воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: ҮІ раздел Серикбол Кондыбай Элам. Хараппа Часть 6

Гиперборея: ҮІ раздел Серикбол Кондыбай Элам. Хараппа Часть 6 Казан Напомним, что в казахской, тюркской эпической традиции есть еще одно имя, имеющее отношение к рассматриваемой теме. Это имя батыра Казана и топоним Казань (Қазан). Казан Салор, сын Улаша, – главный персонаж «коркутовского» цикла у огузов. Можно было бы ограничить время формирования образа казахстанскими огузами ІХ-ХІ веков, т.к. имена Қазан, Қозан, Қожан в казахском «крымском» цикле сопряжены с этим огузо-туркменским Казаном. Однако существование связанного с тюрко-булгарской средой топонима Казань указывает на древнетюркское происхождение понятия. Котел – қазан – это не только бытовой предмет, его еще не полностью понятая мифологическая природа проявляется в казахской (тюркской), шире, кочевой мифологии. Казан – это металлический сосуд для варки еды, т.е. полое пространство в форме полусферы, поэтому можно утверждать, что слово образовано соединением слов қаз (қоз) – «полость» и ан (анг) – пространство, т.е. казан – это «полое пространство». Вероятно, первоначально это слово обозначало нечто другое, но с освоением технологии изготовления металлической посуды превратилось в название обычного металлического котла. Можно предположить, что мифологический характер слова казан сохранялся в течение долгого времени параллельно с бытовым значением. Казан исполнял роль середины, центра мирового пространства. Мы уже говорили в других своих книгах о символике котла в легенде о скифском царе Арианте, в средневековом цикле о короле Артуре и в интерьере мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави в Туркестане (см., например, статью «Котел» в книге «Казахская мифология. Краткий словарь» и Третий раздел Книги третьей «Мифологии предказахов»). Очевидна сопряженность котлов сакской эпохи, найденных на территории Казахстана, казанов в этнографической реальности казахов и в фольклорных текстах с древними представлениями. Обычно в казахских архаических сказочных эпосах батыр во время пребывания в подземном мире достает казан со дна глубокого озера по приказу царя (хана) подземной страны по имени Темір (Железо). Батыры Ер Тостик и Дотан достают гигантский котел со дна озера в подземном мире. Король Артур привез из Аннона, т.е. из «потустороннего мира», котел, который установил затем в центре своего дворца. Очевидно существование семантической цепочки: котел > подземный мир > подводный мир > потусторонний мир. Изображение котла на плоскости представляет круг. Т.е. он может быть прочитан через знак абак. Если круг означает котел, то точка в центре круга – дно котла. Вместе с тем в тюрко-монгольской мифологии небо, также как и подземный мир представлялось в образе перевернутого котла. Другими словами, соответствие «казан > модель мира» имело отношение и к самому слову. В казахских сказках есть сюжеты о сокрытии человека под перевернутым котлом во время нашествия врага. Например, в сказке «Желкілдек» дэв Телегей находит спрятавшегося под казаном Жастулека и убивает его[25]. Этот сюжет есть и в легендах, например, в мангистауском варианте легенды о деде Коркуте говорится: «Убегая от смерти, Коркут спрятался под казан, бог метнул в казан молнию, которая, пронзив котел, убила Коркута-ата». Профанизированный устойчивый сюжет «сокрытия под казаном» основывается на идеях: а) катастрофа, гибель мира; б) схождение героя под землю и др. Итак, слова Казан и Козан, их многочисленные фонетико-умляутные варианты (Сучан, Сузан, Шушан) уже в древности обрели огромное значение. Казан понимался и просто как «дом» (т.е. реальное «полое пространство»). Например, казахское қос (временное жилье в походных условиях), романо-испанское каса (дом) являются отголосками этого представления. Слово қазан в разное время или же одновременно обладало следующими значениями: 1. Қазан – подземелье, подземный мир 2. Қазан – подземная страна. 3. Қазан – подземное озеро. 4. Қазан – мир мертвых. 5. Қазан – страна предков в потустороннем мире. Эти представления связаны, прежде всего, со знаком абак: если круг – это кромка казана, то точка – его дно. Если перейти непосредственно к слову қазан, то қаз (қуыс, хаос, хаош, шуш, суз, қос, сос) – круг – «кромка, края котла», анг (унг, ун, ин, ан, ен) – точка – «дно котла». Через чтение знака, его отдельных элементов (круг и точка) образуются новые значения. Геометрическая форма, знак Круг или оболочка Точка Названия Слово қаз (қуыс, хаос, хаош, шуш, суз, қос, сос). Слово анг (унг, ун, ин, ан, ен). В обычном языке Полость, пространство под землей Пустота, пустая полость В мифологии Потусторонний мир Человек в потустороннем мире В мифологии Мир мертвых Мертвец > мертвецы > повелитель мира мертвых В антропогоническом и генеалогическом мифе Страна предков в потустороннем мире Предок > предки > первопредок В повседневной жизни Дом Человек В повседневной жизни Могила, полое пространство могилы Труп В мифо-эпической традиции, архаическом богатырском эпосе Страна прошедших времен Царь этой страны > первопредок > первый царь В мифо-эпической традиции, архаическом богатырском эпосе Народ > общество Человек > первочеловек Первоначально точка и круг имели самостоятельные значения, но со временем их значения смешались и даже слились, т.е. прежнее название элемента знака (точки, круга) стало означать и элемент, и знак вообще. Имя Казан приобрело следующие значения: 1. Мир мертвых и царь страны мертвых. 2. Первочеловек. 3. Древняя легендарно-историческая страна предков и праотец, первоцарь, первочеловек. Через эти изменения мы смогли выявить, какими были образы Иншушинака в эламском, Хусрава, Хаошйангха, Шушны в арийском, Сучандры в буддийском мифе. Таким же образом мы можем выявить комплекс сложных, переплетающихся друг с другом значений «первочеловек > праотец > первый умерший человек > первоцарь > царь страны мертвых», находящихся в самом первом слое образов и имен персонажей казахской традиции, таких как Кожак, Кожан, Козан, Казан, Козы Корпеш, Алдар Косе, Косай. Казан и все варианты этого имени относятся к прототюркской эпохе. В древнетюркскую эпоху (ҮІ-Х вв.) мифологическая основа этого понятия фактически была забыта, оно сохранилось по большей части в качестве имени эпического батыра или названия пространства. В период исламизации тюрков мифологическое содержание было забыто полностью, понятие стало именем второстепенного эпического персонажа. Однако, основываясь на других примерах, мы с уверенностью можем утверждать, что в 3-1 тыс. до н.э. Казан являлся важнейшим мифическим, генеалогическим, эпическим образом. *** Итак, мы познакомились с понятиями (именами) разных языков и мифологических традиций, происходящими от понятия қуыс (полость), такими как Хаошйнгха, Иншушинак, Шушна, Сучандра, Мир-суснэ-хум, Казан и Косай, Сослан, Сасун, Суз, Созак, Кушан. Если мы будем считать, что все эти имена происходят от одного первоначального корневого варианта, принадлежащего мифологической традиции Южного Кавказа, то самой главной, первой точкой может считаться слово Сасун. Это понятие возникло не в первоначальной гиперборейской среде, а в новой среде прототюрко-эламо-дравидской группы, отправившейся на юг, на землю Ирана. Протоэламиты сформировали в своей мифологии и генеалогии представление о некоей подземной «стране предков» – Шуш (Суз) или Шушин. В ходе их переселения с севера, т.е. с Кавказа, в современный Сузистан и формирования древнего государства Элам, был создан древний мифический эпос эламитов. В этот период мифо-эпическое и генеалогическое название Шуш превратилось в название реального города, столицы – Суз, т.е. возникло новое значение слова. Шуш или Шушин (Шушинак), первоначально понимавшийся как «главный Дух потусторонней страны предков» и «первопредок», в оседлом, городском, рабовладельческом эламском обществе превратился в Иншушинака – «царя» > «царя мира мертвых». Реальные правители Элама умело использовали это имя. Разумеется, это лишь краткий экскурс в историю сложного процесса трансформации понятия, происходившего 4-2 тыс. до н.э. Первая волна прототюрков мигрировала с современных иранских земель на северо-восток, на территорию Туркестана в 5 тысячелетии до н.э., основной массив переселился в 5-4 тыс. до н.э. в результате распада эламо-дравидо-тюркской языковой общности. Вместе с ними на север отправилось и понятие қуыс – полое пространство. В 4-3 тыс. до н.э. прототюрки расселились на пространстве от Туркмении до Южной Сибири. Условно мы называем их макроэтносом дас (дах). В конце 3 и начале 2 тыс. до н.э., когда часть индоевропейцев переселилась с Волги на современные казахские земли, эти земли населяли прототюркоязычные дасы. Арийцы во 2 тыс. до н.э. в процессе освоения территории Казахстана и Средней Азии и миграции в направлении Индии переняли у дасов понятия со значением «полое пространство». Образ Шушны – выходца из племени даса – в индоарийской мифологии является мифо-генеалогическим персонажем казахстанских даса. Арийцы также заимствовали прототюркский образ Суушраваса (Хусрава). Вероятно, сама индоиранская среда не была однородной во времени и пространстве. Заимствование индоиранцами из прототюркского мифа образов Шушны, Сушраваса, а также иранцами образов Хаошйангха, Франграсйана происходило в разных арийских этнических коллективах, в разные периоды и на разных территориях. Невозможно точно указать, где, когда и какой арийский этнос заимствовал миф определенного этноса даса, т.к. мы говорим о событиях бесписьменного времени. У нас есть лишь возможность предположить, что индоиранцы или индоарии и иранцы заимствовали рассматриваемые понятия у прототюрков-даса на протяжении 3-1 тыс. до н.э. если же говорить конкретно о Хаошйангха, то иранцы создали образ этого царя во второй половине 1 тыс. до н.э., смешивая схожие образы, такие как эламский Шушинак и прототюркский Хушинг. Протоугоры заимствовали это слово от локализованной в определенном времени-пространстве группы прототюрков-даса, в течение 5-3 тыс. до н.э. мигрировавших из Ирана через Туркмению и Казахстан до Саян. Компонент Суснэ в имени Мир-Суснэ-хум – памятник этой эпохи. Нельзя также отрицать возможности, что слово могло перейти из прототюркского языка в угорский гораздо позже, на рубеже нашей эры, в хуннскую эпоху. Во 2 тыс. до н.э. прототюркский или дасский этно-языковой массив разделился надвое в результате продвижения части индоевропейского массива на юг через Казахстан. Первая – казахстанско-среднеазиатская – группа частично сохранила свой язык, частично приняла арийский, превратившись в закрытые анклавы, рассыпанные среди арийского языкового массива. Вторая – сибирско-саяно-алтайская – группа, мигрировавшая в направлении Байкала, Монголии и Китая, сохранила тюркский язык в большей степени. Обе группы сохранили мифо-генеалогические, эпические образы, такие как Казан, Каз, Косай (вместе с другими фонетическими вариантами). В этой среде во второй половине 1 тыс. до н.э. существовали образы Созак, Кошан (Кушан), Касиан (Асиан). Этим объясняется упоминание области Сусе в составе государства Кангюй в китайских документах. В результате переселения в ІІІ-І вв. до н.э. одной их части в Среднюю Азию и затем в Афганистан возникла империя Кушан, ставшая основой образа страны Шамбалы и ее царя Сучандры в буддийской мифогеографии. Таким образом, мы можем показать растянувшуюся на многие тысячелетия миграцию одного слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий