с прибавлением к нему аффикса «а(н)», т.е. «ора+ан» – оран-уран, в значении существительного результата». Суть этимологической концепции Ахинжанова в том, что появление этого слова он связывает с результатом имевшего место в те времена табуирования имени (запрета на произнесение имени)[49], т.е., чтобы не произносить таких слов как қай, жылан, было придумано заменяющее их слово ұран. В определенной степени мы согласны с этим этимологическим разъяснением, но отвергаем роль табу. Наши последующие исследования, связанные со словом Ұран, показывают, что это слово является очень древним.
Слово Ұран (Ұрын) не возникло в средние века, это понятие прототюркского периода. Слово ұран (уранг) является одним из многих вариантов произнесения слова урунг, образовавшегося в результате прочтения знака абак. Понятие «змея» – лишь одно из его значений, на самом деле, в основе слова Ұран лежит ряд очень сложных смыслов.
Древние слова подобны геологической горной породе. Возникнув в глубинах, они могут долгое время находиться без движения. Когда история востребует их, такие слова оживают, вступают в движение. Возникшее не позднее 6-5 тыс. до н.э., слово «Ұран» в ХІ-ХІІ вв. опять вернулось к жизни, чтобы стать этнонимом.
Юрюнг айы тойон
Өрүң, как указано в словаре Махмуда Кашгари, это плата, даваемая шаманам. Связь слова с шаманством означает некую его особость. Өрүң также – традиция рассказывать сказки в ночь на зимнее солнцестояние (22 февраля). Потомки древних тюрков верили, что таким способом можно удерживать всю ночь до рассвета «любителя послушать сказки» – гигантского змея Оран-телегея. Полная форма слова Өрүң – Өрүнг, что соответствует русской транскрипции саха-якутского мифологического имени Юрюнг-айы-тойон. Среди тюрков именно якуты сохранили наиболее древние варианты мифов. Конечно, это не первоначальные варианты мифов, тем не менее, именно якуты обладают мифологическим эпосом, по возможности полно сохранившим древние черты. Отдельного исследования заслуживают имена вождей двух противоборствующих сторон – Юрюнга и Арсана-дуолая. Сами по себе, вне мифического сюжета, они вполне могут обладать особой, иной мифологической природой.
Если озвучить имя Юрюнг в соответствии с фонетической природой казахского языка, то получится имя Үрүң. Это тот самый Оран-телегей – тюркский аналог мифологических образов, известных как индоиранский Варуна, греческий Уран.
В саха-якутской традиции сохранился мифологический эпос, построенный на дуальной противоположности. Здесь рассказывается о жестокой войне айы во главе с Юрюнг-айы-тойоном и абаасы (абаки) во главе с Арсаном-дуолаем в начальные времена. В ходе войны становится очевидна нависшая над всем миром опасность, поэтому две стороны заключают мир, заново разделив вселенную. Айы получили верхний мир, а абаасы – нижний. Между ними, в среднем мире поселились люди. Таким образом, сформировался трехуровневый космос.
Отдельного исследования заслуживают имена вождей двух противоборствующих сторон – Юрюнга и Арсана-дуолая. Сами по себе, вне мифического сюжета, они вполне могут обладать особой, иной мифологической природой.
Первоначальная форма слова айы – анг, т.е. понятие айы аналогично индийскому понятию ангирас, греческому анхелос, шумерскомуо абгаль. Противостояние анг (айы) и абас (абаасы, абақ) не является изначальным, т.к. первоначально слова абас и анг, а также соответствующие им образы составляли единство: абак-анг > аб-галь.
Как уже говорилось, саха-якутский миф, не являясь первоначальным вариантом мифа, тем не менее, наиболее полно среди тюркских традиций сохранил древние черты.
Юрюнг-айы-тойон предстает в мифологии саха как «создатель всего мира», т.е. в типологическом плане он соответствует Варуне и Урану. После ХІҮ века саха-якуты переселились из прибайкальской степи на лесо-тундровую территорию своего современного обитания. Оказавшись в новой среде обитания, они вынуждены были изменить в соответствии с новым ландшафтом свою хозяйственную и духовно-культурную жизнь. Это можно назвать примитивизацией (реархаизацией) в соответствии с окружающей сибирско-палеоазиатской этнокультурной средой. Поэтому якутский мифологический комплекс сохранил древнюю тюрко-кочевую типологическую структуру, структуру персонажей и имен, которые, тем не менее, подверглись кардинальной трансформации в соответствии с новой средой: изменился внешний, этнографический облик персонажей и их основные социально-хозяйственные функции. Например, в современном якутском мифе Юрюнг-айы-тойон описывается как «почтенный старец, облаченный в дорогую шубу, источающую жар и свет». Юрюнг-айы-тойон «облачился в шубу» в период приспособления саха-якутов к климату тайги и тундры в ХІҮ-ХІХ веках. Если бы якутам не пришлось мигрировать в Сибирь, и они остались бы жить в степном ландшафте, Юрюнг-айы-тойон изображался бы как старик в чапане степных кочевников. Ясно также и то, что в предшествующий, древний период внешний облик Юрюнг-айы-тойона описывался совершенно по-другому. Может показаться нелепицей желание сравнить сохранявшееся до сегодняшнего дня в устной форме мифологическое наследие тюркских народов Сибири, Алтая, а также казахов с рафинированной мифологией античных греков или индоиранцев. Тем не менее, если бы мы могли рассмотреть уровень мифологического сознания в период, условно говоря, перехода от неолита к бронзовому веку (энеолит), то увидели бы, что эллинская, индоиранская и прототюркская мифологии, функции и внешний облик мифологических персонажей достаточно близки. Но первоначально близкие друг другу, фактически единообразные мифы за последние 4-5 тыс. лет прошли эволюцию в разных ландшафтах, в разных общественных, хозяйственных и культурных ситуациях. Одни народы развили первоначальный миф и усложнили его, другие – максимально упростили, примитивизировали. Это – не свидетельство превосходства или неполноценности того или иного народа, а лишь результат исторической судьбы.
Наше уподобление якутского Юрюнг-айы-тойона греческому Урану, индоиранскому Варуне (в аспекте облика и в аспекте названия) для академического ученого будет равнозначно дикому и несуразному сравнению Тадж-Махала и египетских пирамид с могильным холмиком в казахской степи. А если мы выдвинем утверждение, что Юрюнг-айы-тойон – изначальный образ, а образы Варуны и Урана – производные от него? Вполне возможно, что ответ на наше утверждение о «происхождении индоевропейского алмаза от дико-тюркского угля-графита» будет звучать нецензурно. Но, тем не менее, истина такова: тюркский Уран или Юрюнг («Үрүң) – оригинал, первоначальный вариант, ставший основой для греческого Урана и арийского Варуны.
Если круг – это ур, то точка – нг. Мы уже говорили об этом. Если попытаться олицетворить знак абак, то ур – это «женщина (самка)», «мать», «материнское лоно», а унг – «ребенок», «младенец», «потомок», «семя», «зародыш». Вообще, слово унг (ын, ұн, ен, он, ан) превратилось в формант, означающий живое существо, например, нибел-унг, вик-инг, бод-ун (древнетюрк. племя, колено), құл-ын (жеребенок), қо-ян (заяц), жыл-ан (змея), арл-ан (волк-вожак).
В пространственном аспекте ур (круг) – «окружающее (землю) море, океан», нг (точка унг) – «земля», «очеловеченное пространство». Слово унг превратилось в формант, означающий территорию, некое пространство, например үңг-ір (пещера), к-ең-істік (пространство), ш-ұңқ-ыр (яма), Тұр-ан, мек-ен (место обитания).
Этот анализ уже сам по себе позволяет отнести Урунга-Юрюнга (Варуну, Урана, Аруну) к ряду древнейших образов космогонических мифов. Эти образы, как и тенгри (т-а-нг-ир), Энки (э-нг-и), Нго, связаны с «первичной землей, первичными водами».
***
В казахском языке есть слово, похожее на Уран, это Оран или Ұран. Это слово утратило свой мифологический смысл, однако все еще встречается в качестве сказочного образа у тюрков Саяно-Алтая, изредка у казахов. Имя этого сказочного персонажа – Оран-Телегей. По известному нам сюжету, Оран-Телегей в облике гигантской змеи любит слушать сказки, поэтому сказки, рассказываемые старой бабушкой детишкам у очага зимними вечерами на Алтае и в Восточном Казахстане, предназначены и Орану-Телегею. По мифологической реконструкции, Оран-Телегей – тюркское название мирового змея. Слово телегей здесь – это монгольский перевод тюркского оран: тала, дала, далай, талуй означает «океан, степь, безграничное пространство», а гей (қай, кей)– «земля», «вода»[50]. Вместе эти два слова означают «безбрежную воду, океан» (казахское словосочетание «телегей-теңіз» (безбрежное море), Аруна, Варуна), «бесконечную, чудовищную змею». Слово Оран обладает этим же значением, поэтому имя Оран-Телегей можно считать двухязычной тавтологией, как, например, қырық-шілтен.
***
Итак, Уран (Юрюнг, Урунг, Варуна, Аруна) – результат прочтения знака абак. Знак абак – круг с точкой в центре, поэтому этот знак может пониматься как соединение пространства и времени в одной точке, первоначальное ноль-пространство-время, т.е. точка (Ұран) представляет ноль и во временном, и в пространственном аспекте, это «зародыш еще не начавшегося времени и пространства». «Еще не начавшееся время», «еще не начавшееся пространство».
Итак, в мире существует лишь Уран. Это – точка, время и пространство, еще не пришедшие в движение. В греческом мифе Крон (хронос – время) свергает Урана, т.е. начинается время, мир приходит в движение, пространство начинает расширяться. Крона свергает Зевс, так формируется устойчивая модель мира. Рассматриваемый здесь характер Урана был свойственен и Варуне, и Аруне, и Юрюнгу (Урунгу), он может быть легко объяснен лишь только через тюркский язык. В данном случае мы можем восстановить через тюркский язык прототюркское, далее – гиперборейское слово. Отсюда следует: слово, понятие Уран (Варуна, Аруна) не является индоевропейским, как это принято считать. Индоевропейцы – протоэллины, индоиранцы и хетты – заимствовали этот образ из совершенно другой (прототюркской) мифо-языковой традиции.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий