воскресенье, 6 мая 2012 г.

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 7

Гиперборея: Ү раздел Серикбол Кондыбай Троя – Эллада – Рим Часть 7 Аполлон, Аплу, Авель и Абулджа Аполлон – один из наиболее ярких персонажей греческой мифологии. Нет необходимости подробно разбирать его характер в греческом мифе олимпийского периода, в данном случае нас интересует лишь происхождение и значение его имени. В энциклопедическом словаре мифологии приводится важнейшее для нас сведение относительно этого имени: «Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлон, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа»[51]. Таким образом, есть основания искать истоки слова в других языках. Еще одно имя, считающееся однокоренным с именем Аполлон, – это Аплу в этрусской мифологии[52]. В этот ряд можно также включить Авеля-Абыла трех семитических религий (иудаизм, христианство, ислам), тюркского Абулджу и кельтского Аваллаха. Авель Легенда об Авеле и Каине общеизвестна. По мусульманскому преданию у праотца Адама и праматери Евы (Хауа) было два сына – Авель (Абыл) и Каин (Кабыл). Каин был земледельцем, а Авель – скотоводом. Однажды жертвоприношение Каина – выращенные им плоды –не было принято Богом, в то время как жертва Авеля – агнец – была принята. Из ревности Каин убил своего младшего брата. Авель оказался первым убитым человеком на земле. Казахи имя Авеля огласовывают то Әбіл, то Абыл. Отсюа происходит и имя Абылай (Әбілмансүр). Мы используем вариант Абыл. Образы Абыла и Кабыла есть не только в мусульманской, но и в христианской (Авель и Каин) традиции, в основе их находятся образы иудейской мифологии.. В таком случае Абыл (Авель) является еврейским (семитским) образом? Конечно, нет, т.к. образ и имя Авеля у семитов – это лишь один из вариантов древнейшего образа, принадлежавшего другому народу. Мы считаем Авеля «гиперборейским» образом. Абулджа Персидский историк ХІҮ в. Рашид-ад-Дин, собравший генеалогию монголо-тюркских ханов, называет некоего Абулджу в качестве праотца тюрков. Опиравшийся на его труды казахский историк Кадыргали Жалаири (1601 г.) пишет, что Абулджа (Абулжа, Абул-аджи) – второе имя Йафеса. «Итак, пророк Нух (Ной) отправил своего третьего сына Йафеса на восток. Так говорят моголы и тюрки, однако тюрки бы называли Йафеса ханом Абулжа, и не могли бы знать точно. Этот хан Абулжа был сыном или сыном сына пророка Ноя»[53]. К. Жалаири мог и ошибаться в этом вопросе, он и сам говорит об этом. Абульгази же считал, что от Йафеса родился Тюрк, от Тюрка – Тутик, от Тутика – Абулджа[54]. Рашид-ад-Дин, Кыдыргали, Абульгази – мусульманские авторы. Будучи ученнейшими людьми своего времени, они хорошо знали генеалогию мусульманских пророков и людей, поэтому они не могли спутать имя и место в генеалогии Авеля – сына праотца Адама, жившего за много поколений до пророка Ноя. Место, занимаемое именем Абулджа в родословной тюрков означает, как нам представляется, что образ Абулджи был известен тюркам задолго до принятия ислама. Иными словами, Абулджа – домусульманский образ собственно тюркской мифо-генеалогической традиции, сохранившийся у части тюрков. Ислам привнес в тюркское мировоззрение семитский образ Авеля – «далекого аналога» Абулджи, в результате в средневековой родословной тюрков-мусульман параллельно существовали имена Абулджи и Абыла. Формант джа в имени Абулджа – это прототюркское слово аджи (ажа, әже) – мифический предок (в основном женского рода). Полный вариант имени – Абул-аджи, в котором основным компонентом является слово абул. Хан Абулджа жил в горах Ортау и Көртау[55]. Устоявшейся традицией является интерпретация этих гор как реальных географических объектов: считается, что это горы в районе Улытау. Возможно, внешнее сходство названий и историко-географические соображения оказали влияние на такую идентификацию, однако нам представляется, что названия двух гор связаны, прежде всего, с древними мифологическими представлениями. Определения гор могут быть поздним включением, понятия ор (ров) и көр (могила), кер, кур, көз (глаз, источник) могут принадлежать древнейшей мифологии, быть сформированными в связи со знаком абак. *** Исследователи этимологию имени Авель (Hevel) связывают с древнеаккадским словом *aplu – «дитя, сын». Иными словами, слово Авель происходит от знака абак. Круг – аб (ав), точка – ел (ул, лу, ал). Знак читается как Авел[i], Абел, Абал, Абул, Аблу. Значение слова абел в аккадском языке – «чей-то сын, ребенок» – не может быть первоначальным, оно появляется с забвением знака абак, поэтому мы попытаемся прочесть его по-другому. Круг (аб) – «мать», точка (ел, ул) – «ребенок, сын», т.е. первый вариант прочтения слова Абел в связи с человеком – это «мать и сын». Когда чтение знака было забыто, возникли и другие значения, к этому периоду относится прочтение знака как просто «чей-то ребенок, сын». Когда знак абак, т.е. круг с точкой в центре, стал читаться как «солнце», и Аполлон, и Аплу стали пониматься как солярные герои. Действительно, Аполлон в греческом мифе – солярное божество. Отношение Аполлона к Гиперборее также связано с этим знаком. Аплу в этруской мифологии изображался как юноша с лавровым венком на голове, с луком или лирой, с несколькими буллами на шее[ii], т.е. и он обладал функцией «сын, ребенок». Исследователи не сумели «прочесть» эти имена, преобладает мнение о неиндоевропейской этимологии этих имен[56]. Мы же можем показать, что значение этих имен менялось в соответствии с уровнем понимания знака абак, и что они могут быть объяснены через тюркский язык. Слово аб (круг, «мать») – эта праформа, существующая во многих языках, но ул (точка, «сын») используется до сегодняшнего дня только в тюркских языках. Итак, семитский Авель, тюркский Абулджа, греческий Аполлон и этруский Аплу происходят от одного начала, второе значение всех этих имен – «чей-то сын, ребенок». Эти четыре персонажа имеют еще одного тезку, это Аваллах кельтской, более точно, валлийской мифологии. По валлийской родословной Аваллах – основатель древней династии правителей Британии, т.е. мифический первопредок. В этой своей функции он соответствует тюркскому Абулдже. Оба они – предки царей и ханов. Кельты знали имя Аваллах уже в 1 тыс. н.э., возможно и раньше, т.е. еще до прихода на остров германцев (англо-саксов). Вероятнее всего, они заимствовали этот образ у протоэтрусков в начале 1 тыс. до н.э. Итак, мы показали пять образов в пяти различных традициях, имена которых имеют общее происхождение. Очевидно, что они не были сформированы каждый по отдельности, а произошли от одного начала и затем разошлись в разных направлениях. В качестве общего начала мы опять же предлагаем Гиперборею – Абар. Это ареал Южного Кавказа и Курдистана не позднее 5-3 тыс. до н.э., именно отсюда перечисленные имена начали свое странствие в разные стороны света. По устоявшемуся определению современных мифологов, греческий Аполлон – это «образ неизвестной анатолийской традиции». Анатолия – это Малая Азия, т.е. территория современной Турции. Регион Южного Кавказа и Курдистана частично входит в турецкую территорию. Историко-географический «маршрут» греческого Аполлона и этрусского Аплу, скорее всего, был таков: Армения и Курдистан > Турция-Троя > Балканский полуостров. В легенде о Троянской войне в греческой мифологии («Илиада») Аполлон выступает на стороне троянцев, покровительствует им, но не грекам. Если вспомнить, что этимология имени Аполлон признана неиндоевропейской, становится ясно: Аполлон – мифологический персонаж, принадлежащий не греческой, а некоей другой этно-культурной среде в ареале Трои. Греки (протоэллины) познакомились с этим образом и ввели его в собственную мифологию не ранее периода предполагаемых греко-троянских войн (ХІІІ-ХІІ вв. до н.э.) и не позднее периода греческой колонизации западного побережья Анатолии в ҮІІ в. до н.э.[57] Иапет – Йафет или Йафес Иапет – один из мифических первопредков греков. От Урана и Геи рождается Иапет, от Иапета четыре сына – Прометей, Атлант, Менетий, Эпиметей, от Прометея – Девкалион, от Девкалиона – Эллин, от Эллина – Эол (эолийцы), Дор (дорийцы) и Ксуф. Нетрудно заметить, что и это имя по своему происхождению принадлежит не греческому, а некоему древнему языку анатолийско-кавказского региона. К тому же имя Иапет имеет аналог – Йафет. Имя Йафеса (Йапета) – одного из трех сыновей пророка Ноя, считающегося предком северных народов (в том числе тюрков), – образовано в результате прочтения знака абак: Йафес > Йа-Афес > Афес > Афас > Абас или Йафет > Йа-Афет > Афет > Афат > Абат. Однако это очень древний вариант имени, по нашему предположению, он возник во 2-1 тыс. до н.э. в результате усвоения населявшими Месопотамию и Сирию семитоязычными народами (арамея, ассирийцами и др.) древнего гиперборейского имени-образа. Показатель Йа в начале слова позволяет предположить, что имя образовалось путем изменения шумерского имени Намму или имени другого ближневосточного образа, аналогичного Намму. Нг-ам-ас > Намус > Намму Нг-ам-ас > Йа-ам-ас > Йа-абас > Йа-афес > Йафес Нг-ам-ас > Йа-ам-ас > Йама (Яма, Йима, Имак) Джамбу > Йамбу > Йамму > Намму Как видите, из одного первоначального имени развивается три разных образа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий