воскресенье, 6 мая 2012 г.

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 3

ГИПЕРБОРЕЯ: ІХ раздел Серикбол КОНДЫБАЙ Древние тюркские этнонимы Часть 3 ***В «Шахнаме» упоминается дальний предок кабульского царя-месяца Мехраба Таз[7]. Таким образом, это имя связывается с Кабулом, Афганистаном, иначе говоря с Жидели-Байсын, ареалом даса, о которых мы говорим. Существуют факты, позволяющие связать тазов с даса, а также с абгалями, геродотовскими «лысыми» аргиппеями, ставшим известным в средние века этнонимом жеті қасқа – «семь меченых». Имена даса В «Ригведе» упоминается несколько имен прославленных даса – Шушна, Шамбара, Намучи, Пипру, Дхуни, Чумури, Дрибхика, Рудхикра, Анаршани, Срибинда, Илибиша и другие. Мы показали общее происхождение имени Шушна из этого перечня с такими мифологическими образами как эламский Иншушинак, авестийский Хаошйангха, современные тюркские Қазан, Қосай, Созақ, Қожақ (см. главу об этнониме қазақ). Поэтому существует необходимость рассмотреть этимологию всех этих имен через мифолингвистические представления вообще и тюркский язык в частности. Пока мы ничего не можем сказать о других именах, кроме того, что имя Илибиша может иметь отношение к рассмотренной ранее проблеме Ила (илибиша > или биша > или бәй(біше) (Каз. бәйбише – старшая, первая жена. – Пер.) – слово и образ, связанные с водой и змеей). Второй этноним – абары Исторические абары. Апр. Франграсйан. Мы уже говорили о том, что обретшее генеалогический характер мифологическое понятие может постепенно превратиться в реальный этноним. Должна возникнуть некая историческая потребность, и тогда имя обладающей мифологическим характером праматери (или праотца) в генеалогии рода начинает новую жизнь в качестве общего названия этого рода. Мифические гиперборейцы, «научившие наукам и искусствам» греков и шумеров, или же абары (абарис, абгаль), участвовавшие в их этногенезе, были не просто мифологическими образами, а реальными этническими группами того времени. Название абар в последующие тысячелетия несколько раз превращалось в мифологическое понятие и так же появлялось в разных частях в центральной части Евразии в качестве исторического этнонима. Во многих случаях исследователь должен обратиться к мифологическим текстам, вычленить из мифа содержащийся исторический пласт для того, чтобы увидеть историческое бытие бесписьменной эпохи, векторы ее изменений. Разумеется, полученные таким образом заключения вряд ли покажутся убедительными ортодоксальным историкам. ***Абар – это еще одно этническое название племен магической эпохи казахской земли. Понятие абар, образовавшееся в результате чтения первоначального знака абак, обрело характер реального этнонима во второй половине 2 тыс. до н.э. Существование племени или объединения племен, т.е. суперэтноса с таким названием можно установить только лишь благодаря двум полуисторическим мифологическим источникам. Первый из них – сведения Геродота и других античных авторов о скифах, второй – «Авеста», мифологические данные персидской эпики. «История» Геродота содержит сведения о верхнем уровне мифологической родословной скифов. Согласно этой родословной, от Зевса и дочери реки Борисфен родился человек по имени Таргитай. У Таргитая было три сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От Липоксая произошел род авхатов, от Арпоксая – катиары и траспии, от Колаксая – паралаты. Все три приведенных имени значимы для исторической реконструкции, пока же мы остановимся на двух из них – Арпоксай и Колаксай. Колаксай – основатель скифской царской династии, царского рода, в этом имени можно вычленить этноним колак, возникший мифо-генеалогическим путем. Не говоря уже о первоначальной этимологии, к производным значениям слова колак можно отнести прототюркские понятия күн (солнце, конг > кон > кол), дөңгелек (колесо), көлік (транспортное средство), қола (бронза, солнечный металл, сплав меди и олова). Это слово, запечатлевшее бронзовый век, победу металла над камнем, превратилось в мифологический этноним. Этимология слова колак (колаксай, колакс) связана с тюркскими қола (металл, бронза) и көлек (дөңгелек, колесо), көлік (конь, конная повозка), возможно, оно было символом бронзового века, века колесниц, доминирующего культа Солнца – «сверкающего как бронза» и «круглого как колесо». Быть может, потомки Колаксая, освоившие «солнечный металл»[8] и вооруженные бронзовым оружием, стоя на двухколесных повозках-колесницах, покорили еще не вышедший из неолита-энеолита неизвестный народ апр. В соответствии с этой моделью можно предположить, что и имя Арпоксай играло роль этнонима. Здесь возникает еще один вопрос. Какое имя правильно – Арпок(сай) или Апрок(сай)? Такая перестановка звуков возможна в любом языке (например, в казахском языке айлан > айнал (кружись), қақпан > капкан (капкан)), поэтому изменение арпок > апрок (рп > пр) вполне вероятно, однако было бы желательно привести исторический пример такого изменения. И такой пример существует в труде римского автора Валерия Флакка, зафиксировавшего отрывок из другого скифского генеалогического мифа. Согласно этому мифу, скиф по имени Колакс, рожденный от союза скифского бога, соответствующего Юпитеру, и девы «с полузвериным телом и двумя змеями», соответствующей Горе, сразился со скифом по имени Апр. Исследователь скифской мифологии Д.С. Раевский отождествил Колакса геродотовским Колаксаем, а Апра – с Арпоксаем. Таким образом... Колакс – Колаксай. Апр – Арпоксай. Если сходство Колакс > Колаксай является точным, то в случае Апр – Арпоксай мы видим замену рп > пр. Согласно сведениям мифа, Колакс и Апр враждовали, что можно интерпретировать как столкновение древних племен (этносов) колак и апр. В результате этих столкновений два этноса объединились, образовав первоначальный скифский этнос. По нашему предположению, четыре скифских племени, ведущих свое происхождение от трех братьев, – это не внутреннее родо-племенное деление скифов, населявших украинскую степь в ҮІІ-Ү вв. до н.э., а рода первоначальных скифов (протоскифов), живших в Казахстане в ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э. и ранее. Во-первых, примеры царской элиты из четырех родов мы видим у царских династий хунну, парфян и других кочевых этносов. Во-вторых, довод в пользу древности этнонима апр мы находим в другом мифологическом источнике – «Авесте». Франграсйан Авестийская транскрипция сохранившегося в «Авесте» имени туранского царя Франграсйана, позднее, в пехлевийский период (І-ҮІІІ вв. н.э.) превратившегося в Фрасиака, а еще позднее у Фирдоуси в Афрасиаба, содержит слово абар (абр, афр, апр). Иранский «авестийский» язык «съел» звук аб в начале слова, сохранив первоначальное составленное из трех слов прототюркское имя Афр-ангр-асйанг в форме Франграсйанг. Все три компонента первоначального имени афр, ангр, асйан означают «полость, изначальное пространство», однако их совместное употребление может быть связано с тем, что в тот период каждое из них обладало собственным производным смыслом. Можно привести различные соображения на этот счет, однако мы не считаем их окончательными. Поэтому пока (условно) мы будем переводить имя Франграсйан как «Асан (Асйан) Абар-Энгурры (Ангр)» (Абар-Энгурраның (Ангр) Асаны (Асйаны)). Франграсйан (Афрасиаб или Ер Тунга) – царь туранцев, заклятый враг ариев[9]. Он владеет подземным дворцом, что говорит о небезосновательности нашей гипотезы о «пещере, замкнутом пространстве» (Энгурра, каз. Үңгір). Компонент фр (афр) в имени соответствует сохранившемуся в скифском мифе имени Апр. Непримиримая вражда «авестийских» ариев с туранским Афром (Афранграсйаном) – событие одного уровня с войной Колакса и Апра в скифском мифе. Войны ариев и апров, колаксов и апров, возможно, отражают реальные столкновения и войны казахстанских племен бронзового века второй половины или конца 2 тыс. до н.э. Эти исторические события можно вероятностно реконструировать следующим образом. Когда во второй половине 2 тыс. до н.э. иранские племена срубной культуры Западного Казахстана начали мигрировать на юг, в центральной (Улытау-Сарыарка) и восточной (Алтай) частях Казахстана обитали прототюркские племена абар (андроновской, карасукской культур). В это время индоарии уже начали свое движение из Средней Азии в направлении Индостана, следом за ними иранские племена срубной культуры разделились на три ветви: а) первая группа по кавказскому побережью Каспийского моря прошла в Иран (протоперсы и мидийцы); б) вторая группа через Западный Казахстан, по Сырдарье и Амударье начала перемещаться в Среднюю Азию (восточные иранцы, т.е. «арии» как таковые); в) третья группа осталась на родине, в районе Урала и Волги, чтобы позднее в качестве этнического субстрата принять участие в этногенезе скифов, киммерийцев и др. народов. Продвижение ираноязычных племен на юг через казахские земли вызвало противодействие соседствовавших с ними абаров (прототюрков). Иранцы (срубная культура) и абары (андроновцы) создали схожие культуры бронзового века, но их мифы и верования не были похожи. Эти отличия в мировоззрении, а также конкуренция за пастбища и водные источники превратили иранцев и абаров во врагов. Двигавшиеся в Среднюю Азию, Хорезм группы иранцев завершили свое переселение в ХҮ-ХІҮ вв. до н.э. Реконструируемое Дьяконовым возникновение Арйашайаны – первой иранской арийской государственности – приходится на рубеж ХІ-Х вв. до н.э., когда иранские племена переходят к оседлому образу жизни на землях Средней Азии. Приблизительно в ХІІ-Х вв. до н.э. в Центральном Казахстане сформировалась Бегазы-Дандыбаевская культура поздней бронзы, географические и временные данные склоняют к мысли, что носителями этой культуры были прототюрки, абары. 1. Время образования Арйашайаны (около 1 тыс. до н.э.), о котором говорит Дьяконов, и эпоха развития Бегазы-Дандыбаевской культуры (ХІІІ-ҮІІІ вв. до н.э., расцвет – ХІ-Х вв. до н.э.) совпадают. 2. Географическое соответствие. Арийское государство или арийский этнический ареал охватывал Северный Афганистан, Юго-Восточный Туркменистан, таджикские и узбекские земли. Дьяконов северную границу ариев доводит до Хорезма, мы же, исходя из ландшафтно-географических условий, считаем, что район Туркестана и Чимкента до южных склонов Каратау входил в арийский ареал. Согласно мифоэпике, враги ариев – туранцы – обитали к северу от арийской территории. С географической точки зрения это – Каратау и территория Центрального Казахстана к северу от Сырдарьи, т.е. ареал распространения Бегазы-Дандыбаевской культуры. 3. «Авестийский» миф, а позднее «Шахнаме» Фирдоуси рассказывают о Медном городе Афрасиаба (Франграсйана). Алькей Маргулан связывал этот Медный город с ареалом бегазы-дандыбаевской культуры, древними медными рудникамив Улытау. Пока достаточно этих трех совпадений. Мы надеемся, что со временем появятся и другие доводы в пользу этой гипотезы. Бегазы-дандыбаевцы – – «авестийские» туры, туранцы – являются теми самыми прототюркскими абарами, о которых мы говорим. Войны ХІ-Х (ХІІ-ҮІІІ) вв. до н.э. между именно этими абарами или турами и среднеазиатскими ариями дали начало историческим легендам, превратившимся в ҮІІІ-ҮІ веках до н.э. в среде бактрийских, среднеазиатских ариев в мифоэпос. Позднее, в связи с завоеванием персами Бактрии и Средней Азии, превращением зороастризма в государственную религию персов, эта мифоэпика вошла в персидский фольклор, в ахеменидскую, аршакидскую и сасанидскую эпохи проросла корнями в персидское сознание, и через 1500 лет стала основой для «Шахнаме» Фирдоуси. Таким образом, этноним тур, не сохранившийся в прототюркской среде, сохранился в иранском сознании. Древний этноним абар сохранился лишь в качестве первого имяобразующего компонента в имени туранского царя Франграсйан-Афранграсйан. И это уже немало. Во время войн бегазы-дандыбаевцев в ХІ-Х вв. до н.э. часть абаров начала смешиваться с некоторыми иранскими племенами, оставшимися в Западном Казахстане, сформировав в ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э. первоначальный скифский этнос. В ҮІІ вв. до н.э. первоначальные скифы ушли с казахских земель на запад, покорили и объединили племена, населявшие территорию Украины, создав новое общество. В этом обществе первоначальные скифы утратили свой язык, но сохранили этноним скиф. Поэтому не следует забывать, что между скифами ҮІІІ-ҮІІ вв. до н.э. и скифами ҮІ-ІҮ вв. до н.э. существуют значительные различия. Обосновавшиеся на новых землях, давшие начало новому этногенезу скифы забыли легенды о древней абаро-иранской войне, сохранив в памяти лишь отголоски о столкновениях некоих Колакса и Апра. Главное, мы можем, пусть и условно, называть казахстанские племена создателей андроновской, бегазы-дандыбаевской культуры 2 тыс. до н.э. прототюрскими племенами Абар (афр, апр). Другие «абаки» сако-скифской, массагетской культур В трудах древних греко-римских авторов встречаются названия племен аугасий, апасиак (апасак), аби, возможно населявших один из районов Казахстана или Средней Азии. Вполне возможно, что этноним аби здесь происходит от понятия аб. Мы считаем неуместной привычку ортодоксальных ученыъх при каждом удобном случае слово аб рассматривать как иранское слово со значением «вода», т.к. возникновение этнонима в связи с каким-то ландшафтным свойством не является основной закономерностью формирования этнонимов. Этноним апасиак образуется из сложения этнонимов апас (абас >абак) и сиак. Также и этноним аугасий возникает из сложения этнонимов абаг (ауг > аваг) и аси. Утверждать так позволяет упоминание этими же античными авторами племен аси, асси, обитавших на этой же территории. «Географически – территория саков-тиграхауда (совпадающая полностью или частично с территорией ортакарибантиев Геродота(или саков-тиграхауда Бехистунской надписи) – это регион от Узбоя до Сырдарьи включительно. Массагетский союз, вероятно, объединял и такие племена, как дербики, абии, апасиаки»[10]. Казахстанские дай-массагетские племена, в качестве этнонима использовавшие такие мифо-генеалогические понятия, как аби, абак-аси (авгаси > аугасий)[11], апасиак (абак > апас + сиак), являются опосредующим историко-географическим звеном между скифскими именами Апр, авхат (авак и формант т > авхат), Апи (это один из вариантов прототюркского имени праматери Абас) и дай-парфянскими апарнами. Это лишь отдельные звенья, демонстрирующие преемственность информации на протяжении 3-1 тыс. до н.э. Больше мы ничего не можем сказать на эту тему, т.к. от этих племен сохранились лишь их имена. Апарндай В конце ІІІ в. до н.э. дай-массагетские племена во главе с Аршаком завоевали парфян, населявших юг современной Туркмении, и создали Парфянскую империю, просуществовавшую пять веков. Историки происхождение Аршака связывают с племенем парн, однако в некоторых источниках упоминается парфянское племя апарндай. Этноним апарндай возникает в результате соединения этнонимов апарн и дай. Дай здесь – это общее название большого этнического конгломерата (дай > даха > даса), а апарн – название правящего племени в составе племенного объединения. Согласно простой логике, царь Аршак происходит из племени апарн, а не парн. Апарн > Апарун. Возможно, это еще один исторический пример этнонима, происходящего от древнего мифологического образа абар. Чтобы понять первоначальную «абарскую» природу династии апарн, правившей Парфией (возможно, это название также образовалось в результате изменений апарун > апарн > апарт > парт – парфия, т.к. полное названия первой столицы парфян – Партавниса, где компонент партав имеет отношение к названию страны Парфия), необходимо понять природу названия дай > даха > даса, а мы уже говорили о даях специально. Династия афригитов Абу Райхан аль Бируни сообщает о том, что в 305 году на трон Хорезма воссел царь по имени Африг. С этого времени в ІҮ-ҮІІІ веках власть в Хорезме принадлежала династии афригитов. Вероятно, это западная прототюркская династия, ассимилированная и иранизировавшаяся в ираноязычном Хорезме в течение одного поколения. Ясно, что она находилась в какой-то связи со ставшими известными в ҮІ веке аварами, т.к. исследователи местом происхождения аваров считают Приаралье. Авары (Абары) Этноним авар вновь вышел на историческую арену в ҮІ в.н.э. в одно время с небесными тюрками. Исследователи связывают этот этноним с хионитами (эфталитами или белыми хуннами), для нас они бесспорно являются последними потомками западных прототюрков. Хан Абар Средневековый историк Джузджани (умер после 1260 г.), рассказывая о кипчакском хане, убежавшем от монгольского напора и жившем в Делийском султанате, пишет о его принадлежности к племени ельбори, а также упоминает, что его дед был потомком Абар-хана ельбори. Исходя из этого, Б.Е. Кумеков считает Абар-хана генеалогическим первопредком ханского рода ельбори. Возможно, имя Абар является этнонимом, сохранившимся от древнего народа, участвовавшего в племенном этногенезе ельбори. В любом случае это показывает, что слово абар не было забыто и в средние века. Третий этноним – Има Этноним има (Йем, Йам) также ведет свое происхождение от мифологического понятия Великая Мать-Богиня. Мы уже говорили об этом специально (см. главу о бие Майкы), поэтому здесь перейдем сразу к исторической проблеме... Этноним Има и образ и имя Майқы (индоиранское Йама, Йима, Яма) связаны друг с другом. Предполагается, что образ Йама появился во времена индоиранской общности, которую исследователи датируют второй половиной 3 тыс. до н.э. Однако время формирования этого мифологического образа можно передвинуть на гораздо более поздний срок, конкретно речь идет о середине 2 тыс. до н.э. Образ вполне мог возникнуть не во времена индоиранской общности, а в тот период, когда индоарии пришли в Среднюю Азию. Позднее образ мог быть заимствован не всеми, а лишь среднеазиатскими иранскими племенами. В связи с тем, что возникший еще позже зороастризм опирался по большей части на среднеазиатские мифы, имя стало общеиранским. Это лишь гипотеза, но она имеет под собой основания. Несмотря на эту возможность, мы будем считать, что индоиранский образ Йимы возник в 3-2 тыс. до н.э. Для нашей реконструкции значимой является датировка: имя Йама появилось в индоиранской мифологической традиции никак не позднее середины 2 тыс. до н.э. Предполагается, что этноним има имел место также в 3-2 тыс. до н.э. Итак, на рубеже 3-2 тыс. до н.э. восточная группа индоевропейцев (индоиранцы) познакомилась с прототюркским образом праматери Йам. Это знакомство, по всей видимости, состоялось в результате смешения восточной группы индоевропейцев, позднее названных индоиранцами, с обитавшими к востоку от них прототюрками. В этногенезе индоиранцев участвовала не только прежняя индоевропейская основа, но и прототюркский субстрат, лишь в результате смешения этих двух компонентов образовался первоначальный «индоиранский» этнос. Сейчас невозможно в точности определить этнический характер первоначальных индоиранцев, однако особенности их языка, обретенные после отделения от первоначальной индоевропейской целостности, можно объяснить не только территориальной отдаленностью, но и смешением с местным этническим массивом на новой территории. Иначе говоря, одна из групп ушедших на восток индоевропейцев смешалась с местным населением (прототюрками) и сформировала новый народ, этническую структуру с условным названием индоиранцы. Их язык сохранил первоначальную индоевропейскую основу, однако обрел ряд морфологических, синтаксических и лексических изменений в результате влияния языка местного субстрата. Древний язык обогатился новыми словами, точно так же, как первоначальная, общая для индоевропейцев мифология пополнилась в новой среде местными мифологическими идеями, понятиями, представлениями, образами, именами. Эта этническая среда восприняла прототюркский образ Йам в качестве мужского, т.к. в индоиранской среде в сравнении с прототюркской патриархат был сильнее. Так возник мужской образ Йама, еще позднее он стал пониматься как первоцарь. ***Мифо-генеалогический образ, восходящий к Йам, стал известен среди родов и племен, населявших в 3-2 тыс. до н.э. Великую Степь – пространство между Волгой и Саянами. Письменных источников об этом периоде степной истории не существует, поэтому мы можем лишь предполагать, что он распространился и среди прототюрков, в том числе и тех, что не имели прямых контактов с индоевропейцами. Самодийцы и финноугоры сохранили первоначальный божественный статус Йам (нам, нум), в то время как прототюрки развивали его в направлении генеалогии. Говоря о генеалогическом направлении, мы имеем в виду превращение мифо-генеалогического образа в генеалогическое имя и образ первопредка (праматери или праотца) в среде какого-либо реального рода, племени, суперэтнического конгломерата. Это превращение затем позволяет рассматривать мифологическое имя как эпоним, который постепенно превращается в этноним. Памятуя об этом и выявляя имя Йам в названиях ставших известными позднее племен и народов, мы сможем раскрыть многие проблемы. Сайрима – Савромат – Сармат Среди названий мифологических народов, упомянутых в «Авесте», есть этноним сайрима, но никаких сведений о том, где они могли обитать в реальном пространстве, не существует. Исследователи отождествляют этих сайрима с савроматами греческих авторов: сайрима > савромат. Можем ли мы хоть как-то использовать это отождествление? Здесь нам предстоит выдвинуть несколько, пусть и шатких, предположений. Высказывая наперед сомнения, мы все-таки считаем правильным сформулировать это предположение, т.к. ниспровергатели в случае их ошибочности без сомнения найдутся, а до того всегда есть шанс обнаружения доводов в их пользу. Во-первых, название савромат упоминается в ҮІ-ІҮ вв. до н.э. , а затем исчезает из употребления, зато в более поздних документах широко употребительным становится название сармат. Историки происхождение сарматов связывают с савроматами. Вполне возможно, что слово сармат является одним из вариантов древнего названия савромат, возникшим в результате его искажения римскими авторами, т.е. сармат – это лишь видоизмененное савромат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий