воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 5

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 5 В шумерской мифологии есть образ семерых персонажей, рассматривающихся как одно целое, образ этот называется имина-би (перевод: «их семь»). Эта семерка являет собой детей неба (Ан) и земли (Ураш). В мифе о затмении Луны бог неба Ан отправляет этих семерых против бога луны. Семерка окружила и попыталась затмить Луну.Энки вместе с богом огня Гибилом пытается проникнуть в тайну семерки, чтобы найти против нее действенное заклинание. В шумерской мифологии есть также образ злых демонов утукку, анализ заклинаний против них позволил отождествить их с имина-би. В некоторых заклинательных текстах под «семью и семью» добрыми демонами подразумеваются, видимо, семь детей Энмешарры и семь мудрецов-абгалей. В шумерской мифологии есть также образ «семь детей Ишхары», однако неясно, имеются ли в виду «злые демоны» или семь детей Энмешарры. В ряде заклинательных текстов семерка рассматривается как доброе божество – воитель против злых демонов вместе с сетрой своей Наруду. Как астральное божество семерка олицетворяет Плеяды (Уркер)[19]. Итак, в шумеро-аккадской мифологии существовало по меньшей мере пять разновидностей семерки: имина-би, абгали, утукку, семь детей Энмешарры, семь детей Ишхары. Эти образы семерок связаны друг с другом и с нижним миром, поэтому можно предположить, что у истоков этих пяти образов находится один и тот же общий образ семи. Словообразующий элемент – точка, т.е. анг. Варианты названия анг >ан > ал сформировали новые мифологические понятия. Понятие ануннак в шумерском мифе также образовалось в результате последующих изменений чтения знака. Ануннаки– посредники между людьми и богами[20]. В названии «семи древних мудрецов» индийской мифологии – ангирас – также присутствует праформа ан (анг). Что интересно, ангирасы также как шумерские ануннаки, являются посредниками между богами и людьми, т.е. по современным представлениям они являются ангелами, выполняют функции ангелов. Ангирасы – жрецы, они покровительствуют певцам. Они обладают жизненной силой и периодически обновляют мир. Корень слова ангирас – анг или ангир, это слово можно связать с прототюркскими понятиями үңгір (пещера), аңғар (горная или речная долина, закрытое пространство), т.е. с образом некоей полости. Основной мифологический сюжет с участием ангирасов – «поиски и освобождение коров в пещере демона Вала». Вообще, мифы о них связаны чаще всего с поиском и нахождением какого-либо объекта – коров Пани, солнца, утренней зари, правильной дороги, света, священной речи, богатства и др., т.е. в мифах они «постоянно в поиске». Это позволяет в типологическом плане сопоставить ангирасов с шумеро-аккадскими абгалями и ануннаками. Главное – число ангирасов равняется семи. Возможно, греческое слово ангел (анхелос) со значением «вестник» образовалось из слов анг и хал. Семь богов стали главным индикатором первоначального мифологического пласта древних времен. Эта числовая символика была развита и утверждена «авестийскими» иранцами, числовая модель «семи бессмертных святых» Амеша Спента в иранской мифологии воспроизводит древний гиперборейский архетип. Образ враждебных ариям данавов[21] – семи сыновей Дану (которая вероятно являлась Великой Матерью-Богиней прототазов, т.е. прототюрков) – также связан с этим архетипом. Представление о семи дочерях (семи детях) некоего божества воды можно встретить в финно-угорской, тюркской, скифской мифологиях, а также и в других традициях. Все эти образы восходят к гиперборейскому символизму «семи», 6 тыс. до н.э. В некоторых традициях этот символизм стал основным, в других – сохранился в качестве второстепенного представления. Такова первоначальная история понятия «семь существ божественного происхождения» > «семь богов». Можно долго говорить об этом, но здесь для нас значима этнонимообразующая функция этой символики. Семеричный архетип понятия анг > ан > ал или канг > кан > кал (хал, қал) был в древности актуальным для пространства Казахстана и Средней Азии. Прототюрки называли этот образ жеті ал (йети ал), попавшая под влияние иранской культуры часть прототюрков называла его абд ал (абдал). Позднее, в эпоху исламизации суфии превратили это название в мусульманское понятие. По новому представлению, Абдал – это семь могущественных невидимых мусульманских пиров, управляющих миром. Образы «семь совершенных наставников», «семь пиров-каландаров» в казахском эпосе напрямую связаны с этим суфийским понятием абдал. Предполагается, что на формирование суфийского понятия абдал оказали, в свою очередь, влияние зороастрийские Амеша Спента[22]. С этим можно согласиться, вероятно, зороастрийский образ повлиял на устойчивость представления, однако имеется возможность рассмотреть вопрос о происхождении представления о семиричности в культурах, не связанных с зороастризмом. Встречающийся в казахских сказках образ помощников (Таусоғар – Горокат, Көлтаусар – Выпивающий озеро и др.) главного героя, появляющихся, когда он попадает в нижний мир (т.е. в потусторонний мир), число которых колеблется от двух до семерых в зависимости от сохранности сказки, – это наиболее примитивизировавшийся, профанизировавшийся образ семи богов. Вероятно, образ «семи персонажей» у прототюрков имел подобные функции, отголоски его встречаются и в финно-угорской мифологии. Но у финно-угоров он по большей части развивался в мифо-генеалогическом направлении. Семеричный образ называется ал, отсюда можно заметить, что его название не связано с терминами официального зороастризма, ведь в зороастризме слово ал в арийско-зороастрийском ономастиконе в качестве специального термина или имени не присутствует. Зато это слово можно найти в тюркской, кавказской и даже семитской мифологии. Памятуя о том, что слово эфталит появилось в Средней Азии до ислама и до широкого распространения зороастризма, можно предположить существование другого, параллельного источника формирования образа семи алов. Один из них – этноним эфталит. *** Этноним эфталит можно этимологизировать как жеті ал (эфт – жеті – семь, эфтал – «семь алов»). В Ү веке это мифологическое понятие превратилось в этнополитическое название. Слово абд, эфт, хафт в разбираемых нами терминах абдал, хафтал, эфтал является числительным семь в иранском языке. Однако следующее из этого мнение о ираноязычности эфталитов является ошибочным. Говоря на другом языке, насельники Средней Азии, в течение двух тысяч лет находившиеся под влиянием иранской культуры, вполне могли использовать иранские числительные. Часть числительных в современных тюркских языках (например, бес – пендж, төрт – чар) по своему происхождению являются арийско-индоевропейскими, поэтому не исключено, что и западные прототюрки число семь называли абд, ебд. Эфталиты – название государства, существовавшего в Ү-ҮІ веках н.э. в Средней Азии и на прилегающих территориях, а также его основного этноса. Первые сведения об эфталитах появились в 457 году, когда они подчинили себе Чаганиан, Тохаристан и Бадахшан. Часть исследователей рассматривает Приаралье как место происхождения эфталитов. Взяв Согд, Мерв, а затем Кабул, Пенджаб, Карачар, Кучан, Кашгар и Хотан, эфталиты объединили Среднюю Азию и Восточный Туркестан в единое государство. Они так усилились, что с 485 года даже персы платили им дань. Политическим центром государства вначале был Балх (Балык), а затем город Пайкент. В ҮІ веке эфталиты представляли крупное среднеазиатское государство, расположенное между небесными тюрками и персами-сасанидами. Подвергнувшись давлению с двух сторон, они были разгромлены в 563-567 годах небесными тюрками Истеми-кагана. Происхождение эфталитов не исследуется казахскими историками, т.к. считается, что они не имеют прямого отношения к казахскому этногенезу и географически их ареал лежит вне территории современного Казахстана. Вопрос о языке и этническом происхождении эфталитов до сих пор не решен, на этот счет существуют две основные точки зрения. Согласно одной из них, эфталиты являются ираноязычными. Этого мнения среди западных ученых придерживается А. Мандельштам, среди российских (и советских) исследователей – С. Кляшторный, Б. Гафуров и др.[23] Согласно другой точке зрения, эфталиты были тюркоязычными. Этих взглядов придерживается Ф. Альтхайм и др. Б. Гафуров делит китайские сведения о происхождении эфталитов на четыре группы[24]. Мы приведем эту классификацию, сопровождая каждый пункт своими комментариями. 1. Эфталиты – одна из ветвей юэчжи. Стало традицией считать юэчжи ираноязычными, более того, отождествлять их с массагетами. Высказывается гипотеза о том, что зафиксированное китайскими иероглифами слово юэч-жи читалось в древности гво-ти (т.е. геты). У Бичурина приводятся китайские сведения о том, что «Владетельный дом Йеда (эфталиты. – С.К.) происходит от одного рода с Большими Юэчжи». Обращаясь к проблеме юэчжи, следует напомнить читателю, что эти племена стали известны во ІІ-І вв. до н.э., что в ареале, куда они мигрировали, в І-ІҮ вв. возникла Кушанская империя, затем там властвовали Сасаниды, и лишь после этого возникло государство эфталитов, поэтому разделенные во времени пятью веками юэчжи и эфталиты могут быть связаны, но гипотеза об этой связи не может считаться наиболее убедительной. 2. Эфталиты – одна из ветвей тюркского племени гаогюй. Поскольку здесь определенно речь идет о тюрках, эту гипотезу мы не будем оспаривать. И. Бичурин в своем труде пишет: «Другие сказывают, что Йеда (эфталиты) есть отрасль гаогюйского племени». 3. Эфталиты происходят от племени чеши в Турфане. Утверждать определенно тюркское или иранское происхождение турфанского племени чеши трудно, однако время их существования (Ү в.), среда, а также их связь с жужанями склоняют скорее к тюркской, чем к иранской версии. 4. Эфталиты – потомки Кангюй. Обсуждая эту версию, Б. Гафуров опирался на утвердившееся в науке суждение о ираноязычности кангюев (қаңғ), однако по нашему мнению кангюи говорили на западном прототюркском языке, сильно отличавшемся от современных тюркских языков, но тем не менее именно тюркском. Итак, мы поддерживаем гипотезу о тюркоязычности эфталитов. Эта версия не менее – возможно даже более – вероятна, чем иранская. В свое время С.П. Толстов высказывал сходное мнение: «Надо полагать, что в ІҮ веке дельты Амударьи и Сырдарьи были центром «варварского государства» хионитов-эфталитов, сложившегося на древнем сакско-массагетском субстрате, с отмеченной уже нами сильной примесью восточных хунно-тюркских элементов»[25]. Говоря иначе, эфталиты сформировались во ІІ-ІҮ веке в результате смешения хуннских племен восточного тюркского языка с осколками сако-массагетов, говоривших на древнем западном прототюркском языке, образовавшийся этнос говорил на «промежуточном» прототюркском языке, образовавшимся из восточного прототюркского (хунну) и западного прототюркского (массагет-кангюй) языков. Кстати, ареал формирования эфталитов имеет отношение к нашей территории. В первом томе «Истории Казахской ССР», опубликованном в 1977 году, содержится следующая информация: «В 552-553 гг. тюрки «на западе покорили ида (эфтал)». Речь идет не об эфталитах Средней Азии (завоевание среднеазиатских эфталитов относится к 563-567 гг.), поэтому выражение «на западе разбили ида» в географическом аспекте следует ограничить территорией Алтая. На этих землях упоминает их хронист, помещающий тюрок в Кара-эфталитском округе. Здесь же нашли их уйгурские лазутчики в середине ҮІІІ века»[26]. Таким образом, эфталиты обитали на казахской земле, отсутствие изысканий казахских историков по этой проблеме не может не удивлять. У нас в распоряжении нет исторических сведений, связанных с эфталитами, однако существуют проблемы фольклористики и лингвистики, которые имеют к ним отношение. Именно они привлекают наше внимание. Исходя из гипотезы о тюркоязычности эфталитов, попытаемся найти в казахском фольклоре и языке факты, возможно имеющие отношение к этому народу. Эфталан Вторая проблема – само слово эфталан. Византийский автор Феофан пишет, что эфталиты стали называться так в честь своего царя Эфталана. Отсюда следует первый вывод о том, что слово эфталан возможно является антропонимом. Однако на наш взгляд это имя скорее является не именем реального правителя, а мифо-генеалогическим именем, присвоенным правящей династией. Иначе говоря, эфталан – генеалогическое название правящего рода хионитов. «Обривающие головы наголо» эфталиты имели семь родов (племен). Каков смысл имени Эфталан, Эфталит? Об этом точных сведений нет, поэтому придется обратиться к мифо-лингвистическим гипотезам. Для начала рассмотрим варианты произношения этнонима эфталит. В армянских источниках эфталитов называют хейтал, в иранских – хафтал, в арабских – хайтал, в китайских – е-да (йеда), в тибетских – хе-бдал. Византийский автор Приск Понтийский называет их гуннами-кидаритами, индийские источники – хуна, еще один византиец – Прокопий Кесарийский – называет их белыми хуннами. Разбив эти названия на две группы, можно рассмотреть по отдельности названия хайтал, хефтал, хейтал, йеда, хебдал и названия хуна, белые хунны. Общая основа названий Эфталан, эфталит – эфтал, которая в иранском языке озвучивается как хафтал, а в тибетском – хебдал, с иранского языка это слово можно перевести как «семь алов», где хафт – семь. Исходя из этого, можно было бы предположить, что в основе названия лежит один из иранских языков. Однако это название по-тюркски можно было бы прочитать как жеті-ал> йеті-ал > ет-ал или ит-ал, что и по смыслу, и по внешней форме (по звучанию) близко иранскому слову хафт-ал (хефт-ал, абд-ал). К тому же армянский вариант произношения хейтал, также как и арабское хайтал, сформировался скорее на основе тюркского етал, чем иранского хафтал (абдал). Как бы то ни было, тюркская версия в этом вопросе так же правомочна, как и иранская. Допустим, значение названия эфталит – «семь алов» – хафтал или жеті ал. Почему этот народ назвали «семью алами»? Наиболее вероятное значение слова ал здесь – некое мифо-генеалогическое понятие, т.е. речь идет о понятии ал числом семь. Что это за Семь Алов? Имя Эфталан говорит о существовании варианта «Семь Аланов», что сразу же приближает нас к этнониму алан. Очевидно общее происхождение названий алан І века и семь аланов Ү-ҮІ веков. Китайские источники сообщают, что народ Яньцай, обитавший к северо-западу от Аральского моря, в І в. н.э. стал называться Аланья. Названия, как известно, быстро не меняются, идет ли речь об этнониме или политическом названии. Замена одного названия другим говорит обычно о неких политических изменениях в обществе. Иначе говоря, в І веке н. э. у Яньцай к власти пришел род алан, поэтому страна стала называться Алания. Теперь не только первоначальный род (точнее, династия), но и все подвластное им население стало называться аланами, во ІІ веке западные авторы распространили это название на всех сарматов. Итак, среди Яньцай, обитавших на территории современного Западного Казахстана, появилась некая династия Алан. Вышел ли этот род из родо-племенного объединения Яньцай или же он пришел извне? Более вероятно, что он является пришлым, т.к. история небесных тюрков, кимаков, кипчаков, половцев, огузов показывает, что правящий род приходит извне, захватывает власть, дает свое название покоренному народу и растворяется в нем. Скорее всего, Яньцай столкнулись именно с такой ситуацией. Вопрос лишь в том, откуда пришла первоначальная династия аланов и каково ее происхождение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий