воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 4

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 4 Савроматы или сайрими обитали в западной части Казахстана. Этот древний народ одним из первых упоминается в исторических документах. Мы должны рассматривать его как одного из далеких предков современных казахов. Сарматов, обитавших во ІІ в. до н.э. в северо-западной части Казахстана, китайские документы более позднего времени называют иероглифом янь. Сарматов, обитавших в Западном Казахстане или в Приаралье (позднее называвшихся аланами) китайцы фиксируют под названием яньцай. Общее для этих двух названий – слово янь. Неизвестно, какой сарматский этноним зафиксирован здесь по-китайски в искаженном виде. Мы считаем логичным рассматривать этот этноним через слово йам. Гораздо позднее, в ҮІІІ-І веках н.э. в китайских документах встречаются этнонимы яньмо или яньто, что позволило исследователям выдвинуть новые предположения. Яньто здесь – это племя, входившее в тюркоязычное племенное объединение теле, в основном известное под названием сеяньто. Этноним яньмо считается названием племени йемек. В китайских источниках Алтайские горы также назывались Яньмо. Яньмо – китайский вариант слова йемек, можно привести в связи с этим обзор С. Ахинжанова: «Л. Амби сближает этноним яньмо с известным позднее племенем йемек (iam-mak > Yemek). Более подробно это отождествление разработано Ю.А. Зуевым...»[12]. Таким образом, оригинальная версия этнонима, выраженного иероглифом янь, – йам. Попробуем применить этот вариант прочтения к древним сарматским этнонимам. Сармат (савромат) – янь, что должно читаться как йам. Этноним яньцай также должен начинаться со слова йам. На первый взгляд такие попытки мало что дают, однако присутствие в словах савромат, сармат, сайрима вероятной праформы ома, ма, има, показывает, что прочтение янь > йам неслучайно. По нашему предположению, этноним савромат образовался в результате соединения двух отдельных этнонимов савир и има. «Авестийские» арии должны были называть этот двухсоставной народ саврима, можно предположить, что в более позднем пехлеви, среднеперсидском языке этноним получил форму сайрима. Такое изменение вполне возможно, т.к. например «авестийское» понятие кави (кавай, кава) в среднеперсидском языке трансофрмировалось в кай (Кави-Хосарава > Кай-Хосроу). Итак, было два народа, один назывался има, второй – савр (савир). Объединившись, они стали называться саврима или – с присоединением к этому спаренному этнониму «множественного окончания» т (ат) – савримат или савромат. Здесь следует особо отметить, что множественное окончание т (ат) используется как в монгольских, так и в иранских языках. Исходя из этого можно предположить, что это окончание использовалось также в протоугорском и прототюркском языках, в то время как в известное нам историческое время тюрки использовали множественное окончание ар, а затем лар. Можно также реконструировать, что прототюрки в этих целях использовали и слово із (например, сіз – вы, біз – мы, оғыз – огуз, егіз – близнецы, жұлдыз – звезда). Похожее окончание использовалось и в латинском языке, сейчас оно используется в германских языках. Все это позволяет предположить, что во время таких изменений слов одна из групп прототюрков использовала множественное окончание т. Как бы то ни было, окончание т в словах сармат или савромат не означает, что они обязательно являются иранскими или монгольскими, в такой же степени они могут быть прототюркскими или протоугорскими. Этноним савир стал известен приблизительно в Ү-ҮІ веках, приблизительно по прошествии 800 лет с эпохи савроматов. Известно, что савиры были тюркоязычными. Вполне вероятно, что и в ҮІІ-ҮІ вв. до н.э. существовали савиры, язык которых неизвестен. Зафиксированный в китайских источниках этноним янь – йам, существовавший во ІІ в. до н.э., говорит о том, что самоназванием сарматов или названием, данным им их восточными и южными соседями (кангюями), было йам или има, ведь записавший это название китайский дипломат услышал его от кангюев или еще более удаленных от Китая информаторов. Отсюда следует, что этническое название има существовало по меньшей мере в течение 1 тыс. до н.э. В ҮІ в. до н.э. има создали конфедерацию с племенами савир, оставив в истории свой след как савроматы. Римские авторы называли их сарматами, однако этноним янь > йам в китайских источниках означает, что и после ҮІ в. до н.э. они сами или их восточные соседи продолжали называть их има (имат > иматы). Поэтому есть возможность, что этноним этот не исчез, продолжал существовать в 1 тыс. н.э., позднее перейдя в названия йемек и мадьяр. Во-вторых, согласно Геродоту, в савроматском обществе в большей степени сохранились следы матриархата, роль женщины у савроматов была высока. Более того, геродот пишет, что савроматы произошли от смешения амазонок со скифами. «Геродот рассказывает, что Савроматы произошли от смешения Амазонок с юношами Скифскими: по тому жены первых всегда ходили воевать вместе с мужьями, и всякая девица долженствовала убить неприятеля прежде своего супружества»[13]. Слово йам (йем, имат), ставшее их этнонимом, означает женский мифологический образ, поэтому можно утверждать, что присутствие слова (компонента) има в этнониме савромат доказывается и через мифологию, и через историю. Важно, что образ Има во 2 тыс. до н.э., сохраняя общий характер мифологического образа праотца или праматери, постепенно, в соответствии с мифо-генеалогической необходимостью начал использоваться в качестве этнонима. Таким образом, мы показываем последующие трансформации древнего образа Йам. Эти изменения нашли свое продолжение и в более позднее время. Мадьяр – Мадияр Современные мадьяры (мадияры)[14] – самоназвание венгерского народа, поэтому вроде бы нет оснований говорить о тюркском происхождении этого этнонима. Тем не менее ситуация именно такова. Во-первых,этноним мадьяр стал известен во второй половине 1 тыс. н.э., однако это не означает, что этноним появился именно в этот период, ведь слово, этноним вполне могут существовать, не будучи зафиксированными на бумаге. Если для начала мы затронем вопрос о происхождении венгров-угоров, то их прародиной считаются земли современной Башкирии, Оренбургской, Челябинской и Актюбинской областей, т.е. район Южных Уральских гор. Интересно, что именно на этой территории сформировались и савроматы, т.е. с этой стороны вполне обоснованно можно считать, что древний этноним, сохранявшийся долгое время, позднее дал начало новому этнониму. История венгеро-мадьярского этногенеза до сих пор хранит нерешенные загадки. Эти загадки не смогли решить ни венгерские, ни русские исследователи, т.к. они не придавали значение тюркскому фактору. Исследователи тюркского происхождения, в свою очередь, не занимались этой проблемой. Необходимо вновь обратиться к этногенезу венгеро-мадьяр до Х-ХІ вв. н.э., когда они обитали в Приуралье, т.к. здесь скрывается главный ответ. Не только восточная и западная группы тюрков, ираноязычные племена, но и новый для Степи того времени этнический субстрат – угоры – вынужденно участвовали в процессе гуннского этногенеза, происходившего во ІІ-ІҮ вв.н.э. в ареале Волги и Урала,Уральских гор и Муголджар. Западная группа хунну, перемещавшаяся из Северного Казахстана и Южной Сибири, увлекла за собой на Волгу и Урал угорские племена. Угоры – потомки гиперборейцев – пробудились от многотысячелетней спячки, чтобы присоединиться к евразийскому кочевью. В результате нового объединения народов во ІІ-ІҮ вв. н.э. возникла «Главная орда» – Башқұрт (Башық юрт, т.е. «Главная орда», а не «баш құрт» – «главный волк») – Гуннская орда. В Ү-ҮІІ веках сформировался булгарский суперэтнос, продолживший гуннскую традицию. Ведущим компонентом булгарского этногенеза были тюркоязычные булгары (урманы), соседствовавшие с ними на севере и северо-востоке угороязычные племена приняли участие в этом процессе. Жизнь этой неустойчивой суперэтнической структуры, связанной лишь культурно-языковой, но не политической общностью, не могла быть долгой. Отдельные тюркоязычные этносы – булгары, хазары – выделились и мигрировали из ареала Волги-Урала-Муголджар на юго-запад. Оставшаяся в Центральном Казахстане, в регионе Торгая-Иргиза часть вошла в ареал небесных тюрков и «тюркизировалась». С этого времени (ҮІІ-ІХ вв.) тюркоязычный «гунно-булгарский» массив в своем первоначальном ареале Волги-Урала оказался прореженным. Угороязычные племена, обитавшие к северу от этого ареала, стали заселять опустевшие земли, придав этому пространству новый языковой характер. Эти угоры также участвовали во ІІ-ҮІІ вв. в гунно-булгарском суперэтносе, но историческая роль обитавших на периферии племен была незначительна. Как говорится, всему свой черед, настало время и этим племенам вступить в права. Угоры ҮІІ-ІХ веков полностью приняли прежнюю «гунно-булгарскую традицию», в названный период они явились основными наследниками этой традиции, ее продолжателями. Булгары разошлись в разные стороны, хазары стали развивать новую традицию (небесных тюрков ашина). В этой ситуации традиционные тюркские «гунно-булгарские» названия сами собой оказались угорскими. Во-первых, само название угор. В действительности это прототюркский термин со значением «род, племя», синонимичный восточно-тюркскому слову огуз. В ІХ веке это название было известно лишь среди «угороязычных» племен, распространилось в этой среде, в результате это слово стало восприниматься как название не только тюрков, но и народов с другим языком, что позднее превратилось в традицию. Иначе говоря, слово угор, являющееся сейчас общим научным названием венгров, ханты, манси, первоначально никакого отношения к угорскому языку не имело, а представляло тюркское слово. Во-вторых, этноним он оғыр (уногур, унугор, десять огуров). Это слово в Ү-ҮІІ веках являлось названием объединения тюркоязычных племен, затем: а) в ҮІІІ-ІХ веках превратилось в название мадьяр; б) или же мадьяры, мигрировавшие в Х-ХІ веках в Европу, превратили в традицию использование сохранившегося в их генеалогиях и легендах этнонима оногыр в качестве самоназвания. В результате сформировался обычай называть венгров унгер, унгерн. В-третьих, мадьяры, мигрировавшие в ХІ веке в Европу и проходившие в новых условиях через новый процесс этногенеза, их первые христианские цари начали возводить свое происхождение к давно ушедшим гуннам, так на исторической сцене появилось название Хунгар. В определенном смысле венгры-мадьяры имели право на это название, потому что они: а) являлись народом, сформировавшимся в І-ҮІІ веках в гунно-булгарской среде; б) в І-ҮІІ веках они были чуждым по этническому происхождению народом, причастившимся к «гунно-булгарской» культуре, однако в ҮІІ-ІХ веках оказались почти единственными продолжателями этой культуры и генеалогической традиции. В этом контексте венгры-мадьяры были правомочны использовать этнические названия хунн/гунн, хунгар, унгр, угор, мадьяр, однако истина состоит в том, что все эти понятия, связываемые с венграми, изначально являлись тюркскими. Именно об этом современная наука склонна забыть. Российские (советские) ученые, также как и европейские ученые, воспринимают в этом вопросе исторические реалии после ХІ века как исходную ситуацию, отбросив в сторону проблему тюркских гуннов, хунгар, унгров, угров, мадьяр, венгров І-ҮІІ веков. Вряд ли это делается преднамеренно, скорее следует говорить об ошибках, обусловленных неправильным пониманием истории. Итак, мы завершили вводную часть проблемы происхождения слова мадьяр и перейдем теперь непосредственно к самой теме. Есть основания считать, что этноним има, имат (мат) был известен уже в І-ІҮ веках и ранее. Например, римский ученый Помпоний Мела в своем труде «Хореография» (44 г.н.э.), перечисляя племена, населявшие земли к северу от Кавказа, упоминает в их числе племя мати[15]. Известно также, что гораздо позднее, в ХҮІІ веке на западе и северо-западе Тувы (правобережье Енисея, долина реки Хемчик) обитала этническая группа, называвшаяся мат (самоназвание мады)[16]. Язык, на котором говорило племя мати, неизвестен, однако с учетом территории их обитания и времени, о котором идет речь, можно предположить, что оно было тюрко- или ираноязычным. Этноним или политическое название мадиар могло возникнуть: а) в результате участия племени мати[17] в гуннском этногенезе І-ІҮ веков, когда в результате смешений образовался «новый народ», названный мадиар (мадьяр) путем присоединения к прежнему этнониму форманта ар (мати-ар > мадиар); б) или же как одно из обобщенных, альтернативных названий (Имат-ар, Мати-ар), возникших из имени одного из первопредков (праматерей) в гуннском мифо-генеалогическом комплексе того времени. При этом очевидно, что это название было не иранским или угорским, а именно тюркским, т.к. мифо-генеалогическое имя Има, Имат существовало лишь в тюркской среде. Так, сами того не зная, мадьяры вернули к жизни понятие мат, входвишее в древний этноним савромат. Четвертый этноним – эфталиты Семь совершенных покровителей. В казахской эпической традиции невидимых святых покровителей батыров называют жеті кәміл пір (семь совершенных наставников-пиров). Қысылған жерде дем берер Жеті кәміл пірім-ай («Қобыланды батыр»). В трудную минуту меня поддержат Семь моих совершенных пиров («Батыр Кобланды»). Семь совершенных пиров постоянно покровительствуют определенному эпическому герою, если же батыр забывает о них, перестает поклоняться им, то и они в ответ не поддерживают его. Например, батыр Кобланды, оказавшись в трудной ситуации, злится на себя, что забыл своих семерых покровителей. Семь пиров (жеті кәлендер пір – семь пиров-каландаров (Каландары – суфийский орден. – Пер.)) дают имя батыру Алпамысу, помогают усыпленному с помощью зелья и попавшему в плен батыру. О батыре Ер Косае говорится, что семь пиров взрастили и воспитали его. Природа этого образа кажется простой на первый взгляд, однако корни его скрываются в многотысячелетней мифологии кочевников, до нашего времени образ этот несколько раз трансформировался. «Семь совершенных пиров» – это персидское выражение, это название было дано суфийскими средневековыми проповедниками ислама, переработавшими древний образ, до того образ семи покровителей присутствовал в представлениях среднеазиатского зороастризма и митраизма. Очевидно, что еще раньше существовал архаический образ семи существ. Семь наставников или семь воинов-покровителей – постоянный образ древней мифологии кочевников, вероятно, они имели божественный статус. Мы можем показать лишь фрагментарную историю вероятных трансформаций этого образа путем перечисления нескольких примеров. Тайна слова. Изучение этимологии слова кәлендер в выражении жеті кәлендер пір позволяет обнаружить интересные вещи. Кәлендер – слово новоперсидского языка, здесь дар – персидский суффикс (например, ракабдар, мөхердер, сардар и др.), однако это не говорит о персидском происхождении слова кәлен. Мы связываем это слово с прототюркским мифологическим понятием Калин. Мы уже специально останавливались на этом понятии (см. главу «Ал и Хал»), поэтому здесь продолжим разговор, памятуя лишь, что в основе слова лежит праформа кал (ал). Ал и семь алов Первоначальное происхождение праформы ал или хал (кал, қал) – название нг (анг) точки в центре круга в знаке абак. Анг > Ан > Ал или же Қаңғ > Қан > қал (Хал, Кал). Уже во времена неолита люди, наблюдая за движениями Луны на небе, установили постоянство числа семь, в результате это число было сакрализовано, использовалось в качестве константы во многих примерах. Круг в знаке абак назывался аб (ам), позднее һаб (һам) или же саб (сам). Эти названия круга, так же как и название знака абак в целом, стали означать число семь. Один из вариантов полного названия знака абак – саб-анг или сам-анг, где саб (сам) – круг, а анг – точка. Слово семь в современных славянских языках, также как и seven в германских языках означают число семь и происходят от знака абак. В основе персидско-иранских слов хафт, абд с тем же значением находится один из вариантов чтения знака абак: аб-анг > аб-ай > аб-ад > абд. Этимология тюркского числительного жеті другая, однако мы можем утверждать, что в основе указанных числительных славянских, германских, иранских языков находится чтение гиперборейского знака абак. У прототюрков число семь обозначалось похожим словом, но оно было забыто, его заменило числительное, сформировавшееся в еще неизвестной, непонятной нам системе (В Книге первой «Мифологии предказахов», написанной позже «Гипербореи», автор посвящает отдельные разделы сакральным числам семь, девять, сорок и др., доказывая происхождение тюркских числительных жеті, тоғыз, қырық и др. из знака абак, при этом первоначально эти слова, как он считает, не были числительными. – Пер.). Сам знак абак означает «семь», что можно увидеть на примере других мифологических понятий. Первый из таких примеров – понятие шумеро-аккадской мифологии абгаль (апкаллу). В мифологических текстах упоминается число мудрецов-абгалей, обитающих в подземном мировом океане пресных вод Абзу, – семь. Аб-(к)анг > Аб-(к)ан > Аб-(к)ал > Абгаль (Апкаллу), где образующий слово компонент аб означает круг в знаке абак, ал (кал, галь) – название точки. Знак в целом означает «семь», в результате тавтологии образовалось понятие «семь абгалей». Здесь точка в центре круга использована в качестве создающей основной смысл. Число абгалей в шумерской мифологии не упоминается. Аккадцы, приспособившие это понятие к своей мифологии и называвшие его апкаллу, уточняют их количество – семь, аккадская мифологическая традиция включает в это число Адапу, Гильгамеша и Этану. Отсюда следует: а) возможность, что и в шумерской мифологии число абгалей равнялось семи, и Гильгамеш, Адапа и Этана входили в это число; б) в первоначальной шумерской генеалогии эти абгали могли являться «предыдущим поколением человечества» (адамзаттың арғы ұрпағы) или «первоначальным поколением царской династии». В «Поэме о Гильгамеше» так говорится о стене города Урук: Осмотри-ка основу, кирпичи потрогай – Ее ли кирпичи не обожжены крепко, Не заложены ль стены семью мудрецами?..[18]

Комментариев нет:

Отправить комментарий