воскресенье, 6 мая 2012 г.
Гиперборея: ҮІІІ раздел Серикбол Кондыбай ПрототюркиАнау. Намазга-Тепе. Афанасьевская гора. Часть 2
Гиперборея: ҮІІІ раздел Серикбол Кондыбай ПрототюркиАнау. Намазга-Тепе. Афанасьевская гора. Часть 2
***
Мы назвали энеолит Анау прототюркской ветвью Гамма-гиперборейцев. Будучи выходцами из южного ареала земледелия и скотоводства, они создали высокоразвитую для своего времени земледельческую и городскую цивилизацию. К тому же прототюрки Анау ассимилировали предшествовавший им джейтунский субстрат. Поэтому можно предположить, что за тысячу лет языки Гамма-гиперборейцев и Дельта-гиперборейцев отдалились друг от друга.
***
Согласно современным данным, афанасьевский энеолит в среднем течении Енисея возникает несколько позже кельтеминарской и анауской культур – в середине 3 тыс. до н.э. Совпадая по времени с ямной и катакомбной культурами Восточной Европы, афанасьевская культура начинает развиваться в последний период кельтеминарской культуры. Афанасьевцы также специализировались на охоте и рыболовстве, а также в некоторой степени освоили земледелие и скотоводство. Они были первыми скотоводами в Сибири.
В преобладающе монголоидном окружении обитателей Сибири афанасьевцы выделялись палеоевропеоидным антропологическим типом. Они не были древними насельниками Сибири, характер их расселения в Приенисейских степях и на Горном Алтае напоминал европеоидный остров в океане автохтонного монголоидного населения.
Археологические сведения говорят об отличии афанасьевцев от кельтеминарцев. Отличаясь во всем от своего окружения, афанасьевцы были похожи на скотоводов в далеких степях Дона, Волги и Приуралья – выкапывали просторные четырехугольные ямы, накрывали погребения бревнами, насыпали курганы, иногда практиковали трупосожжение. Приводя современных исследователей: «Они также лепили «курильницы на поддоне, сосуды с яйцевидными и сферическими очертаниями. Одинаков набор украшений и немногочисленных каменных предметов: пестов, скребков, наконечников стрел. Изделия и обряды у афанасьевцев и западных скотоводов, так называемых «ямников», похожи. Идентичен и их физический облик».
В контексте таких сходств возникла первая гипотеза об общей прародине ямников и афанасьевцев в Средней Азии: «Когда антропологи это установили, возник вопрос об общей прародине афанасьевцев и ямников, расположенной где-нибудь в Средней Азии или в районе Аральского моря, откуда часть населения мигрировала в Причерноморские степи, а часть – в Сибирь»[5].
Позднее эта гипотеза претерпела изменения: «Позже было высказано предположение о прямой миграции афанасьевцев с территории западных скотоводов. Исходной территорией последних считается Волжско-Уральское междуречье. Отсюда скотоводы-ямники неоднократно продвигались далеко на запад вплоть до Балканского полуострова. Возможно, они продвигались по степям и на восток – до Алтая и Енисея»[6].
Обе эти гипотезы на определенном уровне соответствуют нашей гипотезе о маршруте и направлении «гиперборейской миграции». К тому же, учитывая существование других гипотез о формировании ямной культуры на территории между Днепром и Волгой, можно предложить совершенно другой маршрут миграции, согласно которому афанасьевцы являются одной из ветвей создателей кура-аракской культуры, в начале 3 тыс. до н.э. начавшей свой путь с Кавказа, т.е. афанасьевцы могут быть Гамма-3б-гиперборейцами (3-прототюрками).
Если вернуться к нашей гипотезе на этот счет, высказанной в общем обзоре, третья группа гиперборейцев – Гамма-3-гиперборейцы, двигаясь с Южного Кавказа через открытые «ворота» этих гор на север, достигла степей Северного Кавказа. Здесь или чуть позже эта ветвь гиперборейцев распалась на две группы.
Гамма-3а-гиперборейцы через Кубань, Дон, Азов достигли украинских степей и встретились здесь с протоиндоевропейским народом (энеолитическая культура Триполья), в 4-3 тыс. до н.э. мигрировавшим с Карпат, со временем ассимилировались и утратили свой язык, тем не менее внеся свой вклад в формирование «истинно индоевропейской общности» – ямной культуры.
Гамма-3б-гиперборейцы, двигаясь по маршруту Северный Кавказ – Волга – лесостепной пояс, вместе со своими стадами достигла в 4-3 тыс. до н.э. среднего течения Енисея. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. они сформировали цивилизацию, названную позднее афанасьевской культурой. Поэтому сходства афанасьевской и ямной культур связаны не с их общим уникальным происхождением, а с общим – южнокавказским, кура-аракским – происхождением гиперборейского субстрата, участвовавшего в их этногенезе. Эта неточность в построениях археологов вызывает «лавину» ошибок в индоевропейских построениях.
И еще одна гипотеза. Волна носителей кура-аракской культуры прошла в долину Среднего Енисея не по тоннелю над степными пространствами. На своем пути они контактировали, смешивались с представителями местных неолитических и энеолитических культур, поэтому можно предположить, что афанасьевская культура была на каком-то уровне связана с кельтеминарской и другими среднеазиатскими культурами.
Бронзовый век Великой степи
Бронзовый век, как говорит само его название, – это период истории, когда орудия из бронзы играли решающую роль в развитии человечества. На территории Казахстана этот период охватывает ХІХ-ҮІІІ вв. до н.э., т.е. приблизительно 2 тыс. до н.э. Какова была историческая ситуация в этот период в Казахстане и на сопредельных территориях Средней Азии и Южной Сибири? Археологические сведения сами по себе недостаточны для ответа на этот вопрос, весомые результаты можно получить лишь с привлечением мифо-лингвистических выводов.
Энеолитические земледельческие цивилизации Туркменистана продолжали свое существование, но их развитие замедлилось, они начали угасать. В Казахстане же в рассматриваемый период сформировалась группа культур, развивавших скотоводство и земледелие, которую обычно называют андроновской. В ареале Среднего Енисея энеолитических афанасьевцев вытеснили племена окуневской культуры, появившейся в начале 2 тыс. до н.э. Окуневцы пришли на Енисей позже афанасьевцев и выдавили их. Окуневцы были рослыми европеоидами, но в отличие от афанасьевцев в их облике сказывалось монголоидное влияние. Неизвестно, откуда окуневцы пришли на юг Сибири, однако предполагается, что они издавна жили в Сибири. С учетом также и их занятий – охота, рыболовство и в какой-то степени скотоводство – предполагается, что они выходцы из тайги. Наследниками афанасьевской культуры в бронзовом веке в известной степени являются носители карасукской культуры[7]. Карасукская культура (конец 2-начало 1 тыс. до н.э.) принадлежит к последней ступени культуры бронзового века. Ее ареал охватывает горные районы Южной Сибири, Восточный Казахстан и верхнее течение Оби.
Андроновская культура – обобщенное название схожих культур на огромном пространстве от Саян до Западного Казахстана. Исследователи включают в ареал андроновской культуры территории от Актюбинской области на западе до Среднего Енисея на востоке, ее южная граница доходит до современного Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Например, Кайраккумские поселения в районе Ходжента (сер. 2-начало 1 тыс. до н.э., окрестности Ходжента по Сырдарье) некоторые исследователи рассматривают как особую археологическую культуру, входившую в андроновскую общность. Они хоронили своих умерших в каменных ящиках головой на запад в свернутой позе на боку. Кайраккумцы имели контакты с земледельческими племенами чустской культуры юга Кыргызстана и скотоводческими племенами андроновской культуры Семиречья и Восточного Казахстана[8]. В Кыргызстане Андроновская общность охватывала земли до Чу, Таласа, Центрального Тянь-Шаня и Иссык-куля[9].
Эта культура приблизительно относится к 2 тыс. до н.э. Прежняя гипотеза отводила ей середину и вторую половину 2 тыс. до н.э., однако согласно последним исследованиям речь должна идти о ХҮІІІ-ІХ веках до н.э. В этой культуре преобладают погребения покойных, но изредка встречается и ритуал трупосожжения. В литературе упоминается также ее контакт на западе со срубной культурой. В целом, «о границах территории, основных чертах входящих в эту общность локальных культур среди исследователей общего мнения нет»[10].
Действительно, мнения исследователей в вопросе об андроновской культуре далеки от единства. Казахские археологи К. Акишев и К. Байпаков начало бронзового века на казахской земле относят к концу 3-началу 2 тыс. до н.э.[11]. Русские археологи отодвигают эту границу к середине 2 тыс. до н.э. С. Теплоухов первоначально рассматривает андроновскую культуру в широком контексте, выделяя из нее афанасьевскую и карасукскую культуры. К. Сальников вычленяет три периода в развитии андроновской культуры Зауралья (юго-восток Уральских гор). Ранний период – федоровская культура середины 2 тыс. до н.э.; средний период – алакульская культура ХІ-ІХ вв. до н.э., позднее, в соответствии с новыми археологическими данными этот период был отодвинут на ХІҮ-ХІ вв. до н.э.; последний период – замараевская культура, первоначально датировавшаяся ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э., позднее отодвинутая к Х-ҮІІІ векам. А. Оразбаев бронзовый век в Северном Казахстане делит на три периода – федоровский, алакульский и замараевский, при этом рассматривая замараевский период как отдельную культуру, существовавшую параллельно, в одно время с карасукской (Енисей) и бегазы-дандыбаевской (Центральный Казахстан) культурами.
А. Максимова указывает четыре периода в развитии восточноказахстанской культуры бронзового века (андроновской культуры): 1) Усть-Буконьский (ХҮІІІ-ХҮІ вв. до н.э.), 2) Канайский (ХҮІ-ХІҮ вв. до н.э.), 3) Мало-Красноярский (ХІҮ-ІХ вв. до н.э.), 4) Трушниковский (ІХ-ҮІІІ вв. до н.э.).
Бронзовый век в Центральном Казахстане:
1) андроновская культура; 2) карасукская (дандыбаевская) культура.
К. Акишев выделяет федоровский и алакульский периоды андроновской культуры, а позднее для андроновской культуры Центрального Казахстана вводит деление на 1) нуринский, 2) атасуский периоды. Поздний бронзовый век он относит к бегазы-дандыбаевской культуре.
Таким образом, очевидна внутренняя разноречивость андроновской культуры, которая проявляется и в рамках отдельных археологических объектов.
Например, могильник Тастыбулак в Актюбинской области (федоровский период, ХІҮ-ХІІІ вв. до н.э.) – трупы погребаются, реже – сжигаются.
В нуринском периоде в Центральном Казахстане тела сжигаются, у подножья кургана насыпается круглая или четыреугольная каменная ограда.
Андроновская культура – сжигание мертвых тел, в атасуский период – погребения, а также «появление жертвенных сооружений».
Для раннего бронзового века в Северном Казахстане характерно трупосожжение, реже встречаются погребения в земле. Алакульский период – погребения. В атасуский период в Центральном Казахстане был одомашнен верблюд (корова, овца, коза, лошадь были одомашнены до этого).
***
На землях Хорезма после кельтеминарской культуры в бронзовом веке развивается тазабагьябская культура (середина и вторая половина 2 тыс. до н.э.). Эта культура сформировалась в результате смешения автохтонных обитателей Южного Приаралья с пришлыми представителями андроновской и срубной культур, влияние которых прослеживается и в антропологическом типе, и в материальной культуре Тазабагьяба[12]. Могильник Кокча-3 (ХІІІ-ХІ вв. до н. э., близ горы Кокча — восточного отрога хребта Султануиздаг, Каракалпакстан) относится к этой культуре. Захоронения в прямоугольных ямах, одиночные и парные. Найденные в могилах вещи и антропологический материал позволяют сделать вывод, что тазабагьябцы сформировались в результате прихода и смешения с местным населением людей из зоны соприкосновениясрубной и андроновской культур в степях к северо-западу от Хорезма[13].
***
Чустская культура на землях Андижана-Ферганы (бронза, конец 2-начало 1 тыс. до н.э.). Дальверзинское поселение[14].
Одноименное поселение и могильник, найденные к западу от Бухарского оазиса в устье высохшей реки Макандарья недалеко от озера Заман-баба, археологи относят к предандроновской культуре (первая половина 2 тыс. до н.э.). Характерны овальные землянки и могилы и катакомбы, погребения в скрюченном положении. Считается отдельным комплексом первоначального периода производящего хозяйства в степях Средней Азии[15].
***
Во многих случаях газетные публикации не вызывают доверия, однако в ситуации, когда научные сведения недоступны, приходится довольствоваться и материалами из газеты.
Пару лет назад в Мангистауской области в местности Жезды-Токсанбай на севере Устюрта было найдено поселение Токсанбай; его первый слой был отнесен к бронзовому веку (4 тысячи лет назад). Подобные объекты ранее были обнаружены в Трое (Анатолия, Малая Азия), в Аркаиме и Синташе на Урале. Оказывается, раньше Малая Азия, земли Ирана рассматривались как сосредоточие формирующейся предгородской жизни Евразии, после обнаружения Аркаима и Синташа на Урале русские ученые стали утверждать, что этот процесс начался на их родине. Теперь же, в соответствии с новыми находками оказывается, что начало городской цивилизации было положено не в Малой Азии и не на Урале, а у нас, у подножий Устюрта, в Токсанбае»[16]. Это – слова журналиста, но ведь он передает не собственные мысли, а услышанное от участников экспедиции – археологов З. Самашева, Л. Галкина, Е. Гилажева. Здесь мы хотим напомнить о упоминавшейся выше гипотезе относительно среднеенисейской афанасьевской культуры: «Возник вопрос об общей прародине афанасьевцев и ямников, расположенной где-нибудь в Средней Азии или в районе Аральского моря, откуда часть населения мигрировала в Причерноморские степи, а часть – в Сибирь. Позже была высказано предположение о прямой миграции афанасьевцев с территории западных скотоводов. Исходной территорией последних считается Волжско-Уральское междуречье»[17]. Токсанбай относится к этой предполагаемой исходной территории. Конечно, афанасьевская культура является энеолитической, а Токсанбай принадлежит бронзовому веку. Но ведь и исследования названной части Устюрта далеки от завершенности.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий